Ирина Россова
Беседа с детьми подготовительной группы «Такая разная боль»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для усвоения понятий «физическая и душевная боль».
Задачи:
Коррекционно-обучающая:
- познакомить детей с понятием «физическая и эмоциональная (душевная) боль»;
- научить различать ощущения, которые люди испытывают во время физической и эмоциональной боли;
- учить детей управлять эмоциями, сопровождающими боль;
Коррекционно-развивающая:
- стимулировать желание оказать помощь, утешить;
- развивать чувство доброты;
-формировать навыки социального поведения.
Коррекционно-воспитательная:
Публикация «Беседа с детьми подготовительной группы „Такая разная боль“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
-воспитывать сочувствие к окружающим людям, умение оценивать свои поступки и поступки окружающих.
Материал: «Волшебный цветок», игрушка лягушонок, цветные карандаши, альбомы, музыка «Звуки природы», магнитофон, цветные платочки.
Предварительная работа: Игра «Жужа» (9, стр. 101); тренинг эмоций «Болит живот» и др. Упражнение «Негаданная радость». Д/И «Угадай настроение». Чтение художественной литературы: В. Катаев «Цветик-семицветик»; украинская народная сказка «Хроменькая уточка», Л. Толстой «Лев и собачка»; русская народная сказка «Заюшкина избушка».
Этапы (последовательность деятельности) Действия, деятельность педагога Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Ведение в ситуацию Воспитатель с помощью «волшебного цветочка» спрашивает у детей, какие добрые дела они делали в детском саду, дома, на улице. Поощряет детей за желание помочь другим, прийти на помощь в трудную минуту (ставит цветок в вазу)
В ладошке у воспитателя дети видят игрушку лягушонка (он плачет).
Воспитатель:
-Дети, что случилось с лягушонком? Волшебный цветок рассказал мне историю, которая с ним приключилась:
Лягушонок прыгал по дорожке
И о камешек поранил ножку.
«Ой-ой-ой!»-заплакал лягушонок.
Как же голосок его был тонок!
Он листочек к ранке приложил
И к лягушке-маме поспешил. Общение, взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Ответы детей.
Построение речевого высказывания.
Способность ребенка совместному общению, высказывание собственных позиций.
Проявление активности.
Проявление эмоционального отклика.
Актуализация знаний и умений Воспитатель:
-Ребята, а что чувствовал лягушонок, когда поранил ножку? (боль)
-А вы испытывали когда-нибудь боль? (ответы детей)
-А вам жалко лягушонка?
-Как его можно пожалеть? Какие слова сказать ему? (не плачь, все пройдет, подуть на ножку).
А давайте сейчас представим, что мы лягушата. Вы поранили ножку. Как вы это изобразите?
Тренинг эмоций «Лягушонок»
Задача детей: передать состояние лягушонка, поранившего ножку, с помощью мимики, жестов, пантомимики.
(дети выражают боль на лице, приподнимают «пораненную» ногу, наклоняются к ноге, прикладывают к ней листочек и на одной ноге, прихрамывая, идут к воспитателю Дети садятся в круг.
Воспитатель рассказывает детям о видах боли:
-Боль бывает разная : есть физическая боль- больно, когда :
-Падаешь;
-Кто-то сильно толкнул, ударил;
-Порезал руку и ногу….
Просит детей продолжить перечисления физической боли….
-Ожегся чем-нибудь горячим;
-Кто-то укусил. ответы детей
Построение речевого высказывания.
Проявление инициативы, опираясь на свои знания и умения.
Детям предоставляется самостоятельность.
ответы детей
Построение речевого высказывания.
Затруднение в ситуации - Решение проблемных ситуаций (показ слайдов)
Воспитатель предлагает детям определить, почему плачет девочка Маша.
Дальше она рассказывает историю, которая приключилась с Машей.
Текст для чтения:
Маша с подружками играла
во дворе в прятки. Она хотела спрятаться в большой ящик и быстро побежала к нему, но споткнулась и упала. Она громко заплакала. Подружка Катя сказала:
-Успокойся, пожалуйста, потерпи. Сейчас я позову твою маму. Вот увидишь, все будет хорошо. Из подъезда вышла Машина мама:
-Не плачь, возьми себя в руки. Ну-ка покажи, что у тебя там? Какие пустяки. Сейчас мы промоем ранку и заклеим пластырем. И все пройдет. А пока не падай духом. Как говорят, терпи, казак, атаманом будешь! До свадьбы заживет!»
Воспитатель:
- Какую боль ощущала в этой истории девочка Маша?
Дети делают вывод, что девочка ощущала физическую боль.
-Кто помог Маше почувствовать себя лучше?
-Какие слова утешения использовали подруга и мама Маши?
(«Потерпи», «Вот увидишь, все будет хорошо», «Не падай духом!», «Возьми себя в руки!», «Все пройдет»)
- Как вы понимаете слова: «Возьми себя в руки?» (сдержать слезы, перетерпеть боль, не плакать)
-Когда вам больно, кто вам помогает почувствовать себя лучше? (родные, друзья, врачи)
• Физическая и душевная
А бывает боль душевная (эмоциональная)- больно, когда :
-кто-то сердито кричит;
-дразнит, обзывает;
-не хочет делиться игрушками, сладостями.
• Показ картинок или слайдов о чувствах, которые мы испытываем, когда больно, обида, злость, гнев, грусть.
• Воспитатель: Действительно, нам больно и обидно, когда нас кто-то обидел или когда нам одиноко и с нами никто не хочет играть. Но что можно сделать, чтобы с тобой помирились?
• Показ слайдов «Как помириться?»
Воспитатель: Когда человек злится, он долго не может прийти в себя, ему нужно успокоиться. А как это лучше сделать? (показ слайдов) порисовать, полепить, поиграть, погулять, подумать о хорошем, спеть песню, потанцевать, сделать подарок другу) Общение, взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Беседа.
Ответы детей.
Построение речевого высказывания.
Способность ребенка совместному общению, высказывание собственных позиций.
Проявление эмоционального отклика.
«Открытие» нового знания Воспитатель:
-Правильно. Нужно сделать, что-то доброе, помочь кому-нибудь.
- А как можно назвать людей, которые приходят на помощь?
(добрыми, настоящими друзьями)
-Как можно назвать поступки людей, которые спешат на помощь?
(благородные, добрые дела)
-Ребята, а как бы вы поступили, если бы встретили на улице слепого человека?
Социальная игра «Слепой и поводырь»
Давайте попробуем поиграть в игру «Слепой и поводырь» Дети делятся на пары: один из них изображает слепого, второй-поводыря.
Задача поводыря: провести слепого между стульями так, чтобы он их не задел. Затем дети меняются ролями.
Обсуждение:
-Как вы думаете, легко ли слепым людям на улице? Почему?
-Как мы можем им помочь?
-Если кто-то на улице не хочет помочь слепому человеку, то какую боль при этом испытает слепой человек: душевную или физическую?
(эмоциональную, душевную)
отвечают на вопросы
Общение, взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Ответы детей.
Построение связного речевого высказывания.
Играют, соблюдают правила игры
Общение со сверстниками и взрослым
Обсуждает проблему, поиск путей её решения.
Включение нового знания в систему знаний Воспитатель:
-Я верю, что если вам встретится на улице человек, который нуждается в помощи: слепой и или инвалид, вы никогда не пройдете мимо и обязательно ему поможете.
Воспитатель:
Посмотрите, ребята, лягушонок хочет что-то вам сказать. Он просит вас помочь найти ему друзей. Конечно, ему обязательно нужно помочь найти друзей. Давайте нарисуем ему друзей-лягушат!
Вам необходимо обвести по контуру лягушат и раскрасить их.
(звучит спокойная музыка)
8. Рисование «Лягушонок»
В конце занятия дети выставляют свои работы на стенде.
Взаимодействие со сверстниками.
Общение.
Проявление активности
Проявление инициативы и самостоятельности.
Рефлексия -Что нового мы с вами узнали о боли? Какая она бывает?
- Кто сегодня приходил к нам в гости? Как мы помогали лягушонку? Сможете ли вы оказать помощь в сложной ситуации?
-Кому мы об этом можем рассказать?
Проявление эмоционального отклика.