Приложение МААМ

Консультация «Приготовьте ниточки, веревочки, мы будем рисовать»

Эльвира Нестерова
Консультация «Приготовьте ниточки, веревочки, мы будем рисовать»
▼ Скачать + Заказать документы

Авторы: Ичанкина Н. В., Малышева Н. Д., Нестерова Э. Р.

В дошкольном периоде закладываются базовые характеристики, которые в дальнейшем будут определять творческую направленность человека. В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Творческие личности были нужны всегда, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих людей, действующих во благо развития общества. Поэтому игнорирование или формальный подход к решению проблемы творчества в дошкольном детстве чреваты невосполнимыми потерями в развитии личности в последующие годы. Это объясняется тем, что дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятен для развития не

Публикация «Консультация „Приготовьте ниточки, веревочки, мы будем рисовать“» размещена в разделах

только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Именно воображение – одно из психологических новообразований в дошкольном возрасте.

Основная цель художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста - воспитание у ребенка эстетического отношения к окружающему миру, приобщение к искусству, развитие художественных способностей.

Процесс художественного воспитания направлен на развитие у ребенка эстетического восприятия содержания и формы произведения искусства, формирование вкуса и способностей к исполнительской и творческой деятельности в определенном виде искусства. Художественное воспитание осуществляется в активной продуктивной деятельности, результатом которой является создание продуктов детской субкультуры. Художественная деятельность может носить исполнительскую и творческую направленность. Исполнительская деятельность характеризуется воспроизведением усвоенной системы действий в определенных условиях. Творческая деятельность характеризуется созданием нового оригинального продукта, непохожего на ранее существующее. В процессе художественной творческой деятельности ребенок испытывает эстетические переживания, эмоции, связанные с появлением нового продукта, с формированием практических навыков и умений.

В художественном развитии дошкольников центральной является способность самостоятельному созданию нового образа, который отличается оригинальностью, гибкостью, подвижностью. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Важно использовать на занятии разные техники рисования : традиционную и нетрадиционную. Для своевременного и полноценного развития творческих способностей дошкольника необходимо приобщение к изобразительной деятельности, поддерживая его инициативу в различных видах деятельности Содержательный раздел любой программы в соответствии с ФГОС должно включать вариативные формы, способы, методы и средства реализации этой программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.

Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач:

— развитие творческого потенциала ребенка;

— развитие образного, ассоциативного мышления;

— развитие самостоятельности и творческой активности.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:

— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;

— становление эстетического отношения к окружающему миру;

— формирование элементарных представлений о видах искусства;

— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:

1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;

2) опыт художественно-творческой деятельности.

Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности [6, стр 5].

Проблемами эстетического воспитания в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, В. Н. Шацкая, Е. А. Флерина, Н. Н. Сакулина, Н. А. Ветлугина и др. Развитие детского творчества — одна из главных задач дошкольного воспитания, как отмечают Е. А. Флерина, Г. Г. Григорьева и т. д. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников, так как освоение изобразительной деятельностью ребенком означает овладение им основными ее структурными компонентами: мотивами, целеполаганием, действиями и основными операциями мышления и воображения. Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А. В. Луначарский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, Б. Л. Яворский, Б. В. Асафьев, Н. Я. Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащенный полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со "старейшинами" - Н. Л. Гродзенской, М. А. Румер, Г. Л. Рошалем, Н. И. Сац теоретически и практически развивали принцип творческого развития детей.

Авторы книги " Психология" И. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан высказывают мнение о двух уровнях развития способностей. Они выделяют репродуктивный уровень и творческий. Человек, находящийся на первом уровне, т. е репродуктивном, обнаруживает высокую способность овладевать высокую способность умением вести деятельность и осуществлять ее по предложенному образцу, в соответствии с предложенной идеей. На втором уровне развития способностей - творческом, человек создает новое, оригинальное. В процессе деятельности человек "переходит" с одного уровня на другой. Соответственно изменяется и структура его способностей. Как известно, даже очень одаренные люди начинали с подражания, а затем только по мере приобретения опыта, проявляется творчество.

Постигая окружающий мир, дети стараются выразить свои впечатления о нё м средствами познавательной и творческой деятельности: играя, рисуя, рассказывая. Огромные возможности здесь предоставляет рисование.

Важно использовать на занятии разные техники рисования : традиционную и нетрадиционную, чтобы дать возможность малышам разнообразно самовыражаться. Для своевременного и полноценного развития творческих способностей дошкольника необходимо приобщение к изобразительной деятельности, поддерживая его инициативу в различных видах деятельности. Чем интересней будут условия, в которых будет проходить изобразительная деятельность ребёнка, тем стремительней будут развиваться его творческие способности. Можно заниматься с ребёнком рисованием как в традиционных техниках, так и в самых необычных.

Занятия с использованием нетрадиционного метода рисования с помощью веревочки предполагают совместную деятельность ребенка и взрослого, позволяя организовать работу таким образом, чтобы ребенок получил радость и удовольствие от занятий.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник и материалов способствует развитию у ребенка: мелкой моторики и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги; глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений; наблюдательности и эстетической отзывчивости. Дети с удовольствием выполняют такие задания, ведь они им по силам, и результат своей работы ребята видят сразу.

Из ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.

Сферой использования нетрадиционных техники рисования нитью, веревкой может быть использовано во время организации непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, а также для организации развивающей деятельности с подгруппой детей в рамках дополнительного образования и кружковой деятельности. Ожидаемым результатом образовательных мероприятий является формирование эмоциональной сферы и оптимизация процесса художественно-эстетического воспитания дошкольников с использованием нетрадиционных техник рисования. Также в процессе художественно-эстетического образования развиваются и взаимообогащаются социальная, интеллектуальная сфера личности дошкольника.

Активное включение родителей в процесс развития творческих способностей положительно сказывается на творческом становлении ребенка.

Организация интересной содержательной жизни детей, наполненной яркими впечатлениями, служит отправной точкой для творческой деятельности. Еще Л. С. Выготский справедливо заметил, что чем богаче жизненный опыт человека, тем разнообразнее образы воображения.

Список источников:

1. Альтшуллер, Г. С. Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности [Текст]/Г. С. Альтшуллер// Работа с дошкольниками. - 2007.-№6

2. Глазкова Н. Н. Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей [Текст]/ Н. Н. Глазкова // Работа с дошкольниками. - 2009.-№2

3. Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан A.M. Психология. Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия»,-2003

4. Ильина, А. Рисование нетрадиционными способами [Текст]/ А. Ильина // Дошкольное воспитание. - 2004.-№2

5. Никитина А. В. Рисование веревочкой. [Текст]/ практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности в логопедических садах - М. : Каро, 2010.

6. Никольская, О. А. Волшебные краски: Книга для детей и родителей. [Текст]/ О. А. Никольская. – М. :АСТ – ПРЕСС, 1997. – 96 с.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Опубликовано: 25 ноября 2013 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №6241 Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384

Публикации по теме:

Сценарий праздника «Будем в армии служить, будем Родину хранить!» Цель: формировать у старших дошкольников чувство патриотизма ;закрепить знания об армии, о родах войск. Задачи: обобщить и.

Конспект занятия по рисованию «Привяжем к шарикам цветные ниточки» Программное содержание: Учить правильно держать карандаш; рисовать прямые линии сверху вниз; вести линии неотрывно, слитно. Развивать.

Игра-занятие с дидактическим материалом. Тема: Ниточки для шариков. Игра-занятие с дидактическим материалом Тема: Ниточки для шариков Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое, физическое,.

Конспект НОД по физкультуре для детей 6–7 лет с ОНР «Будем в армии служить, будем Родину хранить» Задачи: Образовательная область «Физическое развитие» Развивать силовые качества детей через общеразвивающие упражнения с гантелями. Закреплять.

Конспект НОД во второй группе раннего возраста «Веревочки для шариков» Программное содержание: учить раскладывать и наклеивать готовые формы на некотором расстоянии друг от друга и дорисовывать веревочки для.

Конспект занятия по физическому развитию для детей второй младшей группы «Будем с солнышком дружить, будем солнышко будить!» Конспект по физическому развитию на тему:[/b] «Будем с солнышком дружить, будем солнышко будить!»для детей 2 младшей группы Воспитатель:.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Будем город свой любить — будем дружно все мы жить»Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Будем город свой любить — будем дружно все мы жить» Программное содержание: Образовательные задачи: 1. Учить детей иметь представление о понятиях «Большая Родина», «Малая Родина»; 2. углублять.

Кружок «Забавные ниточки» (ниткография)Кружок «Забавные ниточки» (ниткография) У детей с тяжёлыми нарушениями речи, как правило, плохо развита мелкая моторика рук. Для решения этой проблемы в своей группе мною разработана.

Праздник к 23 февраля «Будем Родине служить — будем Родину хранить» в старшей группеПраздник к 23 февраля «Будем Родине служить — будем Родину хранить» в старшей группе Ведущая: Дорогие ребята! Настроение у нас радостное и приподнятое, ведь сегодня мы отмечаем праздник – День Защитника Отечества. Вся Россия.

Сценарий праздника к 23 февраля во второй младшей группе «Будем в армии служить, будем Родину любить!» Программа праздника к 23 февраля для детей 2 младшей группы: Песни: 1. «Молодой пограничник» муз. и сл. Е. М. Лагутиной 2. «Молодцы бойцы».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Приготовьте ниточки, веревочки, мы будем рисовать»
Опубликовано: 11 мая 2016 в 06:32
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Приготовьте ниточки, веревочки, мы будем рисовать»» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Нестерова (УИ 12279) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД