Татьяна Кузьмина
Беседа как средство формирования навыков речевого общения
▼ Скачать + Заказать документы
Как в нашей практике часто посещает нас разочарование, когда мы хотим услышать от ребенка нужное слово, фразу, а в ответ слышим лишь тишину. Сразу мелькает мысль – почему? Вопрос неверно поставлен, маленький запас слов у детей, либо еще что-то.
Проблема в том, что мы мало используем активный метод обучения – беседу, а если и используем, то сами говорим больше чем дети. У нас не хватает времени, силы воли, что бы выслушать медленную еще не сформированную речь детей.
Публикация «Беседа как средство формирования навыков речевого общения» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Беседа с детьми дошкольного возраста является, прежде всего, систематизацией и уточнением представлений полученных в процессе повседневной жизни, в результате наблюдений, общения и деятельности. Вовлекая ребенка в беседу, мы помогаем ему полнее и глубже воспринимать действительность, обращая его внимание на то, что недостаточно осознается им, в итоге знания становятся четче, осмысленнее.
В беседе взрослый, своими вопросами направляя мысль детей в определенное русло, наталкивают их на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения. Для неокрепшего ума это крайне важно. Ценность беседы именно в том и состоит, что взрослый учит ребенка мыслить, логически рассуждать, поднимает сознание ребенка с конкретного способа мышления на более высокую ступень. С развитием мышления тесно связано развитие речи. В беседе мы учим ребенка ясно выражать свои мысли в слове, развивается умение слушать собеседника. Следовательно, беседа имеет важное значение не только для углубления знаний, но и для развития связной речи, для выработка навыка вести речь в коллективе.
Беседа является ценным методом не только умственного, но и социально – нравственного развития.
Прежде чем организовать беседу, необходимо решить важные вопросы: какое программное содержание целесообразно давать детям методом беседы?
Беседа лишь тогда будет протекать живо и непринужденно, будить мысль, удерживать внимание, лишь, когда материал, ради усвоения которого проводится беседа, близок и доступен ребенку. С ребенком надо, прежде всего, говорить о знакомом и близком ему, потому, что чувственный опыт ребенка и сопровождающее слово взрослого формируют конкретное познание действительности.
Важно, чтобы воспитатель, опираясь в беседе на субьектиный опыт детей и на ранее усвоенные ими знания, сумел пробудить активную работу мысли, речи, способствовал выработке самостоятельных суждений, формировал целостную картину окружающего мира и осознанное отношение к обсуждаемым явлениям.
Работа над беседой есть стержень, вокруг которого обьеденяется вся работа с детьми: наблюдения и экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтобы дать пищу для беседы, после нее полученная информация обязательно закрепляется в рисовании, лепке, изготовлении макетов, заучивании стихов, песен, чтении рассказов.
Познавательный материал лишь тогда оставляет глубокий след, когда он повторяется систематически, когда впечатления наслаиваются одно на другое и не отрываются от жизни. (Мы многие в своих детских садах работаем по темам, что не допустимо. Отработав тему мы больше к ней не возвращаемся
Содержание конкретного материала беседы требует особого подхода, можно установить некоторые общие принципы расположения материала. В начале беседы в сознании детей должен предстать живой образ, поэтому ее можно начинать с рассматривания предметов, картин или с воспоминаний о виденном, о близких жизненному опыту ребенка явлениях. Затем следует анализ этих явлений, выделение наиболее существенных частностей, на основе которых педагог получает возможность подвести детей к необходимым ему выводам, и, наконец обобщение, уточняющее представления детей, способствующее выработке должного отношения к обсуждаемым явлениям
Так, например можно беседу о зиме провести, основываясь на детских впечатлениях. Начав о очень близком детям – зимних забавах из их опыта. И развернув картину зимней природы (после разговора о снеге и его свойствах естественно перейдя к вопросу о животных, птицах, об их жизни зимой, подвести к теме труда взрослых зимой.
Эффективность беседы зависит от умело продуманного подбора и постановки вопросов. Одному ребенку можно задать вопрос в формулировке, вызывающей раздумье, другому этот же вопрос лучше задавать виде подсказки. Наибольшее количество вопросов ставит своей задачей выявить имеющиеся у детей представления и научить выражать их словесно.
Вопросы есть основное средство, направляющее беседу. На ее качество большое влияние оказывают также и объяснения и ответы самого воспитателя. Поэтому готовясь к беседе необходимо продумать и предусмотреть все свои объяснения, обобщения, рассказы.
Большую роль играют в беседе наглядные пособия. Они дают возможность сконцентрировать внимание детей в начале беседы, также можно использовать в середине беседы, так как внимание детей начинает часто рассеиваться. Следует помнить педагогам, что наглядное пособие должно кратко иллюстрировать отдельные места беседы.
Систематическое проведение беседы положительно влияет на уточнение детских представлений, на развитие речи, навыков эффективного общения.
В каждой беседе выделяются такие структурные компоненты, как начало, основная часть, окончание.
Примерная структура таких «маленьких бесед» :
- Объединяющее впечатление
- Вопросы педагога
- Ответные действия детей: показываем пальчиком, выбираем, отделяем, называем, украшаем и т. п.
- Краткий блок новой информации с использованием наглядного материала
- Связывание новой информации с уже имеющимися впечатлениями детей
Продолжительность – около пяти минут. Не более одного информационного блока.
3 – 4 года
В этой возрастной группе впервые вводятся собственно беседы как структурная часть занятия. Однако это происходит постепенно, не с первых занятий. К концу же учебного года дети, как правило, уже уверенно чувствуют себя в живом диалоге.
В формулировке вопроса на первых этапах могут содержаться подсказки: «Когда листья с деревьев опадают: весной или осенью?» и т. п.
Содержание бесед выводится только из опыта детей этого возраста (темы дома, наших дел в нем, заботы друг о друге, природных изменений и пр.).
Количество информационных блоков – не более одного (одна главная мысль, один вывод, к которому через ряд вопросов подводятся дети).
По-прежнему важны в ходе беседы источники впечатления, связанные с активным действием детей, совместным творчеством, украшением. (Например, в беседе у календаря «Лесенка Великого поста» каждый ребенок прикрепляет свой маленький колокольчик на соответствующую текущей неделе ступеньку, пока все вместе поют «Великопостный запев».)
Продолжительность такой беседы – 5–10 минут.
4 – 7 лет
В этих возрастных группах тематическая беседа – обязательная часть занятия.
Содержание бесед расширяется от тем природы, дома, быта, правил жизни в семье к основам православной культуры, истории Отечества, этнографии, социальной деятельности человека.
Собственно сократические по характеру тематические диалоги начинают использоваться в работе с детьми четырех – четырех с половиной лет.
Количество информационных блоков в одной беседе постепенно возрастает: от одного-двух (с детьми четырех лет) до трех-четырех (с детьми семи лет).
Продолжительность тематической беседы – до двадцати минут (учитывая, что за это время происходит не только собственно разговор, но сменяются формы активности детей, обусловливаемые подразделами части «Тематическая беседа» – см. ниже).
Возможные подразделы части «Тематическая беседа»
- Обсуждение домашнего задания
- Тематический диалог
- Слайд-фильм (или иные зрительные образы)
- Постановка нового домашнего задания, вытекающего из беседы, и комментарии к нему