Варвара Великодская
Проект «Бережливый детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с планом реализации проекта «Внедрение бережливых технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций Белгородской области» («Бережливый детский сад») в целях организационно-методического сопровождения внедрения бережливых технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО) МБДОУ №5 по внедрению бережливых технологий
Публикация «Проект „Бережливый детский сад“» размещена в разделах
- Бережливость. Бережливые технологии
- Наш любимый детский сад. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2021
Суть проекта заключается во внедрении принципов «Бережливого производства» в практику работы детского сада с целью повышения эффективности и улучшения качества услуг в дошкольных образовательных организациях.
В рамках проекта планируется реализация конкретных мероприятий:
применение визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей и сотрудников;
проведение цикла развивающих занятий для детей;
повышение информированности родителей через визуализацию и организацию родительских собраний;
стандартизация ежедневных операций детей и сотрудников;
рациональная организация рабочих мест детей и сотрудников.
Все разработанные мероприятия не требуют значительных финансовых затрат, и, надеемся, улучшат качество оказываемых услуг.
ЦЕЛЬ: Создание с помощью проекта «Бережливый Детский сад» системы образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе
Задачи:
Повышение эффективности использования средств информатизации в образовательном процессе.
Освоение и внедрениеновых технологий воспитания и образования дошкольников, через обновление развивающей образовательной среды ДОУ, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности
Развитие системы управления МБДОУ на основе повышения компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детским садом.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- повышение компетентности педагогов в области применения ИКТ.
- внедрение информационных технологий в образовательный процесс.
- создание базы методических разработок с использованием ИКТ для развития творческого потенциала ребенка в условиях ДОУ. В ДОУ подробно изучены вопросы реализации федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования при реализации проекта «Бережливый Детский сад»
Подход «бережливое производство» сегодня внедряется во все сферы работы: промышленность, банковское дело, здравоохранение и т. д. Образование также не стало исключением. Бережливые технологии активно внедряются в дошкольные учреждения. Бережное использование, бережливое отношение, рациональное применение, все эти словосочетания давно на слуху. При организации работы с группой детей, создание бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной. Основным методом работы, является визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Для работы применяются различные алгоритмы, правила, подсказки, условные обозначения, маркёры. На красочной картинке, находящейся в зоне видимости ребенка, изображен порядок действия в той или иной ситуации. Данные технологии ориентируют ребенка, сокращают время на выполнение необходимого действия, стандартизируют рядовые операции, уменьшают время педагога, затраченное на организацию режимных моментов, информируют родителей о правилах учреждения. Наш детский сад, идя в ногу со временем, активно включился в процесс внедрения бережливых технологий.
Вид: информационно-творческий.
Длительность- учебный год. Имеет четыре этапа.
Участники: воспитанники группы, воспитатели, родители.
Цель проекта : внедрение бережливых технологий в жизнь группы.
На данный момент группа вступила в первый этап проекта под названием «Бережём свою одежду и обувь». Основное место проведение – приёмная. Для оптимизации работы с детьми и родителями воспитателями были размещены в детских шкафах изображения алгоритмов одевания детей на прогулку и порядка складывания вещей в шкафу, конверты «Родительская почта», которые являются своеобразным экраном достижений ребёнка и служат для улучшения обратной связи между педагогом и родителем. В местах, доступных для обозрения, прикрепили подсказки - напоминания о правилах ухода за одеждой и обувью. Чтобы сделать окружающую среду ещё более безопасной, сделаны разметки в местах открывания дверей, развешаны таблички «Групповая комната» и «Буфетная». На входной двери расположилась табличка-благодарность за пользованиями бахилами для посетителей группы. Для поощрения успехов детей, воспитателями введён такой игровой приём, как смайлики, служащий дополнительной мотивацией исполнения правил и заданий. Всё вышесказанное, направлено на достижение цели проекта и воспитания у детей бережливости, ответственности, трудолюбия, а также улучшения взаимодействия с родителями и организации рабочего пространства педагогов. Проект активно продолжается, и участники не собираются останавливаться на достигнутом.
В наши дни, когда неуклонно возрастает материальное благосостояние населения, проблема формирования у детей бережливости приобретает особую остроту. Семья, живущая в достатке, предпочитает ни в чём не отказывать ребёнку, чаще обновлять гардероб, больше покупать игрушек. А там, где воспитание идёт на переизбытке – трудно формировать бережливость.
Ребё нок как можно раньше должен усвоить мысль: всё, что необходимо для жизни людей, создаётся трудом. В каждую вещь вложен труд; не беречь её, ломать, обращаться с ней неаккуратно – значит не уважать усилия тех, кто создавал её.
У самых маленьких детей формировать бережливость надо начинать с обучения их умению правильно обращаться с предметами - игрушками, пособиями, личными вещами и всем тем, что окружает его в саду и дома. Ведь без этого не выработаешь аккуратности. Малыш нуждается в том, чтобы его обучали. Для каждого вида творческой деятельности есть памятки: игрушкам, играм и книжкам отведены свои промаркированные картинками ящики и полочки. Соблюдая эти принципы, ребенок будет четко знать, где находится его шкафчик, какой в нем должен быть порядок, в каком ящике лежит конструктор, а на какой полке – книжки. Дети будут меньше времени тратить на наведение порядка, ведь они сами знают, куда и что положить. Ребёнок должен осознавать, что в жизни есть место порядку. Это является одним из элементов подготовки ребёнка к самостоятельной школьной жизни.
Проблему уборки и бережного отношения к игрушкам и книгам в средней группе №11 решили в ходе реализации проектной деятельности с детьми «Бережливость и порядок прививаем с детства». Данный проект был направлен на формирование бережного отношения детей к игрушкам книгам, а также необходимости ежедневной уборки игрушек на свои места.
Воспитатели познакомили ребят с историей возникновения игрушек через показ видеопрезентации. Провели с детьми тематические беседы об аккуратном отношении к игрушкам и книгам: «Наши игрушки», «Наши книги», «Уроки бережливости». Организовали выставку «Моя любимая игрушка», на которой каждый ребенок рассказал о своей игрушке. Предложили ребятам провести экскурсию по группе, представив игрушки и книги. Совместно с детьми разместили (наклеили) на полках картинки-подсказки, указывающие месторасположение каждой игрушки, книги. Создали творческую мастерскую по ремонту книг. Привлекали родителей, проводили беседы, рекомендации, советы, готовили папки- передвижки, чтоб и они учили детей быть более бережливыми.
В условиях проектной деятельности дети начали аккуратнее обращаться с книгами, игрушками, с удовольствием убирать их на места, промаркированные картинками-указателями.
А также стали больше ценить и уважать труд человека
Тренд: бережливое производство
Подход «бережливое производство» сегодня внедряется во все сферы работы: промышленность, банковское дело, здравоохранение и т. д. Образование в этом ключе имеет много специфических особенностей, поскольку школы и детские сады сами по себе являются сложными организмами. Однако и здесь пригодятся универсальные, зарекомендовавшие себя подходы. Можно провести параллель между педагогическими методами/приемами и методами/инструментами бережливого производства. Подробнее с методами можно познакомиться в гостах:
ГОСТ Р 12.4.026–2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний.
ГОСТ Р 56020–2014 Бережливое производство. Основные положения и словарь.
ГОСТ Р 56407–2015 Бережливое производство. Основные методы и инструменты.
Рассмотрим несколько известных инструментов бережливого управления.
Доска задач
Доска задач — это визуализация общего объема работы. Она позволяет определить уровень загруженности сотрудников и своевременно внести корректировки. Доска задач просто необходима, когда работа ведется сразу по нескольким направлениям и когда возможны внезапные существенные изменения в планах, новые срочные указания (например «спущенные сверху») — что актуально для любого образовательного учреждения.
Распространенные варианты «досок» :
На магнитно-маркерной доске.
На ватмане А1.
На пробковой доске.
В электронном виде.
Последний вариант, исходя из психологических особенностей людей, специалисты расценивают как наименее эффективный. Даже крупные it-компании часто использую именно доски из материалов, на которые можно физически прикреплять задачи и осязаемо выбрасывать их после выполнения.
Порядок определения задач зависит от размера штата и наличия различных подразделений. Представляем вам развернутый вариант работы с досками в организации:
Уровень рядовых сотрудников: в каждом структурном подразделении находятся доски со всеми задачами «на исполнении».
Уровень заместителей директора: у каждого заместителя есть доска с 3-5 наиболее значимыми задачами по каждому сотруднику.
Уровень директора: общая доска с 3-5 наиболее важными задачами по каждому подразделению.
Обычно «доски» делятся на два крупных блока: «В плане» и «В работе». На каждом стикере обозначается:
Название
Кто ответственен за выполнение
Дедлайн
% выполнения (он может зависеть от разных факторов: например, от качества или от соблюдения сроков).
Блок «В плане» содержит укрупненные задачи, которые нужно выполнить в ближайшие неделю-две. Например: «Проведение обучения для кураторов и тим-лидеров». Блок «В работе» — детализированные действия по каждой задаче. Например: «Направление информационного письма» или «Подготовка презентационных материалов».
На базе доски задач организовывать короткие ежедневные или еженедельные совещания на 10-15 минут, в формате руководство-подчиненные — чтобы определять перспективы дальнейшей работы. Доски задач можно и нужно использовать не только в решении педагогических вопросов, но и непосредственно при обучении детей ( пример: технология «План — дело — анализ» в рамках популярной программы «Вдохновение» Лидии Свирской, доцента кафедры педагогики и психологии ОАОУ ДПО «Новгородский институт развития образования»). Уже в начальном обучении мы можем показать детям, как планировать свою деятельность и двигаться к достижению цели. Также имеет смысл посоветовать родителям внедрить доски задач в систему домашнего воспитания.
5S
5S — популярная система организации рабочего места, разработанная в послевоенной Японии. Она выстроена на основе пяти принципов: Сортировка, Самоорганизация, Систематическая уборка, Стандартизация, Совершенствование. Достигнем знаменитой японской собранности и лаконичности за 5 шагов:
Шаг 1. Сортировка (Сэири)
Делим вещи на нужные и ненужные, и испытываем удовольствие и разрядку, выбросив все ненужные вещи. Для этого делим инструменты, оборудование, материалы на 3 категории:
Нужные всегда (то, что используем в данный момент).
Нужные иногда (то, что периодически используем, но не в данный момент).
Ненужные (то, что не используем, тара, посторонние предметы).
Ненужные предметы сразу выбрасываем (продаем, списываем, дарим). Увы, от некоторых вещей не так-то просто избавиться. Например, неизвестен хозяин вещи и его нужно найти, или есть большая вероятность, что она все-таки пригодится. В этих случаях используется инструмент «Кампания красных меток» — яркие ярлыки, которые постоянно напоминают о том, что пора решить судьбу неоднозначного предмета.
Шаг 2. Соблюдение порядка (Сэитон)
Делаем так, чтобы каждая вещь оказалась «на своем месте». Распределяя предметы по пространству, ориентируемся на принципы безопасности, качества вещей и их эффективность. Главные четыре правила расположения: на виду, легко взять, легко использовать, легко положить обратно. Клеим пиктограммы, поскольку с ними глазу проще ориентироваться в местах хранения оборудования и инвентаря, в рабочей зоне.
Виды пиктограмм и указателей:
На местах хранения (какие предметы здесь должны находиться).
На самих предметах (где этот предмет должен храниться).
Количество (сколько предметов здесь можно разместить).
Помимо пиктограмм, разобраться в расположении предметов помогает контурирование: четкое обозначение места предмета. Оно нужно, если на одном месте хранится много вещей (как правило, в беспорядке) и если инструменты походят один на другой. Благодаря контурированию сокращается время поиска предмета и возвращения его на место.
Шаг 3. Содержание в чистоте (Сэисо)
Развиваем привычку убирать рабочее место. Утренняя уборка обычно делается за 5-10 минут до начала работы, обеденная проводится в течение 5-10 минут после обеда, также стоит задуматься об уборке по окончании рабочего дня и во время простоев.
Если нужно организовать коллективную уборку, следуйте нехитрым правилам:
Разделите территорию на зоны, в зависимости от расположения рабочих мест и оборудования.
Закрепите каждую зону за определенной группой людей.
Обозначьте время уборки.
Шаг 4. Стандартизация (Сэикэцу)
Письменно закрепите правила содержания рабочих мест, технологии работы и другие процедуры. Стандартизация является необходимым условием для выполнения трех предыдущих шагов на пути к бережливому производству. Нужны инструкции по поддержанию порядка, а также новые методы контроля и поощрения сотрудников. Стандартизация может быть применена в разных направлениях: пример, как расположить мебель и оргтехнику, сколько личных вещей разрешено держать на столе и т. д.
Шаг 5. Совершенствование (Сицукэ)
Воспитывайте привычки точного выполнения правил. Педагоги часто жалуются, что дети не запоминают алгоритмы учебных, организационных действий и не применяют их на практике. Использование технологии 5S — отличная возможность продемонстрировать ученикам пользу алгоритмов и правил на собственном примере, ведь дети так или иначе копируют взрослых.
Как совершенствоваться?
Наблюдайте за работой оргтехники, чтобы оптимизировать техобслуживание.
Делайте фотографии "до"/"после", чтобы в полной мере оценить результат преобразований (например, рабочее место до сортировки и после)
Прибегайте к помощи аудиторов.
Учитывайте возрастные особенности окружающих вас людей.
Подключите родителей: предложите им проект 5S для домашнего рабочего места ученика.
Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления
Тони Бьюзен - родоначальник методики запоминания, творчества и организации мышления с помощью интеллект-карт - подробно объясняет, что такое интеллект-карта, как она работает и как ее можно использовать в любых сферах, чтобы улучшить свою жизнь.
Купить
Визуальный менеджмент
Визуальный менеджмент — отображение полезной информации здесь и сейчас для принятия правильных решений. Мы часто сталкиваемся с визуальным менеджментом на заводах и в поликлиниках: указатели объяснят нам, как преодолеть лабиринт помещений и не попасть в нежелательные, опасные зоны.
Визуальная навигация — один из инструментов бережливого производства. В школе и детском саду она нужна детям, родителям — то есть потребителям образовательных услуг. Если в образовательном учреждении несколько входов, корпусов, то необходима внешняя навигация. Внутри, соответственно, организовывается внутренняя навигация. Ориентируясь на детей, лучше использовать не буквенные и цифровые обозначения, а рисунки. Из указателей можно сделать настоящее украшение помещений!
Отдельное внимание стоит уделить визуальной разметке пространства: разделительным линиям, линиям открытия и закрытия дверей, линиям зон безопасности. Любая разметка должна быть стандартизирована:
Раз зашла речь об удобстве детей и родителей, стоит задуматься о клиентоориентированном дизайне помещений. Навигация — лишь его часть. Чтобы действительно вывести свою учебную среду на новый уровень, старайтесь использовать в пространстве дидактические элементы, создайте зону выполнения домашнего задания для учеников, обустройте зону комфорта для родителей с удобной мебелью, кулером, образцами заявлений и витриной ученических наград.
Внедрение любых методов — это лишь внешнее выражение настроя участников образовательного процесса. Без понимания идей бережливого производства, внутренней потребности людей в его организации, никакие методы не приживутся.
В одних школах инструменты бережливого производства уже используются во всю, в других — они пока в новинку. Делитесь своим опытом с коллегами на онлайн-площадках «Российского учебника»!