Ольга Почкалова
Беседа-игра «Чем люди отличаются друг от друга»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение представлений детей о людях.
1. Развивать у детей интерес к решению познавательных задач,
2. Способствовать уточнению представлений детей о том, что все люди разные, не похожи друг на друга (у них разный пол, возраст, рост, цвет глаз, волос, они любят заниматься различными делами и т. д.);
3. Формирование умений детей анализировать, обобщать, делать выводы.
Предварительная работа: система самонаблюдений детей за особенностями внешнего вида и основными моментами жизни в совместной с педагогом и самостоятельной деятельности.
Публикация «Беседа-игра „Чем люди отличаются друг от друга“» размещена в разделах
Знакомство с моделями, отражающими видимые отличия людей.
Оборудование: Картинки для составления портретов (Глаза, волосы, брови, губы, нос); набор изображений разных игрушек (например, машинка, кукла, мяч, мишка, паровозик, кубики, самолет, домик, шарик, зайчик и т. д., макет башенки с пятью окошками.
Ход занятия:
Приходит Буратино, здоровается с детьми и неправильно называет их имена.
Буратино: Давно я у вас не был, забыл имена, а выглядите вы все одинаково: такие же волосы и глаза.
Воспитатель: Давайте убедим Буратино, что все люди разные, что каждый человек отличается от других людей.
Дети стоят свободно, в кругу, чтобы всем было хорошо видно друг друга.
Воспитатель: Как вы думаете, о чем нужно рассказать Буратино, чтобы он убедился, что все люди разные?
Чем отличаются люди друг от друга? (Есть мальчики и девочки, женщины и мужчины). Задание: Сосчитать, сколько в группе мальчиков, сколько девочек.
Я хочу прочитать вам стихотворение Я. Халецкого про мальчиков и девочек. Послушайте, пожалуйста:
Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши мальчишки?
Из веснушек и хлопушек,
Из линеек и батареек
Сделаны наши мальчишки!
Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши девчонки?
Из цветочков и звоночков,
Из тетрадок и переглядок
Сделаны наши девчонки!
Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши мальчишки?
Из пружинок и картинок,
Из стекляшек и промокашек
Сделаны наши мальчишки!
Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши девчонки?
Из платочков и клубочков,
Из загадок и мармеладок
Сделаны наши девчонки!
Чем еще люди непохожи? (Разный рост). Задание: найти себе пару по росту. Почему вы собрались вместе? (Аналогично выявляются отличия в цвете глаз, дается задание собраться вместе детям с одинаковым цветом глаз).
Буратино: А куда встать мне? (Дети помогают Буратино и снова собираются в круг).
Я все вспомнил. У Лены карие глаза, у Димы – серые. (Называет неправильно). У Мии длинные волосы, у Ани – короткие (снова путает) и т. п.
Воспитатель: Буратино трудно запомнить. Детей много, а он один.
Давайте поможем ему. Каждый с помощью картинок составит подсказку про себя. Буратино посмотрит и запомнит всех детей. (Ребята с помощью картинок, отражающих видимые отличительные признаки, составляют свои портреты. Буратино составляет портрет из картинок, дети его исправляют. Несколько детей рассказывают о себе по картинкам).
Воспитатель: Чем еще люди отличаются друг от друга? Завтра выходной день. Чем вы будете заниматься? Почему все назвали разные дела? Люди отличаются еще и тем, что у каждого есть свое любимое занятие и своя любимая игрушка.
Игра «Башенка из игрушек».
У меня на столе лежат картинки с изображениями различных игрушек и других предметов. Пусть каждый из вас по очереди возьмет набор картинок и выложит такую башенку: в первом окне будет находиться ваша любимая игрушка, в окне пониже – менее любимая и т. д.
(По завершении упражнения педагог помогает детям сделать вывод, что у каждого из них получилась своя башенка, т. е. дети выбирали игрушки по своему личному предпочтению.)
Буратино: Все люди разные, почему же их называют одинаково – люди?
Воспитатель: Чем все люди похожи? (Передвигаются на двух ногах, имеют по две руки, лицо, говорят, одеваются и др.).
Буратино: Кукла Маша очень похожа на человека, у нее тоже две руки, две ноги, значит, она тоже человек.
Обобщаются ответы детей, делается вывод, что человек – живой: двигается, питается, дышит, растет. (Используется модель признаков живого).
Воспитатель: Все люди разные, но в чём-то они бывают похожи. Давайте теперь поиграем в игру, которая называется «Все – некоторые – только я». Сейчас все, к кому будут относиться мои слова, должны быстро встать со стульчика и сделать шаг вперед. Попробуем? Динамическая пауза:
• Все девочки…
• У кого сегодня хорошее настроение…
• У кого полосатые носки…
• У кого есть старшая сестра…
• Кто любит шоколад…
• Кто умеет песни петь…
• Кто любит кататься с горки…
• Кто любит мультики…
• Все мальчики…
• Кто носит шапку зимой…
• Кому 6 лет…
• У кого есть друзья…
Заключение:
Наше занятие заканчивается, но прежде, чем прощаться с Буратино, давайте подумаем, чему он научился, и что мы поняли сегодня, что понравилось на занятии, а что, может быть, было слишком трудным. (Ответы детей). Конечно, мы поняли, что девочки и мальчики бывают очень разными, но все они должны помогать друг другу, заботится и дружить друг с другом! Надеюсь, вы будете теперь дружить ещё крепче, чем раньше. До свидания!