Бобылева Анна Александровна
Беседа с детьми старшей группы ко Дню славянской письменности и культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.
Задачи:
формировать интерес и уважение к родной культуре, показать её взаимосвязь со славянской культурой;
познакомить детей с историей создания славянского алфавита и его основоположниками – братьями Кириллом и Мефодием;
обратить внимание детей на значимость названий каждой буквы кириллицы;
Публикация «Беседа с детьми старшей группы ко Дню славянской письменности и культуры» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- День славянской письменности (Кирилл и Мефодий), 24 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
формировать у детей представления о сходстве и различии современной азбуки и кириллицы;
Ход беседы
Сегодня 24 мая все славянские страны, в том числе и Россия, отмечают праздник – День славянской письменности и культуры.
Письменность – одно из важнейших изобретений человечества. Ведь именно благодаря ей люди могут передавать знания из поколения в поколение, делится друг с другом новостями и другой информацией, записывать сведения о происходящих событиях для своих потомков.
Если бы не было письменности, многие полезные знания и умения распространялись бы гораздо медленнее, а некоторые, если их не записать, просто забывались, и их приходилось бы открывать заново.
Из сегодняшней беседы мы узнаем, кто создал письменность для наших предков – славян, чтобы мы могли читать сказки, интересные рассказы, стихи, писать письма и сообщения друг другу.
- Как называется наша страна? (Россия)
А много лет назад Россия называлась – Русь, и населяли ее славяне, наши далекие предки, которые жили много-много лет тому назад.
Умели они землю пахать, да траву косить, умели дома строить, холсты ткать, узорами вышивать. А вот грамоты наши предки не знали. Не умели читать и писать.
- А зачем человеку читать и писать?
(Можно общаться друг с другом на расстоянии – написать письмо, узнать что-то новое из книг, газет, журналов, передавать информацию)
- Как вы думаете, хотелось ли нашим предкам, чтобы у них появилась письменность, и они обучились грамоте? (Да)
Прежде чем люди изобрели письменность, они пытались передавать информацию с помощью рисунков. Подобные «письма» сохранились в некоторых пещерах, где жили первобытные люди. Для сообщения о каких-то простых вещах и событиях картинки подходили неплохо. Например, каждый поймёт, что человечки с палками вокруг зверя — это изображение охоты. Но более сложную информацию рисунками передать очень трудно.
Позже, люди стали заменять рисунки символами. Эти символы были очень простыми, и выглядели, как несколько штрихов или клиньев.
- Легко ли было написать что-то на скалах, камнях? (трудно, долго, доставлять тяжело)
Поэтому люди стали писать на том материале, который легче найти и изготовить. С помощью острой палочки на мягкой глине выдавливались рисунки, знаки, а потом готовые таблички высушивались на солнце, чтобы они затвердели. Если собрать несколько табличек вместе получалась глиняная книга.
В Древнем Римме и Древней Греции, писали на дощечках, покрытых воском с помощью острой палочки – стилоса, или стиля. Если надпись была больше не нужна, ее стирали тупым концом стилоса, и на воске можно было делать новую надпись.
На Руси в качестве материала для письма использовалась береста. Береста - это наружная часть березовой коры, из которой вырезали пластины небольшого размера. На них с помощью «писала» выцарапывали буквы. Такие письма на кусочках берестяной коры назывались берестяными грамотами.
- Как вы думаете, береста надежный хранитель текста?
Древесная кора очень хорошо горит и в случае пожара вспыхнет в первую очередь. И к тому же она ломается и трескается. Поэтому на бересте писали хозяйственные или деловые записи. Книги и важные документы такому непрочному материалу не доверяли, и писали их на пергаменте. Пергамент – материал, похожий на бумагу из обработанных шкур животных.
Шло время, на смену глине, восковым дощечкам, бересте пришла бумага и гусиные перья
Вернемся к нашим предкам.
- Вспомните, как называли они себя? (Славяне)
- Что не умели делать славяне, но очень хотели научиться?
В те времена жили в далекой Византии 2 брата. Добрые, послушные, которые очень любили учиться и звали их Кирилл и Мефодий. Когда они выросли, стали учить людей как жить на белом свете, творить добро. Они знали много языков, ходили по свету, рассказывали людям на их языках о Боге, Библии. Люди, видя их усердие, попросили Кирилла и Мефодия придумать, как записывать слова с помощью букв для славян у которых не было ни одной книги.
Буквы должны быть простыми и красивыми, чтобы рука писала легко – сразу подумали братья. Много трудились братья Кирилл и Мефодий и, наконец, придумали славянскую азбуку.
До сих пор весь славянский народ (болгары, украинца, белорусы, россияне) благодарен Кириллу и Мефодию – учителям славянским за их труд. В знак благодарности мы чествуем Кирилла и Мефодия 24 мая в день славянской письменности и культуры.
Давайте посмотрим, как выглядела 1 азбука. Называлась она глаголица. Ее название происходит от слова «глагол» - глаголить, говорить, что означает «речь».
- Похожа ли эта азбука на наш русский алфавит?
Позже была создана кириллица. Свое название она получила в честь ее создателя – Кирилла.
- А эта азбука похожа на наш русский алфавит?
Именно эта азбука стала основой для нашего русского алфавита.
В славянской азбуке каждая буква имеет название, у которого есть свое значение.
- Что это за буква? (А) Да, мы знаем ее как А, а в кириллице она звучит, как АЗ. Б – звучит как БУКИ. В – ВЕДИ. Если взять первые две буквы кириллицы, что получится? АЗБУКА
Слово АЗ по-славянски означает «Я»
БУКИ – «БУКВА», ВЕДИ – «ЗНАТЬ».
Я БУКВЫ ЗНАЮ! Повторяя названия первых трех букв, славяне как бы говорили «Я знаю буквы».
Д – ДОБРО, З – ЗЕМЛЯ, Е – ЕСТЬ,Ж – ЖИВЕТЕ.
Названия букв напоминали людям о таких словах, как добро, люди, слово, покой. Вся кириллица – это добрые буквы, добрые слова, так как соданы они были Кириллом и Мефодием с добром, светом и верой.
Наша беседа, посвященная дню славянской письменности и культуры, подходит к концу.
- С каким важным делом связан праздник День славянской письменности и культуры. (С созданием славянской азбуки Кириллом и Мефодием).
Спустя много лет азбука того времени немного изменилась, но она существует по сей день, так как явилась основой для русского алфавита, она была создана с добром, верой благодаря которой мы пишем сейчас и читаем.
(Дети раскрашивают буквы раскраски.)