Екатерина Очередико
Беседа «Без труда нет жизни на земле»
▼ Скачать + Заказать документы
БЕЗ ТРУДА НЕТ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ
Основные понятия, которыми должен овладеть ребё нок при изуче-нии темы: труд, работа, профессия, продукт труда, товар, услуга.
Беседа 1. Труд - основа жизни
Первое понятие, с которым должен познакомиться ваш ребёнок, - это труд. Что же такое труд?
Труд - деятельность человека, которая даёт ему всё необходимое для жизни.
Следует объяснить ребёнку, что многое из того, что его окружает, является результатом совместного труда людей.
Публикация «Беседа „Без труда нет жизни на земле“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
ОБСУДИМ С РЕБЁНКОМ
Посмотри на эту книжку. Знаешь ли ты, кто и как трудился перед тем, как она попала к тебе в руки:
- текст книжки был придуман и напечатан авторами;
- художники нарисовали рисунки;
- специалисты подготовили все материалы для типографии;
- книжку напечатали на бумаге;
- водитель отвёз её в магазин;
- сотрудники магазина поставили книжку на полку;
- мы с тобой (папа, мама, бабушка) пришли в магазин и купили книжку.
Обрати внимание, эта книга сделана из бумаги. Бумага была изобретена очень давно в Китае.
До изобретения бумаги, что только не использовали люди для письма: глину, камень, дерево, шёлк, кожу, листву и кору деревьев. С появлением бумаги в жизнь людей активно вошли книги.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ. Наилучшим примером может стать совместная работа родителей и ребёнка по подготовке и выпуску своей книги. Родители совместно с ребёнком сочиняют сказку, записывают её или набирают на компьютере, ребёнок рисует по её мотивам рисунки. Готовую сказку распечатывают на принтере, совместно с ребёнком обсуждают места в книге, куда следует поместить нарисованные им рисунки.
Трудолюбие и способность к труду должны воспитываться с самого детства, они не даются человеку от природы. Если вы хотите вырастить своего ребёнка трудолюбивым, то необходимо поддерживать желание ребёнка помочь вам с уборкой, приготовлением пищи, стиркой вещей и пр.
СОВЕТ
Можно использовать игровые ситуации для вовлечения ребенка в трудовую деятельность. Например, если ребёнок отказывается собирать свои игрушки, а хочет лечь спать или пойти гулять, можно сказать, что все игрушки тоже хотят спать на своих местах или хотят попасть к друзьям, которые находятся на полках. Определите для каждой вещи своё место, лучше это делать совместно с ребёнком. Чтобы у ребёнка был ориентир - что и куда класть,
родители могут сфотографировать комнату с правильно разложенными вещами повесить фото на стену. Вот одна такая игровая ситуация: «Научи куклу правильно умываться».
Необходимо показать ребёнку и подробно рассказать, как кукла должна правильно умываться (закатываем рукава, открываем кран, мое руки с мылом, умываем лицо, закрываем кран, вытираем руки полотенцем, опускаем рукава). При этом родитель просит ребёнка жестами показать все перечисленные действия.
ПОМНИТЕ!
Не надо ругать ребёнка, если он долго выполняет какие-то поручения. Лучше предложите ему свою помощь или дайте дополнительное время на выполнение дел.
Под трудовым воспитанием ребёнка в возрасте 5-7 лет понимаете приобщение его к доступной и соответствующей возрастным особенностям трудовой деятельности. Основная задача родителей так организовать эту деятельность, чтобы ребёнок уважал свой и чужой труд, проявлял интерес к труду, самостоятельность и трудолюбие, учился трудиться коллективе и для коллектива.
Можно выделить несколько видов трудовой деятельности, которыми может владеть ребё нок в этом возрасте:
1. Самообслуживание (одевание, умывание, чистка зубов, раздевание и пр.). Трудовое воспитание должно способствовать постепенном переходу от самообслуживания ребёнка к труду для других (хозяйственно-бытовой труд).
2. Хозяйственно-бытовой труд (уборка вещей и игрушек, мыты посуды, подметание полов и пр.). Участие ребёнка в хозяйственно-бытовом труде позволяет ему ощутить свою причастность к семейным заботам и почувствовать себя полноправным членом семьи. Трудовое воспитание ребёнка включает постепенное расширение круга обязанностей ребёнка.
3. Ручной труд с различными материалами (работа с ножницами, нитками, бумагой, пластилином, иглой, тканями и пр.). Данный вид труда способствует развитию мелкой моторики рук, зрительного внимания, творческого воображения, воспитывает усидчивость, аккуратность в ра-боте и желание довести её до конца, эстетический вкус.
Причастность ребёнка к труду позволяет сформировать такие качества личности, как заботливость, отзывчивость, ответственность, самостоятельность, сила воли и бережливость, способствует социализации ребёнка, подготовке его к обучению в школе и к жизни в целом.
Основные принципы трудового воспитания ребёнка :
- все поручения, которые вы ему даёте, должны быть для него посильны;
- необходимо научить ребёнка испытывать радость от выполнения трудовой деятельности и от того, что его деятельность может приносить пользу окружающим людям или домашним питомцам, а для этого вы должны радоваться вместе с ним;
- при распределении поручений следует учитывать индивидуальные особенности ребёнка и его предпочтения.
Учтите, что на отношение детей к труду в немалой степени влияет как, когда и в каком тоне обсуждаются проблемы труда в семье. Часто о труде у детей складываются противоречивые представления: возвышенные оценки, которые даёт воспитатель детям в детском саду, не совпадают с впечатлениями, получаемыми в условиях семьи: «Опять на работу! Отдохнуть не успели, а выходные прошли! Скорей бы отпуск!»
Подобное характерно и в отношении денег. Если в вашей семье нередки ссоры из-за нехватки денег, по поводу распределения домашних обязанностей, если взрослые при детях ссорятся, обсуждают доходы соседей, помните, именно в это время у вашего ребёнка формируется негативное отношение к труду и деньгам. Чем быстрее взрослые придут к согласию, тем больше шанс, что ребёнок не будет относиться к деньгам как к проблеме, вызывающей конфликты и скандалы. Вместе с пониманием значения слова деньги и труд, ребёнок впитывает эмоциональное отношение членов семьи к деньгам и труду, что и является основным в формировании его дальнейшего отношения к этим понятиям.