Светлана Михайлова
Проект «Азбука здоровой жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание работы
1. Введение
2. Цель и задачи
3. Оздоровительные приёмы
4. План работы
5. Приложение
Введение
Искусству сохранения и укрепления здоровья на фоне экологической и социальной напряженности в стране, небывалого роста болезней «цивилизации» необходимо уделять как можно больше внимания.
К сожалению, редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, отсутствие длительных волевых усилий, отставание в развитии двигательной сферы, особенно на фоне остаточных проявлений органического поражения ЦНС в виде стертых парезов, приводящих к двигательной неловкости, малому объему движений, недостаточному их темпу и переключаемости. Поэтому приходится нормализовать психическое и физическое состояние ребенка.
Публикация «Проект „Азбука здоровой жизни“» размещена в разделах
Огромное значение двигательной деятельности в развитии речи ребенка известно давно. Русский физиолог И. П. Павлов называл кинетические импульсы речевого аппарата «базальными компонентами речи». Исследования ученых свидетельствуют, что «… чем лучше у ребенка развита моторика, тем лучше у него будет развита речь» (В. М. Бехтерев, Г. А. Волкова, М. М. Кольцова и др., чем больше двигательных реакций вырабатывается на слово, тем успешнее идет развитие обобщающей функции слова. Широкое включение двигательного анализатора в процесс обучения детей звукоподражанию ускоряет появление голосовой реакции и положительно сказывается на ее качестве.
Речевая зона коры головного мозга располагается в непосредственной близости к двигательной зоне, и их клетки на определенных участках взаимопроникают, переплетаются. Поэтому при повышении тонуса речевой зоны опосредованно возникает возбуждение в двигательной зоне коры, что благотворно влияет на двигательную активность детей. Решению этой задачи поможет использование здоровьесберегающих технологий.
Для исправления речевого дефекта детей и нормализации их психического и физического состояния, оздоровительные приемы (гимнастика для глаз, упражнения для формирования правильной осанки) на занятиях применяются параллельно с артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастикой, физкультминутками и динамическими паузами.
Цель: создать условия для усвоения и закрепления знаний детей старшего дошкольного возраста о компонентах здорового образа жизни, формировать привычку заботиться о своем здоровье.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Развивать познавательный интерес воспитанников к компонентам здорового образа жизни;
2. Обобщать и расширять знания детей старшего дошкольного возраста о своем теле, работе внутренних органов и систем;
3. Повышать двигательную и речевую активность детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями (развивать связную речь, лексико-грамматический строй речи).
Для целенаправленной помощи детям мною разработан план коррекционно-оздоровительной работы, направленной на коррекцию речевых и психических нарушений, формирование, сохранение и укрепление здоровья.
План мероприятий состоит из трёх разделов и представлен в таблице.
Методы: наглядные: иллюстрации, маски персонажей для драматизации, схемы, памятки;
словесные: д/игры, пословицы и поговорки, беседа, рассказ воспитателя;
практические: выполнение заданий, создание ситуации успеха.
Оздоровительные приёмы
Дыхательная гимнастика, способствующая выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности у детей с нарушением темпа речи, имеющих дефекты звукопроизношения.
«Гуси летят» - медленно и плавно ходить по комнате, взмахивая руками, как гуси; руки – крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «гу-у-у» (8 – 10 раз).
«Бабочка»
Бабочка – красавица
На ладошку села.
Ветерок дунул –
Она полетела.
Летела – летела
И на цветочек села.
Выставить цветочную поляну. Задача ребенка – сдуть бумажную бабочку с ладошки. Желательно, чтобы она улетела на самый дальний цветок.
Корригирующая ходьба – для развития координации движений, профилактики плоскостопия.
«Мы проверили осанку»
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
(Ходьба на месте.)
Мы походим на носках,
(Ходьба на носках.)
А потом на пятках.
(Ходьба на пятках.)
Мы идем, как все ребята,
И как мишка косолапый.
(Ходьба на внешнем своде стопы.)
Потом быстрее мы пойдем
И после к бегу перейдем.
(Бег на месте.)
Логоритмика – для развития речедвигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закрепления двигательных навыков и правильного произношения.
Психогимнастика – для восстановления и сохранения эмоционального благополучия и предупреждения психических расстройств, развития и коррекции различных сторон психики.
Пальчиковая гимнастика – для тренировки пальцев и кистей рук, стимуляции деятельности речевых зон коры головного мозга. «Рука является вышедшим наружу головным мозгом», - это высказывание Иммануила Канта прозвучало ещё задолго до того, как была доказана физиологическая значимость развития тонкой моторики. Человек – универсальное «мыслящее тело», классический пример этой универсальности – движущаяся рука человека (Э. В. Ильенков).
«Вышли пальчики гулять»
Один, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять,
Этот пальчик – самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный,
Избалованный он самый.
А мизинчик хоть и мал,
Очень ловок и удал.
Артикуляционная гимнастика – для развития функций речедвигательного аппарата, правильного произношения звуков речи.
«Лягушка»
Ребенок удерживает улыбку, взрослый комментирует:
«Подражаем мы лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам,
Мы потянем, мы потянем…
(Затем вместе с ребенком)
И нисколько не устанем»
Зрительная гимнастика – для профилактики близорукости и предупреждения зрительного (зрительно-психогенного и зрительно-вегетативного) утомления дошкольников.
«Бабочка»
Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты в стороны (выдох).)
Взвился вверх и полетел.
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
Этюды – для коррекции эмоциональной сферы ребенка, понимания эмоционального состояния другого человека, развития выразительной моторики, умения познавать принятые в обществе правила и адекватно на них реагировать.
Релаксация – для расслабления мышц рук, ног, лица, туловища, снятия мышечного и эмоционального напряжения.
«Волшебный сон»
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дети расслабляются под звучание «Колыбельной».
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.
Улыбнуться, потянуться
И на ножки встать.
Беседы – для формирования убеждений и привычек здорового образа жизни, культурно-гигиенических навыков, расширения представления о состоянии собственного тела, здоровья; обогащать словарный запас.
План работы
Раздел I – Работа с детьми
Содержание Задачи
Рассматривание иллюстраций по лексической теме «Части тела» Ознакомить со строением тела человека
Занятие «Части тела» Активизировать и пополнять словарь детей по теме
Дидактическая игра
«Назови ласково» Упражнять в образовании существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов
Занятие – беседа
«Кто в ротике живет?» Сформировать представления о назначении органов полости рта
Занятие «Спорт. Если хочешь быть здоров» Пополнить и активизировать в словаре детей названия видов спорта и спортсменов
Загадки о физкультуре и спорте Развивать умение определять предметы по их характерным признакам
Дидактическая игра
«Выше, лучше, быстрее…» Упражнять в употреблении сравнительной степени наречий
Заучивание пословиц и поговорок по лексическим темам Активизировать и пополнять словарь по лексическим темам «Части тела», «Спорт. Здоровье»
Интегрированное занятие
«Заюшкина избушка» Развивать и корректировать основные виды движений, психические функции, совершенствовать психомоторику, речь
Загадки о частях тела и предметах ухода за ними Закреплять умение по характерным признакам называть части тела и предметы гигиены
Интегрированное физкультурно-речевое занятие «Веселые путешественники» Учить согласовывать речь с движением
Артикуляционная гимнастика Корректировать нарушения речи
Дыхательная гимнастика Развитие правильного речевого дыхания
Физкультурные занятия (по плану инструктора по физкультуре) Повысить двигательную активность, формировать двигательные умения и навыки
Раздел II – Работа с родителями
Содержание Задачи
Заседание родительского всеобуча «Школа родительской любви» Привлечь внимание родителей к развитию речи детей
Консультации для родителей:
«Артикуляционная гимнастика» Привлечь родителей воспитанников к решению проблемы коррекции нарушений звукопроизношения
«Игра, которая лечит»
«Дышать, играть и не болеть!»
«Пошипим, посвистим» Профилактика заболеваний верхних дыхательных путей
«Что делать, если у малыша плоскостопие» Практические рекомендации для профилактики плоскостопия у детей
«Проворные пальчики – бойкая речь»
«Пальцы учат говорить» Знакомить с физиологической значимостью развития мелкой моторики рук
«Берегите память смолоду» Знакомство с играми и упражнениями для повышения объема памяти детей и взрослых
Публикации в газете
«Вести Теремка» Информирование родителей доступным методам развития детей
Обновление информационного материала в уголке «Если хочешь быть здоров» Пропаганда здорового образа жизни
Выпуск информационных памяток Научить заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих
Раздел III – Работа с педагогами ДОУ
Содержание Задачи
Консультация для воспитателей «Дыхательная гимнастика в детском саду» Привлечь внимание педагогов к проблеме развития правильного звукопроизношения и речи в целом
Консультация для воспитателей «Развиваем фонематический слух» Знакомство с играми и упражнениями для развития фонематического восприятия детей
Ожидаемые результаты:
1. Повышение уровня речевой и двигательной активности детей.
2. Понимание детьми необходимости выполнения гигиенических процедур, занятий спортом для сохранения и укрепления здоровья.
3. Снижение уровня заболеваемости детей.