Ольга Бычкова
Беседа как средство эмоционального развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоции и чувства тесно связаны с развитием речи и речевым общением. Они в значительной мере обусловлены эмоциональной чувствительностью ребенка воздействиям взрослого (тону общения, тембру).Речь не только передаёт мысли, но и характеризует эмоциональность человека, формирует его чувства.
Понимание эмоциональных переживаний происходит параллельно с речевым развитием и во взаимосвязи с ним. На основе эмоционального опыта первоначально происходит осмысление эмоциональной действительности в форме переживания ситуаций, затем эти переживания отделяются через речь, и в конечном итоге ребенок приходит к переживанию самого чувства.
Публикация «Беседа как средство эмоционального развития ребенка» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В значении слов, обозначающих эмоции, могут отражаться ситуации, причины, вызвавшие эмоцию, отношения ребенка со взрослыми, его намерения осуществить определенные действия и другое.
Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния вои и окружающих их людей, дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова, а так же совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
Основные задачи:
- способствовать развитию процесса самосознания, принятию собственной индивидуальности;
- помогать в познании эмоциональных состояний, пополнять активный словарь ребенка словесными обозначениями эмоций;
- учит выражать свою любовь к близким;
- развивать навыки адекватного социального поведения;
- развивать воображения, творческую активность.
Работа по накоплению опыта в эмоциональной сфере может иметь следующие направления:
- обучение ребенка различению многообразия и богатства эмоций, пониманию их, обозначению словом.
- развитие умения передавать свои эмоции через выразительные движения.
На начальном этапе внимание уделяется развитию умений различать эмоциональные состояния (радость, грусть, спокойствие, выделять в них, что-то главное, значимое для ребенка. Затем дети обучаются умению передавать своё и чужое эмоциональное состояние через его называние, понимание, описание.
Для детей среднего дошкольного возраста наиболее близки эмоции радости и грусти, а так же спокойное состояние ребенка. Для выявления данных эмоций я наблюдала, как дети выражают свои эмоции в естественной обстановке: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него.
В ходе наблюдения я обращала внимание на такие параметры эмоциональных проявлений как эмоциональный фон, имеющих много общего с настроением, который может быть либо положительным, либо отрицательным. В целом эмоциональный фон дает информацию о степени эмоционального благополучия ребенка.
В начале года я провела диагностику эмоционального состояния детей во время прихода в детский сад, в результате которой, выявила наиболее частые причины отрицательного эмоционального состояния.
Причины:
- ребенок не выспался
- забыл любимую игрушку
- порицание взрослого
Для того, чтобы поднять ребенку настроение, я вступаю с ним в разговор, пытаясь выявить причину грусти, предлагала поискать его настроение в группе, привлекая к этому других детей. В беседе с ребенком использовала яркий «Волшебный мешочек», появление которого уже вызывает улыбку. Далее мешочек и вынуть оттуда волшебный предмет. Во время беседы задавала ребенку вопросы :
- Тебе нравится «волшебный мешочек»?
- Почему он называется волшебный?
- Как ты думаешь, что там лежит?
Затем предлагала опустить руку в «волшебный мешочек».
- Как ты думаешь, что ты взял?
- Давай достанем предмет, который ты взял.
- Кто это?
Далее вела с ребенком беседу непосредственно об игрушке, которую вытащил ребенок. Например: Посмотри, какая замечательная лошадка. Она белая с красивой гривой и пушистым хвостом. Посмотри, какая она веселая, улыбается тебе, даже ножку свою подняла. Наверно она хочет с тобой поиграть. А ты хочешь поиграть с лошадкой? Улыбнись ей.
Во время такой эмоциональной беседы у ребенка поднимается настроение, он радуется и с удовольствием играет с данной игрушкой.
Так же для избавления от негативных эмоций я использовала «Домик грустного настроения». Если ребенок приходит в детский сад с грустным настроением, я предлагала это настроение закрыть в грустном домике. Во время беседы с ребенком, предлагала рассмотреть домик:
-Что это?
- Как ты думаешь, почему на домике грустное лицо?
- Кто там живет?
- Почему у домика есть окно, но нет дверей?
Затем предлагала открыть окно домика и сказать: «Я не хочу быть грустным и закрываю своё грустное настроение на замок». Домик сделан с одним окном без дверей, чтобы грустному настроению некуда было выйти.
Для знакомства детей с эмоциями провела беседы : «Что такое радость?»
«Что такое грусть?»
На заданный вопрос дети отвечали:
«Радость – это, когда мама дома, когда есть бабушка и дедушка, когда солнце светит, цветы распускаются, когда радуга, когда все улыбаются».
«Грусть – это когда нет мамы, когда один дома сидишь, когда болеешь, солнце не выглядывает, дождик идет».
Чтобы все дети включились в беседу, проводила ее в виде игры с мячом.
Чтобы показать детям как выглядит грустный и радостный человек, я использовала игры «Тух-Тиби-Дух», «Море волнуется», «Волшебный стул». Очень нравится детям игра «Мыльные пузыри».
Предварительно перед каждой игрой проводила беседу о настроении.
Одним из средств развития эмоциональной сферы дошкольников можно считать психогимнастику. Например, дети любят упражнение «Ручеек радости».
Мной были изготовлены дидактические игры: «Узнай настроение», «Посели зверей в домик», «Грустный и веселый гномы». В процессе игры задавала вопросы:
- Кто это?
- Какое у него настроение?
- Как узнали?
- Почему он радуется? Или как развеселить гнома?
Отвечая на вопросы, дети учатся составлять сложные предложения и небольшие рассказы.
Беседы об эмоциональных состояниях я осуществляла как фронтально, так и индивидуально.
В работе использую мини-сценки. Например: «Встреча друзей», «Сердитый дедушка» и другие.
Особое внимание уделяю чтению художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения) и беседам по прочитанному произведению.
Например: «Федорино горе» Чуковского, «Айболит», «Мойдодыр», русские народные сказки «Заюшкина избушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Петушок и бобовое зернышко».
Именно художественная литература раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы близких и окружающих людей.
После чтения художественного произведения провожу беседу об эмоциональном состоянии героев, используя в работе обыгрывание некоторых стихотворений, например: «Перчатки», «Если в доме кто-то плачет».
Параллельно велась работа с родителями. Были проведены консультации и родительские собрания. С большим желанием родители включались в игры-тренинги, помогали в изготовлении атрибутов к драматизации сказок, подбирали иллюстрации и стихотворения на развитие эмоций. Было проведено родительское собрание «Всего важней погода в доме». Родители активно участвовали в беседах, применяли полученные знания при общении с детьми. Тесное общение детей и родителей благотворно повлияло на эмоциональный фон в группе, дети стали более чувствительны к своим товарищам, более критичны к своим поступкам, более выразительны в общении.
Результатом проведенной работы явились инсценировки сказок: «Заюшкина избушка», «Колобок», «Репка», где дети успешно изображали разные эмоциональные состояния. Таким образом правильно организованные беседы помогают развитию эмоциональной сферы дошкольников, помогают усваивать этические представления, полученные детьми при беседе.
Хорошее настроение детей, желание общаться со сверстниками и взрослыми-результат использования беседы, как средство эмоционального развития ребенка.