Инна Вендина
Беседа с последующей продуктивной деятельностью детей 5–6 лет «Обряды встречи весны на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство детей с традициями и обычаями встречи весны на Руси.
Задачи:
образовательные:
- закрепить знания детей о весне и весенних явлениях. Прививать любовь к родной природе;
- закрепить у детей знания о проведении русских праздников в народных традициях.
- развивать образную, выразительную речь детей, обогащать и активизировать словарь;
воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству.
Публикация «Беседа с последующей продуктивной деятельностью детей 5–6 лет „Обряды встречи весны на Руси“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Весна. Беседы о весне
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- воспитывать интерес и уважительное отношение к старинным русским обрядам встречи весны на Руси в различных видах деятельности.
развивающие:
- развить воображение, образное мышление, проявить творческие способности в различных видах деятельности.
Словарная работа.
Активизация словаря:
- заклички, гжель, хохлома, обрядовое дерево, издавна.
Обогащение словаря: повеяло, проснулась природа, проводы.
Методы и приемы:
Игровая ситуация, проблемно-поисковая ситуация, затруднение в игровой ситуации, самостоятельное применение «нового» в других игровых ситуациях,
Предварительная работа:
- наблюдение за деревьями на участке, весенней капелью.
Материал: цветная бумага, пластилин ножницы, клей картон, цветные карандаши.
Ход БЕСЕДЫ:
- Дети, давайте посмотрим в окно! По календарю – наступила весна! Какие признаки весны уже мы можем описать?
ответы детей
Назовите мне весенние месяцы?
ответы детей
Какие молодцы, как много вы знаете о весне. А вы хотите узнать, как на Руси весну встречали.
На Руси всегда очень серьёзно относились к красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем. Но весть приходит не сразу, не вдруг. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа. Как же природа нам это показывала?
ответы детей
снега тают, с крыш капает
Немного истории:
По народному календарю весну встречают трижды. Первая встреча весны приходится на 15 февраля - это Cретенье. На Cретенье «зима с весной встречаются впервой» - говорили в народе.
- Но первый весенний месяц стоит на перепутье между зимой и весной. Про него говорят, что март - не весна, а подвесенье. Март – «протальник». Какова погода на Сретенье, такова и весна будет.
Мороз Красный нос,
Вот тебе хлеб и овес,
А теперь убирайся подобру,
Да - поздорову.
Ребята, а ещё изготавливали в начале марта кукол, которые назывались Мартинички, отсюда и название, от слова март. Раньше куклы «Мартинички» являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца.
Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью, С радостью, с огромною милостью: Со льном большим, С корнем глубоким, С хлебом великим.
22 марта - день весеннего равноденствия - праздник Жаворонки.
Когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить. В этот день на Руси праздновали праздник «Жаворонки».
И на Руси этот день называли «Cороки». На «Сороки» день с ночью меряется, равняется. По поверьям в этот день 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц и приносят на своих крыльях настоящую, тёплу весну, и первая из них – жаворонок.
-Давайте с вами пропоем закличку:
Гори, Солнце, ярче –
Лето будет жарче!
А зима теплее,
А весна милее.
В лесу вырастут грибы,
В огороде бобы,
В поле рожь и ячмень,
Во саду зелен хмель.
На равноденствие Земля уже пробуждается и прослеживается момент отмыкания Весны, Лета, Земли и замыкания, закрывания Зимы.
Давайте с вами пропоём, закличку:
Поем вместе с детьми
Жаворонок, жаворонок!
На тебе зиму, а нам лето!
На тебе сани, а нам телегу!
По обычаю, в этот день пекли из теста 40 «жаворонков» и в один из них закладывали «сороковку» - 20 копеек. Кому монета достанется, тот будет счастлив и богат. «Жаворонков» пекли повсюду, по одному на каждого члена семьи, или по два каждому ребенку. Но их форма и размеры были очень разнообразны и могли отличаться даже в соседних деревнях. Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.
Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками, птицами. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.
Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки - заклички.
Давайте познакомимся еще с одной закличкой:
Повторяем вместе с детьми
Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла.
Песня жаворонка негромкая и приятная. Полет жаворонка своеобразен:
птица сначала поднимается вверх, а затем падает вниз, соответственно меняется и песня.
Смотрим видео
Ребята, а кто знает такую известную игру на Руси - хоровод-игра «Ручеёк»?
Ответы детей
Правильно дети, это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.
Давайте с вами поиграем. Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк.
Воспитатель входит в ручеёк и берёт себе пару, параллельно объясняя правила. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе, кого захочет.
Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…
Итак, историческая часть нашего занятия окончена. А теперь, мои дорогие ребята, нам в течении недели предстоит с Вами продуктивная деятельность.
Мы с вами повторим все обрядовые действия, что бы наша Весна пришла к нам как можно скорее!
Итогом нашей деятельности станет фильм с нашим участием, который мы с вами с удовольствием посмотрим! Правда ребята?
Да