Волкова Людмила Анатольевна
Исследовательская работа «Бархатный бас певца»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательская работа на тему «Беляев Александр Иванович,
Заслуженный артист Республики Марий Эл, певец театра оперы и балета имени Э. Сапаева». Этот материал можно использовать на уроке ИКН при изучении темы «Знаменитые люди нашего края», на уроке музыки.
Мы благодарим тебя за все:
За то, что бас твой золотой;
За то, что скромный и родной;
За то, что земляк наш дорогой.
Публикация «Исследовательская работа „Бархатный бас певца“» размещена в разделах
Александр Беляев. Это имя известно всем, кто любит, ценит, знает оперное и камерное пение. У него прекрасный, красивый бас. Его называют на родине, в деревне Торешкибар, марийским Шаляпиным, а также – «наш бас», его уважают в своей деревне, гордятся им, ведь он певец театра оперы и балета имени Сапаева, заслуженный артист Республики Марий Эл. Он обаятельный и очень скромный человек, красив и внешне, и внутренне. С ним легко беседовать обо всем: о музыке, живописи, театре и,конечно, о современной жизни.
«Его поцеловали ангелы, он человек от бога и певец от бога, он должен стать известным, выдающимся певцом. Это было заметно еще в детстве, когда он исполнял на школьной сцене песню «Как хорошо быть генералом». Он так старался держаться важно, совсем как генерал, и это у него хорошо получалось. А голос был густой, красивый, а пел он вдохновенно, что все зрители аплодировали стоя»,- так вспоминают о нем его одноклассники.
Талант. Он или есть или его нет. Но чтобы талант развивался, нужно упорно трудиться. Много сил, энергии пришлось Александру Беляеву прежде чем стать оперным певцом.
Беляев Александр Иванович родился в 1955 году 15 декабря в деревне Тамшинер Сернурского района Республики Марий Эл в крестьянской семье. До девяти лет жил в этой деревне, а потом семья переехала в деревню Торешкюбар (Торешкувар). Деревня эта красивая, зеленая, расположена около извилистой речки Лаж. Особенно красива она весной, когда цветет черемуха, благоухает сирень, на лугах ромашки цветут. Красота! За деревней сосновая роща.
Любил в детстве бывать там, уходил один и распевал песни. Может, и природа способствовала развитию его голоса. Александр Иванович обожает свою малую родину, свою деревню.
С благодарностью вспоминает первую учительницу Зинаиду Леонтьевну Мокееву- «Еще в начальных классах под ее руководством в Торешкюбарской школе ставили концерты. Она учила петь пионерские, патриотические, русские народные песни. Пели мы с увлечением. Это нам нравилось. Мне в особенности. Я пел «По долинам и по взгорьям», «Рын тошкал, ряд ден ряд». Учился держаться на сцене с малых лет». Потом учился в Лажъяльской школе (тогда она была еще восьмилетней). Классным руководителем был Иванов Андрей Павлович. В то время в деревнях телевизоров не было, поэтому школьники часто ставили концерты. Перед выступлением Андрей Павлович говорил: «Ну, Саша, шергылтаре! (значит, «прогреми!»). Ну, я старался, пел. Видимо, для моего возраста неплохо, так как зрители аплодировали. После окончания восьмилетки уже направился в Елеевскую среднюю школу Параньгинского района.»
А после школы - армия. Служил Александр Иванович в Чехословакии, пел в солдатском хоре. Еще там руководитель хора обратил внимание на его голос. Он посоветовал ему после демобилизации поступать учиться.
После демобилизации возвратился в свою деревню Торешкюбар. Здесь тогда был сельский клуб. Предложили Беляеву работать в этом клубе художником-оформителем, так как неплохо рисовал и писал, был участником агитбригады, но чувствовал, что нужно учиться дальше. Были силы и желания, а знаний не хватало, и вот в 1977 году поехал в город Йошкар-Олу, чтобы выучиться на клубного работника. Поступил в культпросветучилище (сейчас колледж культуры, но учился там недолго, так как ему предложили перейти в музыкальное училище имени Ключникова - Палантая на вокальное отделение, где с ним занималась Фаина Ефимовна Олейникова, заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл. Трудиться приходилось много, кропотливо. Требовала преподаватель беспощадно, но очень благодарен ей и другим преподавателям за их благородный труд. Они поставили его голос, научили петь, держаться на сцене, музыкальной грамоте, открыли путь в консерваторию. Александр Иванович преклоняется перед Фаиной Ефимовной, она умеет открывать и развивать таланты, ведь под ее руководством распустили свои крылья Галина Окунева-Ластовка, Светлана Сушкина, Алина Крылова, Евгений Романов, Михаил Лобанов, Людмила Хохлова, Владимир Ромашкин, Герман Апайкип.
После окончания музыкального училища один год пел в хоре музыкального театра, пробовал свои силы, привыкал к театру, к сцене, лишь после того, как обрел уверенность, решил поступать в консерваторию. Сначала его прослушали в Ленинградской консерватории, но туда не успел отправить документы и сдавал экзамены в Казанскую консерваторию, успешно их выдержал и стал студентом этого старейшего учебного заведения, где шла дальнейшая шлифовка его голоса, музыкального и сценического мастерства.
Сначала с ним занималась, преподавала свое мастерство Галина Окунева-Ластовка. Потом преподавателем стал заслуженный артист России, народный артист Республики Татарстан Юрий Владимирович Борисенко. Он сам обладает басовым голосом, и они легко понимали друг друга.
В 1989 году, после окончания консерватории, был принят в труппу театра оперы и балета имени Сапаева солистом оперы и оперетт.
Первую роль запомнил так: Было немного тревожно на душе, примет ли его зритель, сумеет ли раскрыть образ? А это была партия врача - негра из оперетты «Дорогая Памела». Вроде бы получилось, его поздравляли друзья, зрители хлопали. Потом оперетт было много, все не перечислишь. Это партия купца Собакина в опере Римского-Корсакова «Царская невеста», Гремина - в опере Чайковского «Евгений Онегин», рабочего Носкова - в «Акпатыре», Бонзы - в «Чио - Чио -Сане», дона Базилио - в «Севильском» цирюльнике».
Любит петь в опереттах-сказках, где можно полнее раскрыть свой голос.
Своим кумиром среди «басов» считает Шаляпина. Восхищается также мастерством его бывшего преподавателя Казанской консерватории Ю. В. Борисенко.
Александр Иванович немного практикует концертную деятельность. Любит исполнять песни Эрика Сапаева, В. Захарова. И. Егорова, Искандарова. Любит петь романсы, русские народные песни.
В 1991 году были на гастролях в Белоруссии. Встречали их тепло, люди понимают оперную музыку, но больше зрители любят оперетты, все же это легкий жанр. В прошлом 1994 году были на гастролях в Кирове и в Костроме, ставили в основном оперетты. Ездил также в Финляндию в составе марийской делегации на фестиваль дружбы. Это, конечно, было восхитительно, принимали их там с большой теплотой.
В основном отдыхать ездит в деревню Торешкюбар. Сочетает репетиции с физическим трудом в небольшом хозяйстве матери. Очень любит рисовать. Да, он, наверное, стал бы художником, если бы не его бас. Еще учитель рисования Антропов Семен Николаевич сумел приблизить его к живописи, раскрыл ее тайны. Поэтому он близок к природе и к тем людям, которые с помощью кисти и красок воспевают ее. Александр Иванович трепетно относится к творчеству Ямбердова, нравятся его образы, которые он передает с помощью кисти и красок
Он патриот своей Республики Марий Эл, по национальности мари. Ему хочется петь в марийских операх. Уверен он, что еще напишут и поставят новые марийские оперы, и доверят ему исполнить в них оперные партии. А Республика, может, и оценит труд оперных певцов. Ведь опера – это высокое искусство. А наличие театра оперы и балета говорит о высоком достижении в области культуры и искусства марийского народа.
Звание «Заслуженный артист Республики Марий Эл» Александру Ивановичу присвоили в честь 80-летия Республики Марий Эл.
Александр Беляев в оценках друзей, коллег, зрителей.
Воспоминания Александра Ивановича:
Андрей Павлович Иванов, классный руководитель А. Беляева с 5 по 8 класс в Лажъяльской средней школе:
- Это был очень скромный, добрый мальчик. Другие в детстве прыгали, толкались, иногда обижали девочек, а он был выше всего этого. Улыбнется им в ответ и отойдет в сторону. В классе всегда был исполнительный, учился хорошо, был любимцем многих учителей. На концертах выделялся своим звучным голосом. Много песен он исполнял, но почему-то запомнилась песня «Как хорошо быть генералом!» Хорошо он пел!
После армии он приходил ко мне в гости. Это была его благодарность мне как классному руководителю.
Фаина Ефимовна Олейникова, Заслуженный учитель Республики Марий Эл, преподаватель музыкального училища им. Ключникова-Палантая:
- Александр Беляев - обладатель уникального баса, очень ответственный, всегда аккуратный, собранный был студент. Никакой расхлябанности.
Это же подтвердила концертмейстер Людмила Леонидовна Екельчик:
- Мы всегда были довольны им. Хороший он был студент. Он и сейчас выступает успешно, радует своим голосом слушателей.
Иван Ильич Егоров, Заслуженный деятель искусств России, дирижер театра оперы и балета имени Э. Сапаева:
- У него прекрасный голос, но он слишком скромен. Он никогда сам не просит роли, «не лезет» выше всех. Эта скромность иногда ему мешает.
Таныгин Г. Ф., Заслуженный артист Республики Саха-Якутия, заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл, заслуженный деятель искусств России, хормейстер театра оперы и балета им. Э. Сапаева:
- Александр Беляев обладает в Республике Марий Эл самым красивым сильным басом, тембр его голоса благородный, шелковый, добрый, а ведь и сам он такой же. Я еще не видел в жизни такого скромного человека, как он. Мы с ним работаем уже долгое время, но я никогда не слышал от него скверных, нетактичных, грубых слов, всегда он ровный, спокойный, умеет себя держать в любом обществе интеллигентно.
Елизавета Коновалова, певица оперного театра, народная артистка РМЭ:
- Александр Беляев - слишком скромный человек. У него сильный бас. Ему нужно петь в операх. Он оперный певец, а мы ставим оперетты. А это для него не очень серьезно: с таким голосом нужно петь более сложные партии.
Вячеслав Созонов, заслуженный артист Республики Марий Эл, певец театра оперы и балета им. Сапаева:
- О вокальных данных Александра сказано много, а я скажу о нем как о друге. Я его знаю еще с учебы в консерватории. Он очень надежный друг, как кремень, что скажет, то обязательно сделает, безотказный, но имеет свои принципы, замечательный друг.
Олег Логинов, певец театра оперы и балета им. Сапаева, заслуженный артист Республики Марий Эл:
- Помню, когда я учился в музыкальном училище, он приходил на прослушивание (тогда он пел в хоре музыкального театра). Он так доброжелательно подошел ко мне и сказал, что у меня хороший голос и что нужно учиться дальше, пожелал доброго пути, и сразу’ как то стало спокойно, тепло.
А потом мы вместе учились в Казанской консерватории, он - в старших курсах, я - в младших. Всегда чувствовал его поддержку. Мы, все студенты, в то время подрабатывали, Саша работал ночным сторожем, и мы собирались у него в сторожке и репетировали, а потом жили в общежитии вместе. Поэтому, когда я приехал на работу в оперный театр, а он пришел сюда раньше, всегда чувствовал его поддержку, да и в гостинице живем мы рядом. Мы с ним как братья! Как человек Александр Беляев чуткий, добрый, немного даже стеснительный, интеллигентный, хорошо воспитанный. Он очень любит и уважает свою маму, часто к ней ездит, помогает всем, чем может.
От природы у него голос густой и богатый. Очень красивый тембр. А я думаю, что только у человека с красивой доброй душой может быть такой благородный голос. Дирижер Вадим Бенедиктов как-то сказал, что в нашем Марийском театре оперы и балета работают валютные певцы, в том числе и Александр Беляев.
Светлана Сушкина, народная артистка Республики Марий Эл, заведующая труппой певцов театра оперы и балета им. Сапаева:
- Сашу я знаю еще с музыкально училища, после окончания он пел в хоре музыкального театра. Все удивлялись, что у него такой мощный, красивый и с богатым тембром голос. Ему нужно было учиться. Мы все были рады, что он поступил в Казанскую консерваторию. Чуть ее не бросил из-за семейных обстоятельств. Я лично очень рада за него, что он ее успешно закончил и пришел к нам работать. Мы с ним хорошие друзья, он мне как младший брат (я ведь старше его). Во всем стараюсь поддерживать его, помочь ему, он у нас добрый, мягкий, как пума. А качества характера влияют и на голос. Его голос - бас, но у него бархатный бас.
В нашем музыкальном театре основной костяк-это национальные кадры, у нас певцы мирового уровня, это не громко сказано! В нашем красивом букете певцов Александр - самый яркий цветок. Это суперскромный человек.
Он еще не полностью успел раскрыть себя. Будем надеяться, что он сумеет полнее реализовать свой талант.
Мы гордимся своим земляком. Александр Иванович любит приходить в нашу школу, встречаться с учителями и учениками.