Ирина Шпак
Беседа с детьми об осени
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальные произведения
Муз. Н. Мурычевой, слова В. Орлова «Разноцветная песенка».
П. Чайковский. «Осенняя песнь» из цикла «Времена года».
Е. Тиличеева. «Осень бродит по лесам».
Ф. Шопен. «Вальс cis-moll».
Муз. О. Девочкиной, сл. Г. Якуниной «Осень - грустная пора?»
Оформление зала и оборудование
Публикация «Беседа с детьми об осени» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
Зал украшен репродукциями картин, рисунками детей на тему осени и композициями из осенних листьев, плодов.
Столик для музыкальных инструментов и реквизита.
Клубочки с нитками четырё х цветов: белый, зелёный, красный, жёлтый.
Блюдечко для клубочка.
Цветная бумага (синяя, зелёная, жёлтая, оранжевая, красная).
Детские музыкальные инструменты: маракас, румба, треугольник, металлофон.
Яблоки в большой корзине.
Аудиотехника с аудиокассетами.
Дети входят в зал под тихую музыку.
Ведущий. Ребята, рада вас видеть! Проходите, садитесь поудобнее. Сегодня мы будем слушать прекрасную музыку, читать стихи, рассматривать картины художников и много интересного узнаем про чудеса, которые дарит нам матушка-природа. Она ведь постоянно преображается, всё время меняя свои наряды: наступает осень — и вспыхивают листья осин, краснеют ягоды рябины. Осень сменяет зима — и нас завораживает волшебство сверкающего снега под напевы метели. Весной мы любуемся первой листвой, нежными цветами. А уж лето с его буйством красок, тёплыми солнечными днями — чудо из чудес!
Послушайте новую песню, которая так и называется — «Разноцветная песенка».
Звучит «Разноцветная песенка» муз. Н. Мурычевой, сл. В. Орлова.
1.
Некогда солнышку в небе лениться,
Есть у него разноцветные спицы,
Пряжа цветная на дне сундука —
Ровно четыре, ровно четыре,
Ровно четыре волшебных клубка.
2.
Трудится солнышко без остановки
Каждому времени вяжет обновки:
Белым клубком начинается год,
Следом зелёный, следом зелёный,
Следом зелёный клубочек идёт.
3.
Красная пряжа для красного лета,
Пряжа для осени жёлтого цвета.
Быстрые спицы мелькают, звеня.
Разные платья, разные платья,
Разные платья меняет земля.
Ведущий. Вы поняли, дети, о каких волшебных клубочках говорится в этой песенке?
Дети отвечают: четыре клубочка — это четыре времени года.
Ведущий. Конечно, это четыре времени года, и сейчас услышим песню ещё раз, чтобы подобрать к каждому времени года подходящий цвет. Вот у меня лежат на столике разноцветные клубочки (показывает). Какого они цвета?
Дети отвечают: красного, зелёного, жёлтого и белого.
Ведущий. Молодцы! А теперь будьте внимательны и, прослушав песню, скажите, в каком порядке нужно сложить клубочки. Подсказка — в песенке.
Песня звучит вновь, и дети называют цвета: белый, зелёный, красный, жёлтый.
Ведущий. Вот и получилась у нас волшебная палитра времён года. Каждый цвет — особенный, несёт своё настроение.
Наше сегодняшнее занятие в музыкальной гостиной проходит осенью. Какой же волшебный клубочек поведёт нас в осеннюю сказку?
Дети отвечают: жёлтый.
Ведущий. Вы ответили правильно, и сейчас я возьму жёлтый клубочек и покатаю его по блюдечку — волшебство начинается.
Звучит «Осенняя песнь» из цикла «Времена года» П. Чайковского.
Ведущий. Слышите, какая зазвучала музыка?
Дети отвечают.
Ведущий. Да, музыка задумчивая и немного печальная, как и время года, которое называется осень. Эта музыка зовёт нас разгадать осенние чудеса, осенние превращения.
Будто рыжая лиса,
Бродит осень по лесам,
Где махнёт хвостом пушистым —
Золотыми станут листья.
Ведущий. Узнали песенку? Кто хочет как волшебница - осень расписывать лес осенними красками?
Дети поют песню Е. Тиличеевой «Осень бродит по лесам» (см. : Н. Ветлугина. Музыкальный букварь. М. : Музыка, 1988) и разыгрывают сценку на сюжет песни. По окончании ведущий комментирует выступление детей, отмечая их фантазию и выдумку.
Ведущий. Посмотрите, у меня лежит на столике цветная бумага, и поскольку мы сейчас расписывали разными красками лес, то я предлагаю вам выбрать те цвета, которые соответствуют осенним краскам, осеннему настроению.
Дети выбирают цвета и объясняют свой выбор, цветные листы выставляются на фланелеграф.
Ведущий. Кто хочет прочитать стихотворение И. Бунина, в котором поэт запечатлел осеннюю палитру? И мы сейчас сравним, все ли краски мы назвали.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Ведущий сравнивает цвета, выбранные детьми, с цветами, упоминаемыми в стихотворении.
Ведущий. Теперь мы рассмотрим картины, висящие в зале, и попробуем почувствовать настроение художников, нарисовавших осенние пейзажи.
Дети подходят к репродукциям и делятся своими впечатлениями.
Ведущий. Как тонко вы почувствовали настроение художников! А сможете подобрать слова, которые передают состояние природы в это время года?
Дети подбирают «осенние» эпитеты, ведущий комментирует ответы детей.
Ведущий. Давайте послушаем нашу любимую песню, в которой переданы те оттенки настроения, которые вы сейчас назвали, и подыграем на детских музыкальных инструментах. Вот они лежат на столике — это маракас, румба, треугольник, металлофон.
Дети поют песню об осени (на выбор музыкального руководителя) и подыгрывают на музыкальных инструментах.
Ведущий. Красиво получилось, правда? А сейчас закружатся в хороводе осенние листочки. Пусть девочки будут листиками, а мальчики — осенними ветерками, которые кружат листики и уносят далеко-далеко.
Звучит «Вальс cis-moll» Ф. Шопена, дети импровизируют движения или исполняют заранее выученный танец, подходящий по настроению.
Ведущий. Удивительно у вас получилось! Но мне хочется напомнить, что хотя осенью и бывает немного грустно, но ведь это — замечательное время года. Как вы думаете, дети, почему?
Дети отвечают.
Ведущий. Конечно, вы правы, это время замечательно тем, что земля отдаёт свои плоды, и всем очень радостно собирать урожай — то, что выращено своими руками. Для вас я подготовила музыкальный сюрприз, песню, которая так и называется — «Кто сказал, что осень грустная пора?». Внимательно послушайте и скажите, какое настроение у этой музыки.
Звучит песня «Осень - грустная пора?» Муз. О. Девочкиной, сл. Г. Якуниной
Дети делятся своими впечатлениями.
Ведущий. Вы правы, дети, действительно, эта песня даёт ощущение радости, бодрости; хочется любоваться красотой осенних даров. Что осенью происходит?
Дети отвечают.
Ведущий. В начале нашей встречи мы пели о том, что осень, как рыжая лиса — волшебница, вершит чудеса, украшает леса новыми красками. Но ведь осень, как щедрая хозяйка, дарит людям богатый урожай. Вот и ваши чудесные композиции подтверждают мои слова. Хотите послушать эту песню ещё раз?
Песня исполняется вновь.
Ведущий. Наша встреча заканчивается, а осень-хозяюшка приготовила нам подарок!
В зал вносятся яблоки и раздаются детям.
Ведущий. Понравилась вам встреча с осенью?
Дети делятся своими впечатлениями.
Ведущий (на фоне тихо звучащей музыки). Сегодня на прогулке мы непременно полюбуемся осенними красками, а потом нарисуем свои впечатления.