Берковская Наталья Владимировна
Библиотерапия как средство формирования межличностного общения у детей. Введение
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность исследования. В условиях современного социального пространства актуализируется роль межличностного общения детей дошкольного возраста, что детерминировано повышением требований к их коммуникативному потенциалу. При этом известно, что межличностное общение выступает как основа развития детей в контексте дошкольного образования, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее выраженные сложности в отношении межличностного общения отмечаются у детей дошкольного возраста с парциальной несформированностью высших психических функций, что обусловлено спецификой дизонтогенеза.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Социализация. Социально-коммуникативное развитие
- Темочки
Исследованием специфики межличностного общения у детей дошкольного возраста с парциальной несформированностью высших психических функций занимались такие ученые, как Н. В. Виноградова, О. В. Вольская, А. А. Калинина, Н. С. Свечникова и ряд других. Авторы рассматривали проявления нарушений межличностного общения у детей дошкольного возраста с парциальной несформированностью высших психических функций, а также особенности формирования навыков общения у детей данной категории. Тем не менее, в настоящее время недостаточно исследована проблема формирования межличностного общения у детей дошкольного возраста с парциальной несформированностью высших психических функций посредством библиотерапии. Известно, что библиотерапия предназначена для изменения социального поведения, что позволяет предположить, что применение техник библиотерапии позволит повысить эффективность формирования межличностного общения у детей дошкольного возраста с парциальной несформированностью высших психических функций.
Объект исследования – межличностное общение у детей дошкольного возраста с парциальной несформированностью высших психических функций.
Предмет исследования – формирование межличностного общения у детей дошкольного возраста с парциальной несформированностью высших психических функций посредством библиотерапии.
Цель исследования – выявление возможностей применения библиотерапии в процессе формирования межличностного общения у детей дошкольного возраста с парциальной несформированностью высших психических функций.
Задачи исследования:
1. Дать общую характеристику межличностного общения в современной зарубежной и отечественной науке.
2. Проанализировать особенности межличностного общения у детей дошкольного возраста с парциальной несформированностью высших психических функций.
3. Рассмотреть роль библиотерапии в формировании межличностного общения у детей дошкольного возраста с парциальной несформированностью высших психических функций.
4. Провести экспериментальное исследование, направленное на формирование межличностного общения у детей дошкольного возраста с парциальной несформированностью высших психических функций посредством библиотерапии.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что применение библиотерапии будет способствовать формированию межличностного общения у детей дошкольного возраста с парциальной несформированностью высших психических функций.
Теоретико-методологической основой исследования выступили положения культурно-исторической концепции (Л. С. Выготский) и концепции генезиса общения (М. И. Лисина). Исследование основано на принципе развития (Л. С. Выготский, принципе детерминизма (С. Л. Рубинштейн).
Для реализации основных задач исследования применялись следующие методы:
1. Теоретические методы: анализ, синтез и обобщение научных источников по проблеме исследования.
2. Психодиагностические методы: тестирование (экспериментальная ситуация «Раскраска» (Г. Р. Хузеева); схема наблюдения «Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками» (Г. Р. Хузеева).
3. Методы математической статистики (U-критерий Манна-Уитни, Т-критерий Вилкоксона).
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в результате проведенного эксперимента данные могут быть использованы специальными психологами и педагогами для оптимизации процесса формирования межличностного общения у детей дошкольного возраста с парциальной несформированностью высших психических функций посредством библиотерапии. В частности, для разработки программ формирования различных компонентов межличностного общения у дошкольников с парциальной несформированностью высших психических функций посредством применения техник библиотерапии в процессе индивидуальной и групповой форм работы, среди которых обсуждение литературных произведений, их иллюстрация, представление литературных героев, пересказ произведений от имени автора и от имени персонажей, подготовка коллажей, театрализация произведений и их фрагментов.
Выборка исследования: 28 детей с парциальной несформированностью высших психических функций (13 мальчиков и 15 девочек). Возрастной диапазон варьируется от 6 до 7 лет.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.