Сонина Лариса Юрьевна
Беседа по рассказу Л. Толстого «Лгун» (познавательно-речевая образовательная ситуация социально-нравственного воспитания)
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа по рассказу Л. Толстого «Лгун»
(познавательно-речевая образовательная ситуация социально-нравственного содержания)
Задачи:
1. Развивать умение вести беседу по литературному произведению, используя сложные предложения; подвести к пониманию основной идеи произведения: ложь не приводит к добру.
Публикация «Беседа по рассказу Л, Толстого „Лгун“ (познавательно-речевая образовательная ситуация социально-нравственного воспитания)» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
2. Развивать умение анализировать текст – устанавливать связи между событиями, героями, их поступками, понимать мотивы, чувства героев, передавая их в речи (обман пастушка привел к тому, что волк загрыз всех овец; сначала пастушок веселился от того, что смог всех провести; когда пришел волк, пастушку было очень страшно; позже, вероятно, ему стало очень стыдно от того, что из-за него вся деревня осталась без овец.)
3. Развивать умение составлять план рассказа и пересказывать текст от лица литературного героя в форме театрализованной деятельности.
4. Воспитывать желание поступать честно, не обманывать.
Предварительная работа. Чтение и обсуждение произведения Л. Толстого «Чашка». заучивание поговорок о правде и лжи.
Конструирование ситуации.
Выставка книг с произведениями Л. Толстого.
1-я часть
В о с п и т а т е л ь. Ребята, какой рассказ Льва Толстого мы с вами недавно читали? Давайте попробуем вспомнить, о чем он?
Ответы детей.
В о с п и т а т е л ь. А сегодня мы познакомимся ещё с одним рассказом Льва Толстого, он называется «Лгун». Как вы думаете, о чём он?
Дети высказывают свои предположения.
В о с п и т а т е л ь. А вот теперь мы посмотрим, насколько мы были правы,- прочитаем рассказ Толстого «Лгун»
Чтение рассказа.
2-я часть
В о с п и т а т е л ь. Понравился ли вам рассказ? О чем этот рассказ? Почему вы так думаете? Почему мужики не прибежали на помощь, когда волк напал на овец? Как вы думаете, зачем мальчик обманывал? Кто-нибудь смеялся над его шутками?
Ответы детей.
В о с п и т а т е л ь. Почему мужикам не было смешно?
Д е т и. Им пришлось бросить свою работу и бежать к мальчику на выручку, они боялись, волновались за пастушка, ведь волк мог напасть и на него тоже, не только на овец.
В о с п и т а т е л ь. А что произошло, когда они прибежали туда, где паслось стадо?
Д е т и. Мальчик посмеялся над ними, над их страхами и сказал, что просто пошутил.
В о с п и т а т е л ь. Как вам кажется, это была хорошая шутка? Почему? Можно ли назвать это шуткой? Почему? К чему в результате привело такое поведение мальчика? Чтобы вы могли посоветовать этому мальчику, если бы встретили его? Как вы считаете, как можно назвать этот рассказ.
Ответы детей.
В о с п и т а т е л ь. Есть хорошая русская пословица; «Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят». Подходит ли она к этому рассказу? Почему?
Ответы детей.
В о с п и т а т е л ь. Если бы мы встретили пастушка и попросили рассказать, что с ним произошло, что бы он мог нам рассказать? Давайте составим план этой истории. С чего начинается рассказ пастушка? Что происходит дальше? Что потом случилось? Чем закончился рассказ пастушка?
Ответы детей.
В о с п и т а т е л ь. Ребята, а давайте покажем этот рассказ в нашем театре. Кто будет играть роль автора? А кто будет исполнять в театре роль мальчика? А кто будет в роли волка? Мужиков?
Распределение ролей. Театрализованная деятельность.
3-я часть.
В о с п и т а т е л ь. Мы с вами познакомились с двумя рассказами Льва Толстого – «Лгун» и «Чашка». Как вам кажется, есть ли между ними что-то общее? А чем они отличаются поступки мальчиков чем –то похожи? Как вы думаете, если поменять героев местами, что-то изменится в этих историях? Как поведет себя мальчик из рассказа «Лгун», если разобьёт чашку? Он признается сам или нет? А как поведет себя мальчик из рассказа «Чашка»? Какой урок вынес пастушок из этой истории? Какой из этих двух мальчиков понравились вам больше? Почему?
Ответы детей.
В о с п и т а т е л ь. Как вы думаете, что хотел сказать нам автор своими рассказами? Может быть, с кем-то из вас случалось что-то такое же, как с героем рассказа «Чашка»? А кто-нибудь из вас поступал так же, как пастушок из рассказа «Лгун»?
Ответы детей.
В о с п и т а т е л ь. К рассказу «Лгун», который мы сегодня прочитали, ребята подготовили поговорки о лжи. Давайте послушаем их. (дети читают поговорки)
«Солжешь сегодня, не поверят и завтра», «Слушать его можно, а верить нельзя», «Раз солгал, а на век лгуном стал», «Его что больше слушаешь, то пуще врёт»
В о с п и т а т е л ь. Ребята, а может нам сделать альбом, который нас будет учить жить честно, не обманывать, в который мы поместим пословицы и поговорки о правде и лжи. А назовём мы наш альбом «Правда, светлее солнца»