Коломицкая Тамара Владимировна
Беседа во второй младшей группе «Знакомство с русской народной игрушкой — матрешкой»
▼ Скачать +Заказ
Беседа во второй младшей группе «Знакомство с русской народной игрушкой — матрешкой»
Программные задачи:
Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам;
Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой.
Публикация «Беседа во второй младшей группе „Знакомство с русской народной игрушкой — матрешкой“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;
Вызывать интерес к образу, желание рисовать матрёшку, воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народным игрушкам.
Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой; учить различать по форме, цвету, узору и выделять отдельные элементы русской национальной одежды.
Учить аккуратно наклеивать детали аппликации. развивать эстетический вкус детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой русского сувенира.
Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, мелкую моторику рук; наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мира; умение доводить начатое дело до конца.
развитие интереса к аппликации, к составлению композиций, к окружающему миру.
Оборудование: Набор матрешек, готовые заготовки матрешки, цветочки шиповника, клей, ноутбук, проектор, экран.
Ход беседы:
Воспитатель обращает внимание детей на чудесный мешочек, внутри которого «Матрёшка»
Дети открывают мешочек, и находят в нем игрушку.
-Ребята, а вы знаете, как называется игрушка, которая у меня в руках?
(матрешка)
- Правильно!
- Я, матрешка - сувенир,
В расписных сапожках.
Прогремела на весь мир
Русская матрешка!
Мастер выточил меня
Из куска березы,
До чего ж румяная,
Щеки, словно розы!
- А вы, знаете, откуда взялась матрёшка? Хотите, я расскажу, как родилась матрёшка? Смотрите и слушайте внимательно, сейчас на большом экране, я всё вам покажу и расскажу. (показ презентации о Матрёшке)
Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.
-Вот так ребята родилась матрёшка. Матрешка, старинная традиционная, народная игрушка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русских людей.
-Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек.
-Какая она? (нарядная, расписная, красивая)
-Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)
-Из чего сделана матрешка? (из дерева)
Как её сделали?
Дети: Вырезали из дерева матрёшку, раскрасил красками, покрыли лаком.
Воспитатель: Правильно! Какими красками мастер разрисовал матрёшку?
Дети: Разноцветными.
Воспитатель: Какими узорами украсил?
Дети: Цветами, листьями, ягодами.
Воспитатель: Молодцы! А вам нравится игрушка?
Дети: Да.
Воспитатель: А хотите сейчас мы с вами будем маленькими матрёшками. Закрываем глазки и превращаемся в маленьких матрешек
Физкульт минутка
Танец «Мы весёлые матрешки»
А теперь, давайте-ка мы с вами с ней поближе познакомимся. Воспитатель показывает детям на столе расписную фигуру матрешки, и говорит от лица героини:
-«Я матрёшечка, я круглёшечка! Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях. Я в деревне родилась и на славу удалась. Щёчки пухленькие, сама кругленькая. А на голове платок, словно яркий цветок. Но не одна я к вам пришла, а с сестрицами-подружками своими»
Воспитатель: -А где же они, твои подружки - сестрички?
Ответы детей: внутри, в другой матрешке, спрятались
Воспитатель: Да, ребята, Матрёшка – кукла не простая, а с секретом. В большой матрёшке живут её дочки : мал, мала, меньше.
Матрёшка символ семьи. И как в любой семье они живут вместе, любят и заботятся друг о дружке, и если испугаются, прячутся друг в дружке.
Воспитатель: Давайте раскроем Матрешку и посмотрим на них.
Вот они матрешкины дочки (показ).Воспитатель раскрывает фигурку матрешки и выставляет их в ряд, рассказывая стихотворение:
-Много кукол деревянных
Круглолицых и румяных
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут
Всех матрешками зовут!
Все они живут друг в дружке
А всего одна игрушка!
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите, какая Матрешка нарядная и красивая. (любуются матрешкой).
-А вам нравится Матрешка?
-А знаете ли вы из чего она сделана (из дерева)
Матрешка вырезается из дерева, затем художник расписывает ее разноцветными красками. Посмотрите как красиво он раскрасил наших матрешек.
-Давайте рассмотрим во что матрешка одета (сарафан, платок, кофточка).
Красочная, сарафан цветастый, на голове платочек. А украшена одежда или цветами, или ягодами, или листочками.
-Матрешка-русская красавица. Обратите внимание на ее лицо. Какое оно (доброе, приветливое, улыбается)
-А теперь я предлагаю более внимательно рассмотреть Матрешку передавая друг другу из рук в руки. Каждый из вас кто возьмет в руки Матрешку должен будет сказать, что в Матрешки ему особенно понравилось, запомнилось…
-Ребята, мы с вами рассмотрели нарядную и красочную матрешку. К нам в гости пришла другая Матрешка, не такая нарядная. Посмотрите, ее сарафан совсем не украшен.
-Давайте, мы с вами ей поможем
-А я скажу как… На матрешкином сарафане вы видите нет узоров. А какие узоры можно нарисовать на матрешке? Смотрите, у меня есть какие цветочки. Сейчас каждый из вас подойдет к моему столу и возьмет себе цветочек. Теперь вы его намажете клеем и по одному подойдете и приклеите к нашей матрешке
- Какая красивая получилась матрёшка! Она радостная, потому что нарядная и красивая. Вы ей помогли, настоящие мастера! Славно сегодня потрудились. А чем мы с вами сегодня занимались? Вам понравилось? (ответы)
Рефлексия:
Ребята скажите, что нового вы сегодня узнали?
Что для вас было самым интересным?
Что вам больше всего понравилось?