Долгор Цырендоржиева
Исследовательский проект «Байкал — жемчужина Сибири»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательский проект «Байкал – жемчужина Сибири»
(по технологии Н. Е. Веракса)
Учитель-логопед Цырендоржиева Д. Ц.
Тема проекта Байкал – жемчужина Сибири
Вид проекта Исследовательский
Участники проекта Дети с ТНР 6-7 лет, учитель-логопед, воспитатели, родители
Продолжительность проекта Долгосрочный (два месяца)
Темочки:
- Байкал, озеро
- Байкал. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Проблема В ходе коррекционно-развивающей деятельности с воспитанниками была выявлена проблема, которая раскрыла недостаточный уровень знаний детей о своем родном крае, отсутствии системы знаний о животном и растительном мире Прибайкалья, в воспитании экологической культуры поведения на природе и бережному отношению к Байкалу.
Формулировка «детской» цели Цель: Узнать для чего нужно беречь озеро Байкал и почему необходимо изучать уникальность и неповторимость флоры и фауны озера?
Цель педагога Создание условий для развития представлений дошкольников об озере Байкал и природе Прибайкалья.
Задачи Задачи педагога в работе с детьми:
Познакомить детей с уникальностью озера Байкал, и животным миром.
Воспитывать у детей бережное, гуманное и созидательное отношение к природе родного края.
Способствовать развитию познавательного интереса к знаниям об озере Байкал;
Уточнить знания детей об эндемики озера Байкал;
расширить представления и знания детей о животном и растительном мире Прибайкалья, о водных обитателях озера Байкал;
углубить представления об охране животного и растительного мира Байкала;
познакомить с Красной книгой Прибайкалья;
познакомить с легендами и сказками о Байкале ;
воспитывать экологическую культуру поведения на природе, любовь и бережное отношение к Байкалу и родному краю.
Создать условия предметно-пространственной среды группы для реализации проекта.
Заинтересовать воспитанников и увлечь их темой изучения проекта.
Задачи педагога в работе с родителями:
Создать информационную базу для родителей по теме проекта.
Обучить родителей навыкам и приемам в доступной форме редактировать текст для сообщения с детьми дошкольного возраста.
Активизировать родителей для совместной проектной деятельности с детьми по теме «Байкал – жемчужное ожерелье Сибири»
консультирование и обучение родителей по теме «Сохраним красоту Байкала для потомков».
Заинтересовать родителей, вызвать их желание подготовить реферативное сообщение и обсудить с ребенком, выбранную им тему выступления на занятии и помочь ребенку в презентации своего проекта :
«Легенда о происхождении озера Байкал»
«Байкальские легенды и сказки»
«Что в имени твоем Байкал?»
«Красная книга Иркутской области»
«Эндемика Байкала»
«Цветы родного края»
«Прозрачная рыбка-голомянка»
«Живое серебро озера Байкал»
«Байкальские ветры»
«Музей в Листвянке»
«Проблемы озера Байкал»
«Стихи о Байкале» и др.
вовлечь родителей в воспитательный процесс детей при постановке проблемы о бережном отношении к природе Байкала при посещении уникального озера;
привлечь родителей к изготовлению макетов «Животный мир», «Кругобайкальская железная дорога», «Костюмы народов Прибайкалья», «Рисунки на камнях -Эндемики Байкала» и др. для выставки в музей группы;
Расширить знания родителей о Байкале через различные формы партнё рства: рекомендации для совместного чтения с детьми художественной литературы о Байкале;
Задачи для родителей Изготовить макеты: «Животный мир», «Кругобайкальская железная дорога», «Костюмы народов Прибайкалья», «Рисунки на камнях - Эндемики Байкала» и др. для выставки в музей группы;
организовать подборку книг, альбомов по данной теме;
Помочь ребенку найти ответы на интересующие его вопросы по выбранной теме и в презентации его мини- проекта.
Обеспечение проекта (информационные,
технические ресурсы и т. д.) Учебное пособие «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с озером Байкал» Мишарина Л. А. , Иркутск: Издательство ИГПУ, 2006 г. Маленькая энциклопедия Сибирячка. Удивительное путешествие Сибирячка по Байкалу. Иркутск. Редакция журнала «Сибирячек» 2002г. Г. И. Галазий «Байкал в вопросах и ответах». «Байкал - жемчужина Сибири» (учебно–методическое пособие). Иркутск, 2011 г. ГОУ ВПО «ВСГАО» Художественная литература. Иллюстрации, картины, фотографии, зарисовки. Дидактические игры, настольно-печатные, словесные игры; Фото -альбом "Байкал -времена года". Презентация "Байкал - жемчужное ожерелье Сибири. "Коллекция байкальских камней. .Мультфильм "Байкальская шишка"
Актуальность проекта Наш сибирский край знаменит озером Байкал. Он уникален своими эндемиками, географией, окружающей его богатством и разнообразием флоры и фауны. Для нас это единственное место на Земле, наполненное чистой пресной водой, которой можно напоить всех жителей планеты.
Задача человечества сохранить чистоту воды, сберечь окружающую природу Байкала, разумно пользоваться ее недрами.
С малых лет надо научить ребенка познавать родную природу, любить и оберегать ее.
Новизна, оригинальность идеи Ориентирован на приоритет культурного развития ребёнка; проект нацелен на интеграцию компонентов содержания и активно- деятельностной позиции ребёнка как познающего и развивающегося субъекта; проект позволяет создать условия для продуктивного творческого взаимодействия всех участников образовательных отношений и их саморазвития; реализация проекта заключается в воспитании основных принципов культурного взаимодействия участников проекта с окружающим миром; овладение практическими знаниями и умениями, позволяют правильно строить свои взаимоотношения с природой. Использование широкого спектра мероприятий практической направленности, в том числе мотивирования, по созданию условий для познавательного и речевого развития, овладения коммуникативными навыками общения детей 6-7 лет с ТНР через изучение природного мира родного края и уникальной экосистемы озера Байкал посредством активного взаимодействия учителя-логопеда, воспитателей, детей с ТНР и их родителей.
Реализация проекта
Этапы Мероприятия
I
Создание ситуации, в которой ребенок самостоятельно или с помощью педагога приходит к формулировке исследовательской задачи.
1. Проблемная ситуация
2. Формулирование исследовательской задачи Создание проблемной ситуации "Что в имени твоем, Байкал?" Что такое Байкал? Вода в Байкале пресная или соленая? Байкальская нерпа это животное или рыба? Дать возможность право выбора детям в подготовке мини проекта по теме, которая вызвала интерес у детей. Организация родительских посиделок по теме "Что интересно узнать детям о Байкале?", "Тематика оформления мини -музея в группе", "Как вызвать интерес у детей к изучению Байкала?", "Как представить совместную защиту проекта?"
Формулировка вопроса: Что нужно знать и делать чтобы сохранить красоту и величие озера Байкал?
II
Оформление проекта
Основной вопрос исследования : Для чего нужно изучать
и беречь уникальное озеро Байкал?
Результаты опроса детей Что мы знаем?
- Байкал-это озеро или море (Арсений О)
- Я была в Листвянке в музее. Там есть заповедник (Соня К)
- На Байкале много чаек. Я кормила их сосисками и хлебом (Аня Ч)
- Мой папа любит ловить рыбу на Байкале удочкой (Милана И)
- На Байкале очень холодно и вода чистая, но холодная (Саша Л)
- Мы ездили на Байкал летом. Но там было очень холодно, дул очень сильный ветер. Мы одели теплые шапки и куртки (Дари Д.)
Что мы хотим узнать?
- Почему так называют это озеро? Как появилось оно? (Арсений П)
- Сколько лет Байкалу? (Дари Д)
- Какие животные живут в лесах? (Женя Е)
- Как люди жили раньше на Байкале? (Даниил К)
- Какие цветы растут на Байкале? (Нарана Д)
- Сколько детенышей у нерпы рождаются? (Арина Б)
- Почему вода в Байкале всегда чистая? (Саша Л.)
Как мы узнаем об этом?
- Спросить маму (Софа Я)
- Я люблю читать сам книги (Владик С)
- По телевизору посмотреть (Арина Б)
- Спросить у воспитателя и логопеда (Сава С)
- Можно в интернете
узнать с мамой (Женя Л)
- Посмотреть по телефону у Сони (Аня Ч)
Можно сходить в музей и посмотреть животных (Дари)
Мероприятия по реализации проекта С детьми
1. Анкетирование с целью выявления представлений о Байкале
2. Проведение цикла занятий: "Байкал - уникальное озеро Сибири","Происхождение Байкала","Ветры Байкала","Флора и фауна Байкала", "Эндемики Байкала", "Байкальская нерпа", "Легенды и сказки о Байкале" и др.
3. Тематические экскурсии в библиотеку и музей природы, музей ИЗК.
4. Встречи с интересными людьми
5 Заучивание стихов по изучаемым темам, прослушивание песен, чтение художественной литературы.
6. Проигрывание дидактических и настольных игр.
7. Праздники, викторины, КВН
С родителями
1. Организационное собрание "Изучаем Байкал вместе"
2. Консультация "Как подготовить текст выступления по защите проекта.
2. Изготовление совместно с детьми макетов по изучаемой теме.
3. Консультирование:
«Роль родителей в формировании и воспитании культуры
поведения на природе. "4. «Что должны знать дети об обитателях озера Байкал!»
5. Изготовление совместно с детьми макетов по изучаемой теме. 6. Подготовка материалов к открытию мини-музея в группе.
7. Игры дома для развития познавательного интереса воспитания любви к малой родине и бережного отношения к природе. Создание продукта проекта. Его защита
1. Защита мини -проектов совместно с родителями.
2 Коллекция байкальских камней с рисунками детей.
3. Картотека игр и стихов о Байкале
4. Сценарий праздника "Байкал - жемчужное ожерелье Сибири
5. Презентация, фрагменты видео и фото с мероприятий.
Фактическое достижение результатов Дети:
Получили знания об истории возникновения, о природных особенностях Байкала, о его внешнем виде. Ощутили эстетические восприятия, чувства любви и гордости за свою родину. Познакомились с растительным и животным миром озера Байкал.
Расширили знания о значимости экологических знаний для сохранения окружающего мира. Расширили навыки общения Получили опыт участия в проектной деятельности и публичных выступлениях
Научились составлять несложные рассказы о растительном и животном мире озера.
Уметь определять животных эндемиков Байкала среди других
Приобрели умение экспериментировать и применять опыт очистки загрязненной воды. Узнали, что происходит со снегом и льдом в комнате. Расширили представления о свойствах снега и льда.
Появилось желание еще раз совершить поездку на Байкал
.Данный проект формирует осознанный характер отношения детей к родной природе. Дети усвоили нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром; появилась потребность в приобретении экологических знаний, дети испытывают потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживают им, проявляют доброту и чуткость. Родители:
Помогли детям найти ответы на интересующие вопросы.
Изготовили и участвовали совместно с детьми в защите мини -проектов
Получили практический опыт мотивирования, повышения уровня экологической грамотности,. поддержки детской инициативы
Совместная работа важна тем, что сближает воспитателей, родителей и детей, способствует созданию дружеских отношений, взаимопонимания. Педагоги:
Приобрели опыт разработки и реализации проектной деятельности и повысили свой уровень профессионального мастерства. Привлекли родителей к решению вопросов речевого, познавательного и коммуникативного развития детей с ТНР через совместный поиск информации, изготовление и защиту проектов.
Познакомили детей с уникальным миром озера
Расширили у детей речевые умения и способности к эффективному решению коммуникативных задач; повысили познавательный интерес и познавательную активность;
Формировали представления детей о взаимосвязи флоры и фауны как экосистемы. Прививали патриотические чувства, представления детей о бережном обращении с природой. Учить прогнозировать негативные последствия воздействия человека на экологию озера Байкал. Учить отражать свое отношение к Байкалу в художественной деятельности, игре, в труде. Педагогический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает воспитывать у детей любовь к своей родине, родному краю, учит сочувствовать ко всему живому, ценить и уважать красоту своего края, бережно относиться к животному и растительному миру Байкала. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, она помогает развивать познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение работать в коллективе.
Беседы с детьми с показом презентации "Озеро Байкал" Совместное представление родителя и ребенка по защите темы проекта "Как образовалось озеро Байкал", Рассматривание альбома"Флора и фауна Прибайкалья". Организация выставок в музее группы по темам:"Какие животные живут у озера, "Летний отдых на Байкале", "Народы, проживающие вокруг Байкала", "Эндемики Байкала в рисунках на камнях" и др. Дидактическая игра по ориентации по отношению своего тела и закреплению названия взрослых животных и их детенышей. Организация уголка познавательной литературы (книги. журналы, карты, глобус,. открытки. рисунки).Знакомство детей с Красной книгой Прибайкалья. Игра на ковре, ребенок по указанию взрослого помогает "найти детеныша. Левой ногой дотянись до лосихи, а правой рукой до лосенка и т. д. Экологическая игра "Собери мусор" :учим правильно сортировать мусор в нужные контейнеры. и. другие игры. Викторина "Знатоки Байкала".Просмотр видеофильмов "Подводный мир Байкала" Встречи с интересными людьми. Экскурсия в библиотеку Академгородка и защита проектов для посетителей. Организация выставки проектов и рисунков на камнях. Проведение праздника "Славное море - священный Байкал" Рекомендации родителям: Общаться с детьми на разные интересующие ребенка темы. Помогать детям находить ответы на их вопросы. Ежедневно читать с детьми книги, обсуждать прочитанное и поддерживать познавательный интерес к познанию.
Рефлексия: Какие трудности в испытывали при подготовке и защите мини-проекта? Какой вывод можно сделать?
III
Рефлексия.
Практическая значимость Данный проект был осуществлен в контексте реализации плана совместной работы учителя-логопеда, воспитателей и родителей по коррекции и развитию речи и коммуникативных навыков общения у детей 6-7 лет с ТНР. Использование проектного метода позволило обеспечить стабильность, устойчивость и целостность образовательного процесса.
Проект направлен на создание условий для расширения знаний, умений и навыков по овладению связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками общения детьми 6-7 лет с ТНР, включающие в себя развитие мотивов и потребностей воспитанников для познавательного развития представлений дошкольников об озере Байкал и природе Прибайкалья. Познакомить детей с уникальностью озера Байкал, и животным миром. Воспитывать у детей бережное, гуманное и созидательное отношение к природе родного края.
Реализация данного проекта позволяет успешно решать основные задачи по речевому и коммуникативному развитию детей, что в дальнейшем может способствовать их лучшей социализации; повышает профессиональную культуру педагогов, их педагогическое мастерство, позволяет организовать тесное сотрудничество между всеми участниками образовательного пространства: педагогами, воспитанниками и их родителями.
Так же в процессе реализации проекта идёт активный поиск новых идей, приобретаются знания, развиваются новые формы работы, новый взгляд и нестандартная позиция на решение проблемы.
Проект в первую очередь ориентирован на детей и адресован воспитателям дошкольных учреждений, специалистам ДОУ и родителям.
Презентация проекта Дети с интересом представляли темы своих проектов («Легенда о происхождении озера Байкал», «Байкальские легенды и сказки», «Что в имени твоем Байкал?», «Красная книга Иркутской области», «Эндемика Байкала», и др.) на занятиях. Состоялась защита проектов для посетителей в библиотеке Академгородка.
Выставка проектов (продукты проекта) Проведение праздника " Славное море священный Байкал", коллекция рисунков детей, выставка экспозиций в мини - музее группы по темам: фото выставка "Мой летний отдых на Байкале", " Животный и растительный мир Прибайкалья", "Эндемики Байкала в рисунках на камнях", коллективные рисунки детей " Омулевая бочка", " Танцующая Ангара ", выставка книг и фото альбомов "Байкал - четыре времени года".