Марина Федорова
Пособия для проведения артикуляционной гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляционная гимнастика – это не скучно!
Марина ФЕДОРОВА
учитель-дефектолог ТОГБУ «Центр по оказанию психолого-педагогических услуг «Планета любви», учитель-логопед МБДОУ "Детский сад "Аленка"
г. Кирсанов
Грамотная, чёткая, чистая и ритмичная речь ребёнка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растёт и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
Публикация «Пособия для проведения артикуляционной гимнастики» размещена в разделах
Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц, Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т. д., значит, можно тренировать и мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.
Что же важно знать, работая с детьми над развитием артикуляционной моторики?
• Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.
• Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5 минут.
• Артикуляционную гимнастику следует выполнять в медленном темпе сидя перед зеркалом, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Если малыш выполняет упражнения с индивидуальным зеркалом, предварительно он должен увидеть правильный образец, показанный взрослым.
• Некоторые упражнения проводятся под счёт, который ведёт взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребёнка вырабатывалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.
Разнообразить занятия помогут различные картинки, игры, связанные с выполнением артикуляционных упражнений. Я предлагаю свою серию пособий, которые помогут превратить артикуляционную гимнастику в игру. А если упражнения подаются в форме игры, ребенок будет заниматься с удовольствием и быстрее освоит тонкости мира звуков, так как игра – самое интересное, что есть в жизни малышей.
Использование данных игровых пособий позволяет не только развивать артикуляционную моторику, но и расширять словарный запас (ребенок вспоминает названия животных, фигур, цветов, сказочных героев, а также тренировать зрительное восприятие, мелкую моторику, внимание, навык счета.
Любая история, предметы, картинка – это наглядность, с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активизируется все процессы речи. Красочность, занимательность данных игр вызывает интерес и эмоциональную отдачу, ведь ребенок не просто выполняет артикуляционные упражнения, а помогает животным сделать запасы на зиму, кормит смешной мячик пирожками, мастерит бусы, собирает пирамидку, делает ромашку, собирает капельки в ведерко, раскладывает фигуры и сказочных героев по домикам.