Курмаева Оксана Владимировна
Беседа о времени и о часах «Путешествие в прошлое часов»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные педагогические задачи: познакомить с историей часов;
учить устанавливать причинно-следственные связи между назначением и
способами употребления; активизировать словарный запас; воспитывать
уважение к труду человека – изобретателя, созидателя, творца.
Планируемые результаты: проявляет интерес к истории часов; активен в
познавательном диалоге со взрослым; имеет представление о значении труда
взрослых.
Материал: картинки с изображением разных видов часов; часового
Публикация «Беседа о времени и о часах „Путешествие в прошлое часов“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
механизма; часовой механизм от будильника и разные часы: песочные,
механические, электронные, электрические; картина с изображением солнечных
часов; ватман с окружностью в середине листа; тарелочка с желтой краской;
влажная тряпочка – для каждого ребенка.
Ход беседы :Ребята, поговорим?
– О чем?
– О разном и о прочем, о том, что хорошо и не очень, о том, что знаю я и что
вам известно.
– Поговорим?
– Нам будет интересно!
– Да, ребята, мы сегодня опять вернемся к прошлому, и нам очень-очень
будет интересно.
– Хотите совершить путешествие в прошлое? Тогда попробуйте отгадать
загадку.
Весь век идет Еремушка:
Ни сна ему, ни дремушка.
Шагам он точный счет ведет,
А с места так и не сойдет.
– Что это? (Часы.)
– Значит, мы отправляемся в прошлое часов. (Подходят к первому столу, на
нем картинка – петушок на заборе.)
– Говорить будем о часах, а при чем тут петушок? Может, кто объяснит?
– Ребята, давным-давно люди узнавали время только по «живым часам».
Эти «часы» важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор,
кричат: «Ку-ка-ре-ку!».
– Но можно ли по пению петуха определить точное время?
– Всегда и везде ли были петухи?
– Делаем вывод: такие «живые» часы были неудобны, хотя ими все-таки
пользовались.
– Подходим ко второму столу. (На столе тарелочка с желтой краской и для
каждого ребенка влажные тряпочки. Здесь же лист ватмана, в середине
которого окружность.)
– Ребята, намочим ладошку вот так (показывает) и пальчиками вверх
приложим ее к кругу (или окружности, затем вытрем ладошку.
– Что получается? Солнышко лучистое.
– А при чем тут солнышко?
– А вдруг петушок заболеет и проспит? Тогда людей будило солнышко.
Послушайте историю.
Однажды человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева.
Присмотрелся человек и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед
за солнцем. Кончился день, солнце сделало по небу круг, тень тоже круг
пробежала. Смотрел человек, смотрел, как тень по кругу бегает, и вот что
придумал: вкопал в землю столб, а вокруг столба круг начертил и разделил круг
на части (показ картинки или опыта). Каждая часть равнялась одному часу.
Взошло солнце, и тень от столба медленно двигалась по кругу, отмечая час за
часом. Глядел человек на свое изобретение и радовался. Еще бы! Ведь он
придумал инструмент для измерения времени – солнечные часы. Тогда и
появились круг (циферблат) и указатель, который отбрасывал тень на
циферблат. Работали такие часы только в солнечные дни, но все равно польза от
них была огромная. Долго они служили людям.
– Как вы думаете, нужны ли были людям солнечные часы? Почему?
– Кто изобрел солнечные часы? (Человек.) Как назвать такого человека?
(Изобретатель, творец.)
– Подходим к другому столу. (На столе картинка с изображением водяных
часов и песочные часы.)
– Послушайте другую историю. Однажды умный человек, житель древнего
города Рима, Сципион Назик, наблюдал, как из глиняного кувшина сочилась
вода. Кап… Кап… Кап… Падали капли, будто говорили: «Думай, думай!» – и
Назик придумал. Радостный, он прибежал домой. Взял стеклянный сосуд,
просверлил в донышке маленькую дырку, налил в сосуд воды и стал ждать.
Вода, капля за каплей, начала вытекать через дырку. По солнечным часам Назик
начал отмечать на стекле черточками уровень воды. Прошел час, уровень воды
на стекле опустился, и Назик сделал первую черточку. Еще час прошел, он
сделал вторую черточку и т. д. Когда вся вода вытекла, на стеклянной стенке
сосуда было нарисовано 12 черточек, а это означало, что прошло 12 часов. Так
появились в Древнем Риме водяные часы.
– А вот другие часы, тоже без стрелок, песочные, ровесники водяным часам,
даже чем-то похожи. Только вместо воды они наполнялись песком, и их надо
было все время переворачивать. Такие часы были тоже неудобны, так как они
действовали несколько минут.
– Удобными или неудобными были водяные часы?
– Водяные часы не дожили до наших дней, а песочные часы и сейчас служат
человеку. Их можно встретить в лабораториях у химиков, у врача в больнице.
Даже повара пользуются ими, чтобы сварить яйца по вкусу – всмятку или
вкрутую.
– Подходим к другому столу. (На нем разные часы (или иллюстрации) и в
разобранном виде механизм будильника.)
– Шло время, и люди создали новые приборы для измерения времени.
Нашелся умный человек – изобретатель, он придумал новые часы, с
циферблатом и стрелками. Часы эти были очень громоздкие. Вал-барабан у них
был деревянный, тяжелый, как бревно. Вместо цепочки на барабан наматывали
толстый канат с тяжелыми гирями. Такие тяжелые и громоздкие часы дома не
помещались, и их устанавливали обычно на высоких городских башнях. Первые
башенные часы появились в Лондоне, а через сто лет в Москве на башне
старого белокаменного Кремля. (Показ иллюстрации.)
– А потом уже стали появляться в домах часы под названием «ходики». Они
вешались на стену. Под часами был маятник на тоненькой проволочке, а снизу
выползала цепочка с двумя гирями на концах, похожих на еловые шишки. У
таких часов был механизм, состоял он из множества шестеренок и пружинок.
Такие часы называли механическими, и были они с одной часовой стрелкой.
Минутная и секундная стрелки появились триста лет назад. (Рассматривают
часы-ходики.)
– Часы были очень дорогими, и немногие их имели. Богатые, знатные люди
носили часы при себе и называли их карманными, они были на цепочке, их
носили в кармане, у ремня или пояса на животе. Заводили их специальным ключиком. Карманные часы обычно были в форме яйца. Их так и прозвали
«Нюрнбергское яйцо», так как изготовлены они были в немецком городе
Нюрнберге.
– Двигателем у механических часов стала обыкновенная пружинка, которая
спрятана в круглой железной коробочке. По кругу коробочки нарезали зубчики,
и получилась шестерня с пружинкой внутри. Если в шестеренке – коробочке –
завести пружинку, а затем отпустить ее, то пружинка, раскручиваясь, будет
вращать и коробочку. А дальше все просто. Коробочка-шестеренка сцепится с
зубчатыми колесиками часового механизма – и пошло-поехало! Закрутился
механизм – задвигались стрелки. (Показывает картинки с механизмом и сам
механизм от старого будильника.)
– Уже в то время появились часовые мастера – часовщики. Они так
обрадовались пружине, что стали придумывать часы в виде башенок, шкатулок,
беседок. Часы научились играть музыку, показывать представления. В Москве,
ребята, на Садовом кольце, у входа в Центральный театр кукол, есть часы с
представлением. Чтобы его посмотреть, там всегда собирается много народа. В
12 часов дня к зрителям поворачивается петух и кричит: «Ку-ка-ре-ку!» – так он
приглашает всех на представление. И оно начинается. (Показывает
иллюстрации из книги, по возможности – видеофильм.) Одна за другой
открываются дверки домиков. Появляются звери-музыканты во главе с мишкой
и начинают весело играть на музыкальных инструментах. Отыграли музыканты
и снова спрятались в домики. Представление окончено. Таким часовым
мастером-изобретателем был Иван Петрович Кулибин из Нижнего Новгорода.
Вот и закончилось наше путешествие в прошлое часов.