Марина Царькова
Беседа в старшей группе «Осень в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
«Осень в лесу»
Цели:
- закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе;
- учить узнавать разные породы деревьев по листьям;
- обогащать и уточнять словарь по теме (созревание плодов и семян, увядание цветов и трав, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, исчезновение насекомых, отлёт птиц);
- учить детей составлять рассказ о том, как дикие животные готовятся к зиме;
- развивать непроизвольную память, мышление;
- воспитывать бережное отношение к природе и животным.
Публикация «Беседа в старшей группе „Осень в лесу“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: экскурсия в лес,наблюдение за листопадом, сбор листьев и составление осенних букетов, чтение рассказов и загадывание загадок о диких животных.
Демонстрационный материал: цветные иллюстрации деревьев (демонстрационные); заламинированные листья березы, клена, дуба, рябины, ивы (раздаточные); предметные картинки с изображением зверей (белка, заяц, медведь, волк, лиса, ёж); русская народная сказка «Как коза избушку построила».
Организационный момент:
Игра «Повтори». Дуб – рябина – осина, берёза – ель – клён, клён – рябина – ель, берёза – дуб – рябина, ель – дуб – сосна, дуб – клён – берёза.
Основная часть:
В о с п и т а т е л ь: (читает стихотворение)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой…
(И. Бунин)
В о с п и т а т е л ь:
- Какое время года описал поэт? (Осень)
- Почему вы так решили? (Когда наступает осень, листья на деревьях окрашиваются в разные цвета)
- Какими словами поэт рассказывает о лесе, каким он стал осенью? (лиловым, золотым, багряным)
- Какое настроение у вас возникает во время прослушивания этого стихотворения? (Радостное, светлое, немного грустное, потому что красота закончится, когда все листья опадут)
- Назовите еще признаки осени. (Солнце светит меньше, день становится короче, а ночь длиннее; вянет и жухнет трава; птицы улетают в тёплые края, животные готовятся к зиме)
- Почему птицы улетают в тёплые края? (Насекомые, которыми питаются птицы, прячутся глубоко в землю; замерзают водоёмы)
- А теперь послушайте русскую народную сказку «Как коза избушку строила».
Жила когда-то старуха-говоруха, и была у нее коза с козлятами. Утром люди встанут, за работу примутся, а старуха все на печке полеживает. Только к обеду подымется, поест, попьет и давай говорить. Говорит, говорит, говорит — и с соседками, и с прохожими, и сама с собой!
А коза с козлятами в хлеву заперты — ни травки им пощипать, ни водицы попить, ни побегать…
Вот как-то раз и говорит коза своим козлятам:
— Козлятушки-детушки, не житьё нам у старухи-говорухи! Пойдёмте-ка мы в лес, построим себе избушку и будем в ней жить.
Как выпустила старуха-говоруха козу с козлятами из хлева – они и побежали. Только их старуха и видела!
Прибежали они в лес и стали искать место, где бы избушку построить.
Подошла коза к лесной яблоньке и говорит:
— Яблонька, яблонька! Можно мне под твоими ветками избушку построить?
— Не строй подо мною избушку, — отвечает яблонька. – Яблоки с меня упадут – твоих козляток ушибут. Ступай еще куда-нибудь.
Пошла коза к елке:
— Елка, елка! Можно мне под тобою избушку построить?
— Не строй подо мною избушку, — отвечает елка.
— Шишки с меня упадут — твоих козляток ушибут. Найди место получше!
Пошла коза с козлятами дальше. Увидела высокий дуб и говорит ему:
— Дуб, дуб! Можно мне под тобою избушку построить?
— Не строй подо мною избушку, — отвечает дуб. – По осени жёлуди с меня упадут – твоих козляток ушибут. Сама горевать будешь.
Пошла коза к осине:
— Осинка, осинка! Можно мне под тобою избушку построить?
Затрясла осинка своими ветками, всеми листьями:
— Мои листики и днём и ночью шумят – твоим деткам спать не дадут. Найди местечко получше!
Нечего делать, отправилась коза с козлятами дальше. Пришла к шиповнику:
— Шиповник, шиповник! Можно мне под тобою избушку построить?
Закачался шиповник:
— Что ты, что ты, коза! Или не видишь? Вон какие на мне колючки острые. Будут твои козлятки прыгать-скакать – всю шёрстку себе повыдерут. Ступай, коза, дальше, ищи местечко получше!
Пошла коза к берё зе:
— Берёзка, берёзка! Можно мне под тобою избушку построить?
Качнула берёзка веточками, сказала:
— Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою. Строй подо мною избушку.
Обрадовалась коза. Построила под берёзкой избушку и стала жить в ней со своими козлятами.
В о с п и т а т е л ь:
- Про кого эта сказка? (Про ленивую старуху-говоруху и козу с козлятами)
- Куда убежала коза с козлятами от старухи-говорухи? (В лес)
- Какие деревья росли в лесу? Почему они отказались приютить козу с козлятами? Кто помог козе? (Ответы детей)
Физкультминутка
Пальчиковая гимнастика «Листья»
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
(загибаем поочередно пальчики, начиная с большого)
Листья березы (сжимают и разжимают кулачки)
Листья рябины (загибают поочередно пальчики, начиная с большого)
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. («шагаем» средним и указательным пальчиками по коленям)
Н. Нищева
Воспитатель проводит игру с раздаточным материалом. (Д/и «Детки с ветки»).
В о с п и т а т е л ь: В лесу, куда убежала коза с козлятами, растут разные деревья. Помогите деревья найти свои опавшие листочки. Я буду выставлять на магнитной доске изображение дерева, а тот, у кого есть листок с этого дерева, поднимает руку, называет дерево и прикрепляет к нему листок.
Работа с демонстрационным материалом (на поставленные вопросы выставляются картинки)
В о с п и т а т е л ь:
- Какое время года наступит после осени? (Зима)
- Как готовятся к зиме животные в лесу?
- Что делает заяц? (у него изменяется окраска шкурки)
- Какого цвета у него шкурка осенью? (серого)
- А какого цвета шкурка будет зимой, почему? (Белого,чтобы его не было видно на снегу)
- Где живёт заяц? (Заяц живёт под кустом)
- Как готовится к зиме белка? (Она с лета начала запасать грибы, ягоды, орехи на зиму; белка меняет окрас с рыжей на серую, утепляет своё жилище.)
- Как называется жилище белки? (Дупло)
- Как готовится к зиме медведь? (Он нагуливает жир, готовит жилище к зиме.)
- Как называется жилище медведя? (Берлога)
- Как зимует медведь? (Он спит в берлоге и сосет лапу.)
Дети рассказывают о том, как готовятся к зиме другие звери: лиса, волк, ёж.
Итог занятия
Обобщающие вопросы по теме занятия.
- Что нового вы узнали?
- Что особенно понравилось?
(Дети отвечают)