Получи документы

Беседа с воспитанниками специального дома-интерната «У каждого есть имя»

Екатерина Валерьевна Юдина
Беседа с воспитанниками специального дома-интерната «У каждого есть имя»
▼ Скачать + Заказать документы

Беседа с детьми разновозрастных групп

ГБУ СО «Базарно-Карабулакский специальный дом-интернат для детей» на тему:

«У каждого есть имя»

Цель: формирование представления о важности права на имя.

Задачи:

- познакомить детей с историей русских имен, со значением имени для человека;

- познакомить детей с именами наших предков; вспомнить имена сказочных героев;

-развивать умение вести диалог между педагогом и ребенком, между детьми, делать выводы;

- воспитывать доброе отношение к себе и окружающим, к своему имени;

Публикация «Беседа с воспитанниками специального дома-интерната „У каждого есть имя“» размещена в разделах

-активизировать в речи детей нежные и ласковые слова.

Материал:

- документ «Конвенция о правах ребенка»;

- иллюстрации;

- фотографии педагога в разные возрастные этапы;

- оригинал свидетельства о рождении (какого-нибудь ребенка);

- картинки с изображением сказочных героев;

- произведение Н. Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей».

Ход занятия:

1. Ответ на вопрос – что есть у каждого человека?

Педагог: -Ребята, прежде чем начать сегодняшнюю беседу я хочу загадать вам одну загадку:

И у мамы есть,

И у папы есть,

И у дочки есть,

И у внучки есть.

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать. (Имя)

Педагог:-Правильно. Имя. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Имя нельзя увидеть, но оно отличает нас друг от друга.

2. Имя, что может рассказать.

Педагог: Имена - это слова, но особые. Они значат очень многое. Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена им давали такие, как например:

Добрыня - делающий добро.

Любомир - любящий мир.

Людмила - милая людям.

Святослав – святая слава.

Владимир – владеющий миром.

Тихомир – тихий и мирный.

Надежда, Вера, Любовь - все это древнерусские имена.

Педагог: Да, у каждого человека есть имя, и оно играет огромную роль в его жизни. По имени, как правило, определяется его пол - мальчик это или девочка, мужчина или женщина (дети приводят примеры)

-По имени можно немало узнать о человеке. Например, услышав как обратились к человеку, можно сказать, что это за человек. Допустим, к одному человеку обратились «Артемушка», а к другому «Мария Владимировна»? Кто они?

Ответ воспитанников : «Артемушка» - это мальчик, а «Мария Владимировна» - это взрослый человек, т. е. женщина, воспитатель.

Педагог: -Если ребенка позвали «Илья», а другого «Катя». Что можно сказать про этих детей?

Ответ воспитанников : Можно сказать, что это мальчик и девочка.

Педагог: -Молодцы, ребята. По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой.

Педагог: -Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени.

Ответ воспитанников : По имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.

Педагог: -Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству?

Ответ воспитанников : По имени и отчеству обращаются к старшим людям.

Педагог: -Правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей - невежливо. Именно поэтому надо помнить имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых и друзей.

А теперь я предлагаю немного размяться.

(Дети выходят из-за парт и встают в круг на физкультминутку)

3. Физкультминутка.

Педагог: Эй, ребята! Встаньте в круг! (дети встают в круг)

Вот как много стало рук! (руки вперед, тыльной стороной кверху)

Чьи же руки подскажите, (дети называют свои имена)

И ладошки покажите. (переворачивают ладошки кверху)

А теперь за руки взялись, (берутся за руки и бегут по кругу)

И по кругу пробежались.

Сделали поуже круг, (все дети соединяют руки над головой)

Крышу сделали из рук.

Получился дом имен (взявшись за руки, делают круг шире)

В этом доме мы живем! (руки вверху)

4. Кто такие «тёзки».

Педагог: -Ребята, а вы знаете - что такое тезки?

-Вы знакомы с этим словом? Что оно значит?

(Ответы воспитанников) : Тезки – это люди, у которых одинаковые имена.

Педагог: Послушайте стихотворение З. Александровой «Восемь Тань» :

В первом классе восемь Тань –

Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь,

Всюду – Таня, Таня, Таня!

Если скажут: «Таня, встань!»

Встанут сразу восемь Тань.

А ведь можно очень просто

Разобраться в новичках…

Педагог: - А как вы думаете, как можно разобраться в этой ситуации?

Ответ воспитанников : Может быть по фамилии?

Педагог: - Совершенно верно. По фамилии. Хотя бывает и так, что в классе сразу две Ивановых Насти. Что же поможет в этом случае?

Ответ воспитанников : В этом случае поможет отчество.

Педагог: - Молодцы, правильно. В такой ситуации нам поможет отчество. А сейчас давайте назовем тезок. Есть ли у нас в группе тезки?

Ответ воспитанников : у нас 3 Артема, 2 Вики.

Педагог: -Вот и хорошо, разобрались в тёзках.

5. «Право на имя»

Педагог: - Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня разговариваем с вами об именах? Я ведь хотела познакомить вас с новым правом всех детей. Может быть, вы сами догадались, о каком праве идет речь?

Ответ (возможный) воспитанников : Может быть новое право – это право на имя?

Педагог: Да, ребята, в Конвенции о правах ребенка записано, что каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию. Имя, отчество и фамилия ребенка записываются в регистрационную книгу и родителям выдают первый документ ребенка «Свидетельство о рождении». (Показ документа). В этом документе записаны имя, отчество, фамилия ребенка; число, месяц, год рождения ребенка; место рождения; ф. и. о. мамы и папы. У каждого из вас есть такой документ. Когда придете домой, попросите папу или маму показать этот документ и прочитать все его пункты. Вы еще раз услышите, как звучит ваше полное имя, как звучат имена, отчества и фамилии ваших родителей.

- «Как тебя зовут?» - с этого вопроса начинается знакомство с каждым ребенком, которого привели в детский сад. Обычно малыши гордятся своими именами и обижаются, если взрослые путают их.

- Человек проносит имя через всю жизнь. Человека можно лишить всех благ, богатств, но нельзя лишить имени. Имя, как говорится в загадке, - это то, что «в воде не тонет и в огне не горит».

- Доброго, отзывчивого, уважаемого человека всегда называют по имени. Именами (фамилиями) уважаемых, знаменитых, заслуженных людей названы города, улицы, парки и многое другое.

Вопрос к детям:

Педагог: - Дети, как вы думаете, может ли имя расти?

Ответ воспитанников : Нет, имя расти не может.

Педагог показывает свои фотографии и рассказывает:

Педагог: Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Это было давно… Звали эту девочку ласково: Катя, Катенька Катюша. Девочка выросла, стала взрослой. Сейчас она уже педагог. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе. Моя мама по-прежнему зовет меня ласково. Как? Катя. Мои дети называют меня «мама». Муж и друзья зовут Катерина. А в учреждении я для всех Екатерина Валерьевна.

Вот и вы вырастите, и вместе с вами вырастет ваше имя. Серёжа станет Сергеем. Викуля–Викторией. Миша–Михаилом.

- Когда станете взрослыми, вас станут величать по имени и отчеству. Отчество образуется от имени отца. Подумайте, как будут называть вас? (Ответы детей)

6. Разгадывание загадок.

Давайте послушаем, какие загадки я для вас приготовила, а вы попробуете их отгадать:

1. В деревне, в белом домике жила маленькая девочка, такая хорошенькая – просто прелесть. По деревне она всегда ходила в нарядной красной шапочке, поэтому все ее называли (Красная Шапочка)

2. В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Ее так и прозвали… (Дюймовочка)

3. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня… (Снегурочка)

4. В давние времена жили в маленьком домике на краю леса дровосек с женой. Жили они хорошо, нежно любили друг друга, только вот детей у них не было. И вот родился у них чудесный мальчик – маленький, как мизинчик. Потому-то родители и назвали его … (Мальчик-с-пальчик)

5. В одном далеком королевстве Королева родила девочку с волосами черными, как вороново крыло, алыми губами и лицом белым-белым как снег. Поэтому ее назвали … (Белоснежкой)

6. Вечером после окончания работы бедная девочка обычно садилась в уголке комнаты, у камина, рядом с золой, где было тепло, и поэтому вскоре ее прозвали … (Золушкой)

7. «Найди имена»

-Ребята, у меня для вас есть еще один сюрприз. Каждый берет себе одну бумажку и закрашивает рамочку, а там вас ждет сюрприз. (Дети закрашивают заранее воском написанные имена, получая надпись. Чтение детьми имен.)

8. Беседа по отрывку из мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей» «Как Незнайка сочинял стихи».

Педагог: -Ребята, мы с вами вчера посмотрели отрывок из мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей». Мы с удовольствием посмотрели вчера этот мультфильм, а вот сейчас у меня к вам есть несколько вопросов по этому отрывку.

Педагог: - У героев книги Николая Николаевича Носова очень интересные имена: Знайка, Цветик, Авоська, Торопыжка, Пилюлькин… Как вы думаете, почему их так звали?

Ответы воспитанников : Знайку так назвали, потому что он много знал.

Цветика, потому что он любил цветы.

Торопыжку, потому что он всегда торопится.

Педагог: - Вам понравились стихи, которые сочинил Незнайка?

Ответы (возможные) детей: Нет, мне его стихи не понравились.

- А мне эти стихи понравились.

Педагог: - А вы бы хотели, чтобы про вас сочиняли такие дразнилки?

Ответы воспитанников : Я бы не хотел, чтобы меня так дразнили.

Педагог: - Я тоже думаю, что это плохие стихи, и слышать их неприятно и обидно. Мы с вами никогда не будем придумывать такие дразнилки и будем обращаться друг к другу по имени, ласково.

9. Итог занятия.

Педагог: - Сегодня мы с вами узнали о новом праве детей. Что это за право?

Ответы воспитанников : Каждый ребенок имеет право на имя.

Педагог: -Берегите свое имя, любите его, с уважением относитесь к людям – носителям имен.

Использованная литература:

1. Г. Квита, В. Миронов. Словарь имен. Москва,1998.

2. С. В. Вялкова, Н. М. Давыдова. Беседы об ответственности и правах ребенка- М. : ТЦ «Сфера», 2008.

3. Документ «Конвенция о правах ребенка».

Беседу подготовил и провел : социальный педагог Юдина Екатерина Валерьевна

Публикации по теме:

Беседа с воспитанниками старшей группы «Кузбасс — угольный край»Беседа с воспитанниками старшей группы «Кузбасс — угольный край» Наш край богат полезными ископаемыми. Уголь – главное богатство нашего края. Уголь образуется в недрах Земли из остатков древних растений,.

Беседа с воспитанниками СРЦН «Вербное воскресенье». Пластилинография из жгутиков с элементами аппликации «Верба»Беседа с воспитанниками СРЦН «Вербное воскресенье». Пластилинография из жгутиков с элементами аппликации «Верба» Тема: «Вербное воскресенье». Цель: Способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на весенние проявления природы, традиций Вербного.

Фотоотчет об изготовлении «Конфетной елочки» в подарок для дома-интерната пожилых людей во второй группе раннего возрастаФотоотчет об изготовлении «Конфетной елочки» в подарок для дома-интерната пожилых людей во второй группе раннего возраста Фоотчет по изготовлению «Конфетной елочки» в подарок для дома – интерната пожилых людей во второй группе раннего возраста к Новому Году.

Фотоотчет о занятии с воспитанниками детского дома «Печем пиццу»Фотоотчет о занятии с воспитанниками детского дома «Печем пиццу» Подготовить ребенка к самостоятельной жизни одна из основных задач педагогов детского дома. Направление "Учимся готовить" одно из любимых.

Изготовление новогодней картины с детьми второй группы раннего возраста в подарок для дома — интерната пожилых людей «Ёлочка»Изготовление новогодней картины с детьми второй группы раннего возраста в подарок для дома — интерната пожилых людей «Ёлочка» Изготовление Новогодней картины с детьми второй группы раннего возраста в подарок для дома – интерната пожилых людей. Цель: Сделать своими.

Мастер-класс по приготовлению шоколадных маффинов с вишней с воспитанниками школы-интернатаМастер-класс по приготовлению шоколадных маффинов с вишней с воспитанниками школы-интерната .

Комплексное занятие в старшей разновозрастной подгруппе «У каждого есть имя. Дом моей мечты»Комплексное занятие в старшей разновозрастной подгруппе «У каждого есть имя. Дом моей мечты» Цель: закрепить первоначальные знания о правах ребёнка. Задачи: дать детям представления о важности права на имя,закреплённое документом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Беседа с воспитанниками специального дома-интерната «У каждого есть имя»
Опубликовано: 10 июля 2024 в 13:00
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Беседа с воспитанниками специального дома-интерната «У каждого есть имя»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Валерьевна Юдина (УИ 3448748) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД