Лучший педагог года

Ребенок с ЗПР в условиях современного ДОУ

Баева Любовь
Ребенок с ЗПР в условиях современного ДОУ

"РЕБЕНОК С ЗПР В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДОУ"

Аннотация: В статье рассматриваются особенности пребывания в ДОУ детей с задержкой психического развития. Автор, основываясь на своем личном опыте, рассказывает о главных методах работы с такими детьми. Важным критерием он считает учет их индивидуальных особенностей, опираясь на которые гораздо проще выстроить коррекционно – образовательный процесс с максимальной долей его эффективности.

Ключевые слова: ЗПР, метод, занятия, развитие.

Публикация «Ребенок с ЗПР в условиях современного ДОУ» размещена в разделах

Вне всякого сомнения, каждый ребенок уникален и имеет свои особенности. Однако существуют дети, которые нуждаются в специальном внимании и поддержке из-за своих особых потребностей. Количество дошкольников с отклонениями в развитии растет с каждым годом, что может привести к проблемам в школе и социальной адаптации.

Одной из частых проблем, с которой сталкиваются педагоги в дошкольных учреждениях, является обучение и воспитание детей с ОВЗ. В связи с этим, педагоги должны учитывать особенности таких детей и использовать специальные методы и формы работы, которые помогут им развиваться и учиться.

В современных массовых детских садах все чаще встречаются дети с задержкой психического развития, что является серьезной проблемой для педагогов.

Дело в том, что такие дети часто имеют проблемы с вниманием, мышлением, памятью, речью и восприятием. Им также может быть трудно с самообслуживанием, ориентировочно-исследовательской деятельностью и физическим развитием.

Как организовать эффективную работу с такими детьми? И что следует учесть, выстраивая коррекционно – образовательный процесс? Рассмотрим основные характеристики дошкольников с ЗПР. Итак, чем они отличаются:

• рассеянностью и повышенной отвлекаемостью;

• трудностью в переключении между разными видами деятельности;

• низкой концентрацией внимания;

• ослабленным восприятием вербальной информации;

• инертностью внимания, его узким объемом.

Педагогам, работающим с детьми с задержкой психического развития, важно в первую очередь установить с ними доверительные отношения. Так, будучи воспитателями в коррекционной группе, мы стараемся общаться с каждым ребенком индивидуально, называть его по имени и поддерживаем контакт глазами. Мы также помогаем детям адекватно оценивать свое поведение и поступки, избегая сравнения с другими детьми, чтобы не вызывать у них чувства неуверенности и ненужности. Вместо этого мы сравниваем сегодняшнее поведение с поведением ребенка в прошлом, отмечаем его достижения и поощряем новые успехи.

Учитывая, что дети с ЗПР могут проявлять пассивность на занятиях, наша первостепенная задача - найти методы и средства обучения, которые активизируют их познавательную активность и поспособствуют развитию внимания. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и имеет свои особенности, поэтому мы ищем индивидуальный подход к каждому ребенку и основываемся на том, что коррекционные меры должны быть разработаны с учетом основных направлений развития ребенка в данном возрасте и основываться на типичных особенностях и достижениях этого возраста.

Работая с детьми с ЗПР, мы пользуемся следующими методами и приемами, помогающими нам скорректировать некоторые их поведенческие проявления и психические особенности:

• Сказкотерапия — это эффективный метод работы с детьми, который помогает расширить их кругозор, активизировать речевые функции, обогатить словарь и развить представления об окружающем мире. Изображение части сюжета произведения или главного персонажа в рисунке стимулирует творческие способности детей и помогает развивать их воображение.

• Песочная терапия — это метод, который помогает детям развивать мелкую моторику, совершенствовать координацию движений и снимать напряжение. Работа с песком способствует активному развитию полушарий головного мозга и укрепляет нервную систему.

• Дидактические игры и упражнения — это важный метод работы с детьми с ЗПР. Через игру можно стимулировать умственную деятельность и облегчить осуществление поставленной задачи. Игры должны сочетать в себе дидактический принцип с элементами забавы и юмора, чтобы вызывать у детей интерес к новым знаниям и желание заниматься умственным трудом. Важно, чтобы игры были структурированными, с понятными правилами и последовательностью действий, чтобы ребенок мог чувствовать свою активную роль в игре и улучшить свою способность концентрироваться на задачах.

• На занятиях по лепке, аппликации и рисованию мы развиваем мелкую моторику рук, воспитываем аккуратность, усидчивость и самостоятельность. Обучение детей труду также имеет большое значение. Дети с ЗПР могут участвовать в изготовлении различных поделок, помогать выращивать растения для группы и площадки на улице. Это помогает детям почувствовать себя нужными и полезными, а также развивает их социальные навыки.

Для более успешной и результативной воспитательно-образовательной деятельности с детьми с ЗПР рекомендуем следовать нескольким правилам:

• необходимо создание положительного эмоционального фона на занятиях;

• старайтесь не допускать моментов, вызывающих повышение тревожности у детей, а также не допускайте иронию или выговоры;

• моделируйте ситуации успеха с целью повышения самооценки детей и помощи в сформировании чувства уверенности в себе и своих способностях.

Подводя итоги, хочется отметить, что при организации коррекционной работы с детьми с ЗПР крайне важно учитывать основные характеристики их развития, присущие им индивидуальные особенности.

Кроме того, в группе необходимо создавать атмосферу доверия, уважения и поддержки, чтобы каждый ребенок чувствовал, что его достижения и усилия важны и ценны, даже если они отличаются от достижений других детей.

Список информационных источников

1. Борякова Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития / Н. Ю. Борякова. - М: 2000 г.

Публикации по теме:

«Выставка Чудес и Фантазий». Фоторепортаж из музея современного искусства«Выставка Чудес и Фантазий». Фоторепортаж из музея современного искусства Людмила Рыбакова. «Выставка Чудес и Фантазий». Фоторепортаж из музея современного искусства. «Величайшие научные открытия со временем.

Алгоритм составления современного конспекта НОД по требованиям ФГОС ДО (методические рекомендации) 1. Тема НОД 2. Программное содержание НОД 3. Приоритетная образовательная область 4. Планирование cодержания НОД: - продумывание «изюминки».

День рождения Деда Мороза: история современного волшебникаДень рождения Деда Мороза: история современного волшебника Как ни удивительно, но родился добрый Дедушка Мороз осенью. Все дети и взрослые, верящие в чудеса, празднуют день рождения зимнего волшебника.

Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования»Фотоотчёт о конференции «Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования» В соответствии с годовым планом методической работы в КОУ «Леушинская школа- интернат для обучающихся с ОВЗ» прошла научно-практическая.

Консультация для родителей «Роль музыки в жизни современного ребенка» Роль музыки в жизни современного ребенка. Консультация для родителей С самого раннего возраста дети очень чутко и эмоционально реагируют.

Организация работы с семьей в условиях современного социума Организация работы с семьей в условиях современного социума. Система работы в ДОУ с семьей. Принципы - доброжелательность, открытость.

Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов «Ресурсы современного урока, обеспечивающие освоение новых образовательных стандартов. А что такое ресурс? Ресурс — количественная мера.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ребенок с ЗПР в условиях современного ДОУ
Опубликовано: 13 января 2024 в 11:26
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД