Александра Кружевская
Бережливые технологии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Концепция управления производственным предприятием, основанная на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь, была сформулирована в 50-х годах XX века Тайити Оно — исполнительным директором японской корпорации «Тойота», столкнувшимся с проблемой критически низкой производительности труда в автомобильной промышленности послевоенной Японии.
Впоследствии, для описания производственной системы компании Тойота американскими исследователями был предложен термин «бережливое производство», под которым данная концепция известна сегодня в западной экономической школе.
Публикация «Бережливые технологии в ДОУ» размещена в разделах
В сферу образования бережливое управление внедряется относительно недавно, но уже имеет свою специфику, поскольку школы и детские сады сами по себе являются сложными организмами. Однако и здесь пригодятся универсальные, зарекомендовавшие себя подходы.
При организации работы в группе детей, создание бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной. Основным методом работы, является визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Для работы применяются различные алгоритмы, правила, подсказки, условные обозначения, маркёры
В этом году мы работали над созданием проекта «Первые шаги к бережливости»
Цель: Внедрение «бережливых технологий» в организационную культуру воспитанников, формирование бережливого мышления.
Задачи: 1. формировать у дошкольников представления о бережливости;
2. внедрить систему «5S» - система организации и рационализации рабочего пространства группы
3. воспитывать навыки экологически устойчивого и безопасного стиля жизни; бережное отношение к окружающему миру, к себе и окружающим предметам;
4. вовлекать дошкольников и их родителей в полезную деятельность по внедрению бережливых технологий.
5. разработать стандарт ежедневных операций детей и сотрудников
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели
В ходе реализации проекта ожидается преобразование среды группы с использованием инструментов бережливых технологий : средства навигации (для свободной ориентации в группе клеятся маркёры в виде картинок, и воспитанники четко знают, где находятся разные помещения группы, игровые центры, материал для разных игр и творчества) и визуализации (фотографии, рисунки, схемы, диаграммы, разметку, цветные ярлыки, алгоритмы). Старшие дошкольники могут самостоятельно разрабатывать алгоритмы, схемы, которые потом используются в организации развивающей предметно-пространственной среды группы. Для этого воспитатели создают такую проблемную ситуацию, в которой дети почувствуют необходимость создания алгоритма, сделают вывод, что без алгоритма им будет трудно самостоятельно достичь поставленной цели.
Использование в педагогическом процессе алгоритмов, позволяет воспитателям сократить время на обучение и одновременно решает следующие задачи: развивает основные психические процессы (память, внимание, восприятие, образное мышление, способствует формированию у детей умений кодировать информацию, то есть преобразовывать предметы, образы в абстрактные знаки и символы.
В ходе реализации проекта родители воспитанников тоже вовлекаются в процесс обучения и воспитания детей. Их информированность повышается через активное пользование мобильных мессенджеров, то есть по телефону в режиме реального времени воспитатели могут бесплатно и быстро передавать текстовую информацию, фото- и видео-сообщения как индивидуально, так и группе абонентов.
Дальнейшие действия по проекту: разработать технологические карты цикла занятий (по 2 занятия в месяц) с детьми, в ходе которых воспитатель вместе с детьми разрабатывает алгоритмы, которые потом используются в организации среды группы.