Елена Чаус
Беседа «Флора и фауна родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить представления детей о природе родного края, воспитывать бережное отношение к ней.
Ход беседы
Воспитатель. Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по родному краю, полюбуемся его природой, узнаем о заповедных местах.
- Как называется наш родной край? (Ответы детей)
- На территории Московской области протекает более 2000 больших и малых рек. Самые большие реки – это Ока, Клязьма, Москва. Раньше вся территория Подмосковья была покрыта смешанными лесами. Сейчас очень много лесов вырублено, на их месте выросли города и поселки, раскинулись поля. Осваивая земли Подмосковья, человек осушил много болот, превратил их в сенокосы и пашни. Несмотря на это, среди лесов сохранилось много больших и малых болот.
Публикация «Беседа „Флора и фауна родного края“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Но главное богатство нашего края – это леса. Леса занимают 40% территории области. Они дают человеку чистый воздух, грибы, ягоды, лекарственные растения. Лес – это родной дом для огромного количества животных, птиц и насекомых. Лес укрепляет берега рек и препятствует образованию болот.
- Вся живая природа делится на 2 царства: растения и животные. Все растения можно назвать одним словом – флора, а животных – фауна. Флора и фауна Подмосковья очень богаты.
В Московской области преобладают смешанные леса (ель европейская, остролистный клен, черешчатый дуб, обыкновенный ясень и липа). Наиболее распространенные кустарники Подмосковья – это бересклет, лещина, калина, черемуха и бузина. Травы – брусника, черника, кислица, копытень, ландыш, злаковые растения, медуница и многие виды папоротника. Встречаются разнообразные мхи (сфагнум) и лишайники.
Большинство видов растений Подмосковья образуют взаимосвязанные растительные сообщества. Например, смешанный лес (рассказ воспитателя) или растения водоема (рассказ воспитателя).
Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо» (2 раза)
Ветер дует нам в лицо, (Имитация дуновения ветра)
Закачалось деревцо. (Руки вверх, покачивания)
Ветер тише, тише. (Присесть)
Деревцо все выше, выше. (Выпрямиться)
Воспитатель. Животный мир Подмосковья (фауна) – это типичные жители леса. Среди крупных травоядных животных наиболее широко распространены лоси, олени, косули, кабаны. Из небольших всеядных животных, в области можно встретить зайцев, белок, летяг, ежей и горностаев. Хищники представлены ласками, норками, лисицами, волками, куницами и енотовидными собаками. В Подмосковье обитает около 30 видов грызунов, из них наиболее распространенные сони, желтогорлые мыши, землеройки, суслики и тушканчики.
- На территории Подмосковья обитает около 300 видов птиц, таких как иволга, дрозд, соловей, дятел, неясыть, синица, коростель, перепел, чибис, журавль, белый аист, цапля и различные виды диких уток.
В области насчитывается 6 видов рептилий: живородящая ящерица, прыткая ящерица, ломкая веретеница, обыкновенный уж, гадюка обыкновенная и медянка. Также здесь обитает довольно большое количество земноводных – тритоны, жабы (зеленая и серая, чесночницы, лягушки (остромордные, травяные, прудовые и озерные, а также жерлянки.
Насекомые области также многочисленны, их насчитывается свыше 500 видов. В основном здесь распространены разнообразные виды бабочек, пчел, шмелей, жужелиц, саранчи, жуков, мух и муравьев.
В озерах и реках Подмосковья обитает порядка 40 видов рыб. Здесь встречаются практически все рыбы семейства карповых, окуневых, а также форель, хариус, щука, угорь, сом, колюшка, налим и минога.
Дидактическая игра «Что в лесу растет, кто в лесу живет?» (с мячом)
Воспитатель задает вопрос «Что в лесу растет?» и бросает мяч ребенку. Ребенок называет растение и бросает мяч воспитателю. Воспитатель задает вопрос «Кто в лесу живет?» и бросает мяч ребенку. Ребенок называет животное и бросает мяч воспитателю.
Воспитатель. Чтобы сохранить красоту родного края, надо знать природу и бережно к ней относиться. Существует особая книга, в которую записывают редкие и исчезающие виды растений и животных. Как называется эта книга? (Ответы детей)
Красная книга Московской области. (Рассказ воспитателя)
- В Подмосковье сохранились островки нетронутой природы. Эти островки называются заповедниками, заказниками и национальными парками. Приокско-Террасный заповедник – один из крупнейших заповедников (занимает 5000га). Раскинулся он недалеко от подмосковного Серпухова. Местная флора включает в себя более 1000 видов растений, но основу лесных зон составляют сосны. Здесь охраняют и изучают многих животных (лось, зубр, бурый медведь, барсук, тетерев, глухарь, косуля, разводят зубров и бобров.
Рассказ воспитателя о национальных парках и заказниках Московской области.
Воспитатель. Отгадайте загадки-задачи. Отвечайте быстро.
– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
– Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (Гриб)
– Кто на себе дом носит? (Улитка)
– Чем отличаются хищные птицы от других пернатых? (Очень зоркие глаза, клюв крючком, острые когти)
– Для чего на водоемах зимой делают проруби? (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать)
– Назовите хвойные деревья. (Сосна, ель, кедр, лиственница, пихта)
– Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, еж, суслик, хомяк)
– Какие животные меняют на зиму окраску? (Заяц, белка)
– Какая птица не вьет гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)
– Какую птицу называют «лесным доктором?» (Дятла)
– Без чего не сможет расти растение? (Свет, вода, тепло)
– У животных две пары ног, две правые ноги, две левые ноги, две сзади и две спереди. Сколько ног всего? (4)
– Наступил долгожданный январь, и зацвела одинокая дикая яблонька, а потом еще три липы. Сколько зацвело деревьев? (В январе деревья не цветут)
Дидактическая игра «С какого дерева листок» (Слайд-шоу «Листья»)
Цель: закрепить знание названия деревьев и листьев.
Дидактическая игра «У кого какой домик» (Слайд-шоу «У кого какой домик»)
Цель: закрепить знания детей о жилищах диких животных, птиц, насекомых.
Игра «Собери пейзаж из частей». Дети делятся на 2 команды и собирают 2 разных пейзажа из разрезных картинок. Побеждает команда, которая быстрее соберет пейзаж.
Итог беседы :
1. Какие растения преобладают в Подмосковье?
2. Какие животные населяют наши леса?
3. Зачем нужна Красная книга?