МААМ-картинки

Беседа о растениях с использованием иллюстраций

Татьяна Радина
Беседа о растениях с использованием иллюстраций
▼ Скачать + Заказать документы

Беседа о растениях с использованием иллюстраций

Цель: определить уровень представлений детей о видовом составе растений родного края, положительной роли зеленых насаждений.

Детям предлагали набор иллюстраций с объектами растительного мира и просили разложить их по группам.

Вопросы.

1. Назови растения, которые ты знаешь? Где они растут?

Публикация «Беседа о растениях с использованием иллюстраций» размещена в разделах

2. Какую роль играют растения в жизни человека?

3. Какие растения растут рядом с твоим домом?

4. Какие растения ты встречал в нашей местности?

Задание на группировку растений вызвало некоторые затруднения. Часть детей выделили растения по морфологическим группам: деревья, кустарники, травянистые растения, но при этом не всегда называли их. Травянистые растения все дети назвали одним словом «цветы», акцентируя внимание на самой яркой части растения – цветке, что свидетельствует о знании отличительной особенности растений.

В процессе беседы дошкольников попросили перечислить известные им растения. Заинтересованные этим заданием, дети с увлечением рассказывали, какие растения встречаются во дворе, по пути в детский сад. Большинство воспитанников называли деревья: клен, дуб, ель, липа, береза, потому что «видели их, когда шли в детский сад». Например: «Береза растет около моего дома» (Макар А., «Сосна, елка с иголками растут в лесу» Софья Ф). Часть детей называли травянистые растения : ромашки, одуванчики и др. Например: «Одуванчик, ромашка, клевер растут на лугу» (Ксюша Е., «Роза – в цветнике» (Лев Е.). Некоторые вспоминали кустарники, например: «Малина, крыжовник растут у бабушки в огороде» (Дима П., «На даче у нас растет вишня и рябина» (Софья М.).

На второй вопрос большинство отметили следующее: «Чтобы был воздух» (Дима П., «Если бы не было деревьев, мы бы погибли, не было бы воздуха» (Оля К., «Липой лечатся, когда болеют, мне мама чай заваривала» (Глеб С.). Значение растений дети видят в их оздоровительной функции. Некоторые определяли роль растений в жизни человека, исходя из эстетической функции, что говорит об эмоциональном восприятии ими природы. Например: «Чтобы все любовались, видели красивую природу» (Залина Р., «Чтобы было интересно и красиво» (Свете Л., «Для красоты» (Вика Ш., «Чтобы мир был красивым, чтобы не было все черно-белым. Они нас могут лечить, некоторые, а некоторые вкусно пахнут» (Самир Х.). Семь дошкольников затруднились ответить.

Отвечая на вопрос, «Какие растения растут рядом с твоим домом большинство испытуемых не перечисляли конкретных представителей флоры, а называли «деревья» (Лена Р., «траву» (Зоя Н., «цветы» (.). Такие ответы свидетельствовали об отсутствии их внимания к окружающей природе. Но некоторые дошкольники вспомнили «одуванчики» (Кирилл Ж., «розы» (Юля Ч., «ромашки» (Дима П., «березки» (Кирилл Р., «большой тополь» (Залина Р.). Называя растения, встречающиеся в данной местности, дети отдавали предпочтение садовым растениям : розам, колокольчикам, пионам, «так как они красивого цвета» (Миша К., «интересные цветки» (Света Л., «хорошо пахнут» (Самир Х.) и др. Лишь один мальчик, назвав подорожник, аргументировал свой выбор рациональным, практическим подходом: «Простое растение, а может останавливать кровь. Мне им ранки лечили» (Дима П.)

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что у дошкольников поверхностные знания о растениях местного края. Для них характерен небольшой объем конкретных представлений на уровне узнавания и называния растений на картинке. Чаще всего дети называли цветы, деревья, реже вспоминали кустарники. Они не располагали точными сведениями о видовом составе фитоценозов. Дети мало знают о роли растений в жизни человека.

Задание № 2. Индивидуальная беседа о животных

Цель: изучить уровень представлений детей о видовом составе животных местного края, их местообитании, питании и понимание дошкольниками роли их в жизни человека.

Вопросы.

1. Какие группы животных изображены на картинках?

2. Каких животных нашего края ты знаешь (млекопитающие, птицы, насекомые, рыбы?

3. Где живут эти животные?

4. Чем питаются данные животные?

5. Каких птиц, постоянно живущих рядом с нами, ты знаешь?

6. Зачем животные нужны человеку?

Анализ результатов беседы свидетельствовал о том, что часть детей не знала ответа на первый вопрос, некоторые сказали про всех «звери», что говорит о неумении группировать представителей фауны. Правильно ответили: «Это птицы, они летают» (Катя А., «Бабочка, стрекоза и кузнечик относятся к насекомым» (Рита Н., «Это рыбы, потому что они плавают» (Артем В.).

На вопрос о местообитании животных большинство дошкольников приводили примеры одного места. Лишь отдельные дети называли 2-4 возможных места обитания животных. Среди них дошкольники выделяли: луг, поле, река, зоопарк. Часть детей называли зверей, насекомых, птиц, которых они знали или видели где-либо. Некоторые дошкольники не могла соотнести такие понятия, как «Наш Мордовский край» и «Наша Родина», поэтому они называли животных, встречающихся в других регионах (местах жительства родственников дошкольников). Например, называя дикого кабана, Миша Д. добавлял: «Он живет далеко, там, где мой дядя живет». Отдельные дети говорили о конкретном месте их обитания в Мордовском крае. Например: «Когда мы ходили на Суру, там видели утку» (Катя А., «Папа ездил на охоту в село Киржеманы и убил дикого кабана» (Витя К.).

Не вызвало затруднений у детей задание по подбору корма для различных животных. Результаты показали, что большинство справились с ним. Часть из них способны самостоятельно обнаружить, проследить и составить отдельные пищевые цепи, делая при этом правильные выводы. Например: «Зайчика могут съесть и лиса, и волк, поэтому он прячется в траве и прижимает уши, чтобы его не увидели» (Катя В., «Щука в реке ест разную рыбу, а дедушка ее поймал» (Лена Ш.). При решении познавательных задач отдельные дети способны устанавливать простые, содержащие одно-двухзвенные пищевые связи.

Анализ ответов на пятый вопрос выявил определенные представления детей о птицах, постоянно живущих рядом с человеком. Большинство называли от 3 до 6 птиц. Среди них были: воробей, ворона, сорока, голубь, грач, галка, синица, дятел. Некоторые охарактеризовали места обитания, гнезда птиц, яркие особенности их поведения, например: «В нашем парке на большом тополе расположились вороны. Их там много, они громко кричат, такие шумные» (Петя В., «В нашем дворе живет много голубей, воробьев, синичек. Мы каждое утро с мамой, когда идем в детский сад, кормим их крошками» (Рита Н.). Лишь незначительное количество детей не дали ответа на вопрос.

Из вышеприведенных данных эксперимента можно заключить, что представления дошкольников о животных нашего края не отличаются широтой и глубиной. Эти представления не носят конкретного характера в силу отсутствия фактических сведений о животных. Ответы указывали на то, что воспитанники почти незнакомы с видовым составом городского зооценоза, местообитанием животных своей местности. Дети называли животных, встречающихся в других регионах и забывали о тех, которые обитают рядом.

Задание № 3. Беседа с использованием сюжетных иллюстраций

Цель: выявить умение ребенка оценивать с экологических позиций поступки взрослых и сверстников; знания детей о Красной книге Мордовии, растениях и животных, которые занесены в нее.

Сначала детям предлагали разложить иллюстрации (6-8 картинок, на которых человек делает добрые дела по отношению к природе и совершает плохие поступки. Объяснить, почему нельзя так поступать.

Вопросы.

1. Что ты знаешь о Красной книге Мордовии?

2. Каких ты знаешь животных или растения, которые занесены в Красную книгу?

3. Как необходимо относиться к растениям и животным, чтобы они не попали в Красную книгу?

4. Что значит быть «другом природы»?

Все дошкольники правильно сгруппировали картинки. Большинство детей, аргументируя свой выбор, ограничивалось одним примером: «Нельзя трогать яйца птиц, можно их раздавить» (Лена К., «Когда из труб идет черный дым, становится трудно дышать» (Таня К.) и т. п. Лишь некоторые проявили умение устанавливать зависимость состояния природы от воздействия человека, прогнозировать возможные изменения, например, «когда трубы дымят, плохо и людям, и птицам» (Нина У.). Некоторым сложно предвидеть и обосновать возможные негативные последствия деятельности человека в природе.

Ответы, касающиеся Красной книги Мордовии, выявили отсутствие представлений у детей об ее объектах. Часть детей предположили, что «там, наверное, все красное собрано». Никто из дошкольников не смог назвать редких животных и растений нашего края, занесенных в Красную книгу.

На вопрос «Как необходимо относиться к растениям и животным, чтобы они не попали в Красную книгу?» дети отвечали: «Ухаживать, охранять» (Злата Р., «Беречь» (Гена К., «Ухаживать, кормить» (Женя Д., «Не срывать растения» (Дамир О.).

На вопрос «Что значит быть «другом природы?»» дети, в основном, говорили о правилах поведения в природе, о запретах экологического характера: «не ломать ветки деревьев, не пугать птиц» (Дима Ф., «защищать тех, кому нужна помощь» (Таня К., «не рвать цветы, не топтать их» (Вика Л., «это значит, что надо беречь природу, не сорить мусор, беречь животных, птиц, рыб» (Оля Ч.). Некоторые считали, что быть другом природы – это значит «дружить со всеми» (Женя А., «беречь природу» (Валера Н., «дружить с природой» (Настя М.).

Анализ результатов показал, что дети понимают, когда человек делает добрые дела для природы и когда совершает плохие поступки, но не умеют устанавливать зависимость состояния природы от воздействия человека. У испытуемых отсутствуют знания о Красной книге Мордовии и животных и растениях занесенных в нее.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что дети проявляют интерес к окружающей природе. Но их представления о многообразии природы родного края неполны, фрагментарны, неточны. Дети затруднялись выделить представителей флоры и фауны республики. Для старших дошкольников характерно расхождение между имеющимися знаниями о нормах и правилах поведения в природе и соблюдением их.

Распределение детей по уровням этноэкологической культуры представлены в таблице 1 (см. таблицу 1).

Таблица 1

Уровни сформированности этноэкологической культуры у детей старшего возраста дошкольного возраста

(на этапе констатирующего эксперимента)

группа Высокий

уровень Средний

уровень Низкий

уровень Всего детей

абс. % абс. % абс. %

Контр.

группа 1 10% 5 50% 3 30% 10

Экспер.

группа 2 20% 6 60% 2 20% 10

Таким образом, было выявлено, что 60% детей нуждаются в формиро-вании экологической культуры, 20% в – пополнении и систематизации, 20% – в совершенствовании экологических знаний.

Анализ экспериментальных данных позволил сделать вывод о необходимости целенаправленной педагогической работы по воспитанию этноэкологической культуры у детей старшего дошкольного возраста и послужил основой для разработки экспериментальной программы. С учетом результатов констатирующего исследования был спланирован формирующий эксперимент.

Публикации по теме:

Беседа «Осень» с использованием презентации Беседа на тему «Осень»с использованием презентацииЦель:Познакомить детей с временем года осень, с ее характерными признаками. Задачи: формировать.

Беседа по стихотворению «Разные дожди» с использованием презентации с детьми старшего дошкольного возраста 1. Оргмомент. -Ребята, назовите времена года по порядку (Ответы детей.) Какое время года бывает между летом и зимой? (Ответы детей.) Назовите.

Конспект занятия в первой младшей группе «Рассматривание иллюстраций к сказке «Теремок» Цель: Дать детям почувствовать на (интуитивном уровне) взаимосвязь между содержанием сказки, литературным текстом и рисунками к нему. Учить.

Конспект занятия в подготовительной группе «Сказочный мир иллюстраций» Конспект занятия в подготовительной группе в области «Художественное творчество» «Сказочный мир иллюстраций». Цель и задачи: Познакомить.

Беседа с детьми средней группы к 70-летию Победы с использованием ИКТ Беседа с детьми среднего возраста, посвящённая 70-летию Победы «Великая память». Беседа составлена на основе рассказа А. Алексеева «Расскажем.

Стенгазета о комнатных растениях ВидеоСтенгазета о комнатных растениях Видео Проект о комнатных растениях. В мае 2015 года в нашем ДОУ был объявлен конкурс среди групп на лучшую стенгазету "Комнатные растения ".Целью.

Роль иллюстраций в понимании детьми литературных произведений Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает.

Мир книжных иллюстраций в жизни детей дошкольного возраста Слайд 1. «Мир книжных иллюстраций в жизни детей дошкольного возраста» 1. Роль книжной иллюстрации в жизни детей. Книга - одно из первых.

Занятие-беседа с использованием ИКТ «Помним и гордимся!» Занятие - беседа с использованием ИКТ по теме: «Помним и гордимся!» Цель: воспитать патриотические чувства, уважение к историческому прошлому.

Значение книжных иллюстраций в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает непосредственное влияние на формирование чувственного восприятия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Беседа о растениях с использованием иллюстраций
Опубликовано: 24 марта 2016 в 19:38
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Беседа о растениях с использованием иллюстраций» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Радина (УИ 368086) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД