Сергеева Екатерина
Конспект беседы с детьми средней группы «Дымковская роспись. Игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Дымковская роспись, игрушки
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция с другими образовательными областями: речевое развитие.
Цель: ознакомление детей с дымковской росписью.
Задачи:
Публикация «Конспект беседы с детьми средней группы „Дымковская роспись, Игрушки“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
1. Образовательные: познакомить с историей дымковской игрушки; формировать знание об особенностях росписи игрушек; основных элементах узора.
2. Развивающие: развивать интерес к изучению народных промыслов.
3. Воспитательные: воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству, интерес и уважение к труду народных мастеров.
Материалы и оборудование: презентация с иллюстрациями
Методы и приемы: беседа (словесный метод, рассматривание иллюстраций (наглядный метод).
Ход беседы:
Ребята, у вас всех есть игрушки. Современные игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, меха. Но я бы хотела рассказать вам историю об игрушках из села Дымково. Случилось это давным-давно, когда даже ваших бабушек не было на свете, бабушка ваших бабушек были маленькими девочками. Правил в то время на Руси царь Иван. Рассердился он на гордых жителей Великого Устюга и выслал их в глухие места, далеко на север на реку Вятка. Суровые холодные там зимы. Не успели переселенцы построить себе избы и пришлось им зимовать в землянках. Завалило их снегом и только по голубому дымку, вьющемуся из труб, можно было догадаться, что здесь живут люди. Поэтому и прозвали ту деревню Дымково. (1 слайд). А здесь люди поселились умелые, мастеровые. Нашли они глину на берегу реки, начали из неё лепить посуду, а потом и игрушки для своих ребят.
Глину собирали обычно весной после половодья и смешивали её с мелким чистым песком из реки, чтобы не трескались изделия при обжиге. Подготовка глины к работе – не простое дело: её рубят лопатой, множество раз переворачивают, заливают водой и снова переворачивают, а раньше и ногами месили. Готовую глину раскатывают на шарики, из которых и лепят потом игрушки.
Во время лепки главными помощниками мастера были острая лучинка и мокрая тряпочка. Лучинкой мастер убирал лишнюю глину, а сырой тряпочкой приглаживал все неровности и шероховатости и получалась игрушка ровная да гладкая. После этого игрушку сушили несколько дней, а потом обжигали в русской печи 3-4 часа. (2 слайд) Потом мастера «обеливали» игрушку, то есть разводили мел в молоке и опускали туда игрушку, а затем ставили её на сквозняк. Красная глиняная игрушка становилась белой и была готова к росписи.
(3 слайд)
Красок у мастера было много – всех цветов и оттенков, поэтому игрушки получались яркими и веселыми. Кисти для росписи были самодельными из лучинок и тряпочек, но одна всегда была из волосинок хорька, зверек такой водился в Дымковских лесах. Этой кистью расписывали лица барышням, рисовали глазки животным. А узор составляли мастерицы из кружков, колечек, точек, волнистых линий, полосок, клеток, овалов. (4 слайд). Наиболее распространённые сюжеты дымковских игрушек : няньки с детьми; водоноски; бараны с золотыми рогами; индюшки; петухи; олени; молодые люди; барыни. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника (свистопляска). (5-8 слайд)
Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Все посетители ярмарки от мала до велика считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку. (9 слайд)
Вся ярмарка наполняется свистом, и от этого праздник веселей. Спрос на игрушки очень велик. После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами.
Какие же особенности мы увидели у дымковских игрушек? Где расположен узор на дымковской игрушке? Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках? Как украшают свои изделия мастера из Дымково?