Савинова Екатерина Михайловна
Безопасность жизнедеятельности. Консультация для педагогов ДОУ.
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире никто не застрахован от ни от техногенных катастроф, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан - дошколят. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребёнка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Поэтому необходимо сформировать у ребёнка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в опасных ситуациях. Эти задачи стоят как перед родителями, так и перед педагогами детских образовательных учреждений. При неумелом поведении в помещениях детского сада, на игровой или спортивной площадке ребёнок может нанести вред своему здоровью. Да и за воротами детского учреждения воспитанников могут подстерегать опасности, которых можно избежать лишь путём целенаправленного обучения с самого раннего детства основам безопасного поведения.
Публикация «Безопасность жизнедеятельности, Консультация для педагогов ДОУ,» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Прежде чем знакомить детей с основами безопасности, педагогу необходимо самому хорошо разбираться в данной теме, он должен быть знаком с основными понятиями предмета изучения.
Опасность - это явление, процесс или объект, способный в определённых условиях непосредственно или косвенно наносить ущерб здоровью человека. Причинить вред жизни и здоровью людей могут: природные явления, предметы быта, другие люди, растения, животные и многое другое. Выделяют следующие опасности:
- природные - стихийные явления природы (наводнения, ураганы, землетрясения и др., пониженная и повышенная температура воздуха, атмосферные явления, солнечное излучение, встречи с дикими животными, ядовитые растения и насекомые;
- техногенные - связанные с техникой: острые, колющие, режущие предметы, электрический ток, автомобили, газ и др. ;
- социальные - криминальные преступления, алкоголизм, наркомания и другие пороки человеческого общества.
В зависимости от места пребывания опасности могут подстерегать детей в быту, на природе, на улицах города, опасность могут представлять собой незнакомые люди и т. д.
Ознакомление детей с основами безопасности жизнедеятельности определяет следующие цели:
- формирование основ сохранения и укрепления здоровья;
- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.
Работа с детьми в данном направлении включает целый комплекс задач:
- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представлений о способах безопасного поведения в быту;
- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;
- воспитание грамотного участника дорожного движения;
- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
Реализация данных задач осуществляется с учётом основных принципов:
- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное ранее);
- доступность (усложнение материала происходит с учётом возрастных особенностей детей);
- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и др.);
- наглядность (иллюстративный материал, ИКТ);
- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
- психологический комфорт (снятие стрессовых факторов).
Работу по обучению дошкольников безопасности жизнедеятельности целесообразно проводить в 3 этапа.
1 этап - заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности.
2 этап - ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила.
3 этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными практическими действиями.
Выявить уровень знаний и интересов детей, степень сформированности практических умений и навыков на 1 этапе помогают:
- беседы: как избежать неприятностей дома, на улице, в лесу и др. ;
- игровая деятельность: сюжетно - ролевые, дидактические, развивающие, настольно - печатные, подвижные, игры - драматизации и др. ;
- тренинги: "Разговор по телефону", "Незнакомец за дверью", "Один дома" и др. ;
- разбор проблемных ситуаций:"Какую ошибку совершила Красная Шапочка?", "Что ты будешь делать, если постучались в дверь?" и др. ;
Для проведения работы на 2 этапе необходимо создать условия для ознакомления детей с основами безопасности, т. е. организовать предметно - развивающую среду в группе. В неё входят:
1) уголок безопасности, который может содержать макет улицы со знаками дорожного движения; светофор; щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; атрибуты для сюжетно - ролевых игр "Автобус", "Скорая помощь", "Спасатели" и пр. ; наглядные материалы;
2) игротека, состоящая из дидактических игр ("Опасно - не опасно", "Продолжи ряд" и др.);развивающих настольно - печатных игр ("Азбука безопасности", "Внимание! Дорога!", "Лото осторожностей" и др.);
3) библиотека познавательной и художественной литературы, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
Работа проводится через занятия, экскурсии, развлечения, где дети получают новые теоретические знания по изучению правил поведения в опасных ситуациях. Также проводятся беседы, тренинги, чтение художественной литературы, обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения. Игры с использованием персонажей делают процесс обучения живым и лёгким. Хороший результат дают интегрированные занятия. Так, после драматизации "Кошкин дом" дети с удовольствием зарисовывают интересные моменты; после чтения произведения "Умный светофор" выполняют аппликацию "Светофор" и т. д. С помощью таких занятий у детей развивается познавательная активность и коммуникативные навыки.
Задача педагога - сделать изучаемый материал максимально понятным. Для этого используются плакаты, иллюстрации. Очень эффективно использование средств ИКТ. Интерактивные презентации, игры, мультфильмы делают материал интересным и доступным для детей.
Поможет в обучении и знакомство со сказочными персонажами, которые попадают в опасные ситуации ("Волк и семеро козлят", "Красная Шапочка", "Колобок","Три поросёнка", "Кот, петух и лиса" и др.).
Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно - образовательной работы ДОУ. Необходим тесный контакт с родителями, так как круг проблем, связанный с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках детского сада. Ничто не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.
Цель работы с родителями - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которым необходимо знакомить прежде всего в семье.
Рекомендуются следующие формы работы с родителями:
- Проведение опросов, анкетирование с целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности;
- родительские собрания, семинары - практикумы с целью ознакомления родителей с возрастными и психологическими особенностями детей, а также для формирования у родителей навыков воспитания детей;
- организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, оформление информационных стендов, папок - передвижек, памяток с целью формирования у родителей знаний о воспитании и развитии детей и ознакомления с работой ДОУ;
- совместное проведение досугов, праздников, экскурсий, выставок семейных творческих работ с целью установления эмоционального контакта между педагогом, родителями и детьми.
Во время пути к достижению цели важно не навредить ребёнку, а сделать так, чтобы шёл процесс его совершенствования. Только тогда наш труд будет не напрасен и принесёт радость.
Литература.
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - М. : АСТ, 1998.
2. Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. - СПб. : ООО "Издательство "ДЕТСТВО - ПРЕСС", 2013.
3. Соколова Ю. А. Правила безопасности. - М. : "Эксмо", 2006.