Юлия Сунгурова
Система занятий по социализации детей, воспитывающихся в условиях специализированного дома ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Авторская система занятий по социализации детей, воспитывающихся в условиях специализированного дома ребенка, с помощью игр по развитию эмоциональной сферы
учителя-дефектолога Шараповой Юлии Михайловны
Северодвинск 2019г.
Аннотация
Публикация «Система занятий по социализации детей, воспитывающихся в условиях специализированного дома ребенка» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2019
Данная методическая разработка содержит планы занятий по развитию эмоциональной сферы воспитанников специализированного дома ребенка и направлена на систематизацию знаний детей о базовых эмоциях (радость, удивление, страх, грусть, злость); формирование у детей младшего дошкольного возраста элементарных эмоциональных состояний, их распознание и применение в разных ситуациях.
Система занятий и рекомендации, представленные в этой работе, помогут учителям-дефектологам, воспитателям специализированных учреждений организовать работу по социализации своих воспитанников.
Пояснительная записка
Социальное развитие детей младшего дошкольного возраста, воспитывающихся в домах ребёнка – очень современная и актуальная задача не только для работников учреждения, но и общества в целом.
В корне проблемы лежит материнская депривация – состояние, при котором отсутствует возможность удовлетворения основных жизненных потребностей и в первую очередь эмоциональное обеднение ребёнка. В условиях материнской депривации, которую переживают дети, лишённые любви и ласки близких людей с первых дней жизни, не формируются такие базовые личностные качества, как ощущение любви и приятия окружающих, способность к адекватному общению.
Как правило, у детей домов ребёнка выражено эмоционально-социальное недоразвитие уже на первом году жизни. В связи с этим отмечается задержка познавательного и речевого развития. В конечном счете, у детей слабо развиваются социальные умения.
При очень хороших материальных условиях в доме ребёнка, грамотно организованной работе с детьми, малышам тем ни менее не хватает новых впечатлений (стимулов развития из внешней среды, разнообразия социального опыта, а также длительных, устойчивых личностно-ориентированных контактов.
Дети – существа социальные. Они уже рождаются со способностью и потребностью в социальном контакте.
Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.
Следует отметить, что чем младше ребенок и больше его беспомощность, тем сильнее он зависит от условий, в которых живет. Благополучие ребенка в период раннего детства тесно связано с особенностями окружающей его среды. Именно в эти первые годы жизни развитие ребенка в огромной степени определяется теми условиями и впечатлениями, которые он получает для своего развития.
К большому сожалению, приходится согласиться, что в условиях закрытого учреждения, с его ограниченной социальной, эмоциональной и сенсорной средой, наблюдаются неблагоприятные предпосылки в поведении детей, что значительно влияет на их дальнейший социальный прогноз.
Но, в то же время, период раннего детства – наиболее значимый этап с точки зрения коррекционного воздействия, и возможности ребенка этого возраста очень велики. Более раннее начало коррекционной работы и создание адекватной коррекционно – развивающей среды в условиях дома ребенка, позволяет предупредить возникновение депривационных нарушений психического развития, преодолеть уже имеющиеся, и может послужить залогом дальнейшего полноценного развития ребенка.
Цель, этапы работы
- Цель системы занятий - систематизация знаний детей о базовых эмоциях (радость, грусть, удивление, страх, злость); формирование у детей младшего дошкольного возраста элементарных эмоциональных состояний, их распознание и применение в разных ситуациях.
- Система занятий состоит из 4 этапов работы:
I этап - знакомство с эмоциональными состояниями;
II этап - дифференциация эмоциональных состояний;
III этап - ролевые игры, с применением полученных знаний;
IV этап - театрализованная постановка.
Условия, которые необходимо соблюдать при использовании системы занятий по социализации детей.
Занятия проводится с подгруппой детей 2-3 человека. Длительность 10-15 минут. Занятия строятся в доступной и интересной форме. Состоит из организационного момента, основной части и заключения. Необходимо учитывать личностные особенности детей, не рекомендуется включать в подгруппу более одного гиперактивного или агрессивного ребенка. Если соблюдение этого условия невозможно, то включению таких детей в группу должна предшествовать индивидуальная работа с ним.
Система занятий по социализации детей, воспитывающихся в условиях специализированного дома ребенка, с помощью игр по развитию эмоциональной сферы
I этап - знакомство с эмоциональными состояниями.
Цель занятий I этапа :
• познакомить детей с эмоциями : радость, грусть, злость, страх, удивление;
• формировать умение различать эмоции по схематическим изображениям, понимать свои чувства и чувства других людей;
• развивать умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;
• способствовать снижению психологического напряжения.
Содержание занятий I этапа :
Занятия разрабатываются с учетом возрастной категории детей.
На первом этапе идет знакомство с основными эмоциональными состояниями: радость, грусть, удивление, злость, страх. На каждую эмоцию отводится 3 занятия, за эти занятия дети учат эмоцию на реальных картинках, на пиктограммах, на играх ИКТ, а так же используют продуктивные виды деятельности.
Пример занятия на изучение эмоции «радость».
Занятие 1. Радость.
1. Прослушивание музыкального произведения «Танец маленьких утят»
Вопросы к детям:
О чем вы думали, когда слушали музыку?
Какая музыка: быстрая или медленная?
Музыка грустная или веселая?
Что хочется делать под такую музыку?
2. Повторное прослушивание музыкального произведения
Детям предлагается потанцевать под эту музыку. По окончании музыки обратить внимание детей на то, какие у них были лица, как они двигались. Объяснить, что так они выражали радость.
3. Беседа
Показ картинки с эмоцией радость, беседа с детьми как показать радость, что нужно сделать, изобразить радость на своем лице глядя в зеркало, и глядя на соседа.
4. Рисование на тему «Радость»
Предложить детям дорисовать мордочку ежика. Педагог предлагает краски и акцентирует внимание детей на том, что у ежика чего-то не хватает. Дети приходят к выводу о том, что ежику нужно дорисовать ротик и иголки. Малыши рисуют пальчиками. Совместно с педагогом дети обсуждают, краски какого цвета им понадобятся для творчества и придумывают названия рисунков.
5. Движения под рифмованное четверостишие «Улыбнемся»
Ножками мы топаем,
Ручками мы хлопаем,
А теперь мы повернемся,
И друг другу улыбнемся!
6. Проигрывание этюда «Котята и мама-кошка»
Педагог: «Сядем на ковер и представим, что мы – котята. Котята маленькие, пушистые, ласковые. Котята проснулись, потянулись плавно и нежно. Пришла хозяйка и налила котятам молоко. Покажите, как котята пьют молоко (лакают воображаемое молоко из чашки). Сытые и довольные котята легли на ковер».
7. Хоровод
Детям предлагается встать в хоровод и всем вместе порадоваться хорошей песне «Вместе весело шагать.» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского).
II этап - дифференциация эмоциональных состояний
Цель занятий II этапа :
• продолжать знакомство детей с эмоциями радости, грусти, злости, удивления, страха;
• закреплять полученные на предыдущих занятиях знания и умения;
• расширить представления детей об эмоциях, предлагая их сравнивать;
• развивать воображение.
Содержание занятий II этапа :
Занятия разрабатываются с учетом возрастной категории детей. На втором этапе идет дифференциация основных эмоциональных состояний: радость, грусть, удивление, злость, страх. На данном этапе проводится 15 занятий, на которых дети учатся называть и вычленять эмоцию в завуалированной форме, на этих занятиях дети смотрят драматизации, показанные педагогом, используют игры ИКТ, а так же используют продуктивные виды деятельности. Пример подобного занятия смотри ниже.
Занятие 2. Радость и злость
1. Драматизация потешки «Мишка косолапый»
Вопросы:
Почему мишка рассердился?
Что сделал мишка, когда на него упала шишка?
2. Выполнение динамической паузы «Мишка»
Мишки по лесу гуляли, (идем вперевалочку)
Мишки ягоды искали.
Вот так, вот так (ставим одну руку на бочок – это «корзинка»)
Мишки ягодки искали.
Сладку ягодку малинку
Положили всю в корзинку
Вот так, вот так. (собираем ягоды и складываем в «корзинку»)
Положили всю в корзинку.
Как малинкой угостились,
Все на травке развалились.
Вот так, вот так (гладим себя по животику)
Все на травке развалились.
А потом Мишки плясали
Лапки кверху поднимали
Вот так, вот так. (выставляем ножки на пятку, поднимаем руки вверх)
3. Рисование «Солнышко»
Предложить детям нарисовать пальчиками солнышко.
Педагог: «Нарисуйте солнышко таким, какое у вас настроение».
Цвет краски дети выбирают самостоятельно. Рассмотреть с детьми рисунки. Обратить внимание на цветовую гамму, отметить схожесть и отличия в изображениях солнышка детьми.
III этап - ролевые игры, с применением полученных знаний
Цель занятий III этапа :
• учить детей брать на себя небольшие роли и уметь проигрывать их в заданной ситуации;
• учить рассматривать сюжетные картины и отвечать на вопросы;
• закрепить полученные на предыдущих занятиях знания и умения;
• развивать воображение.
Содержание занятий III этапа :
Занятия разрабатываются с учетом возрастной категории детей. На третьем этапе идет закрепление знаний об основных эмоциональных состояний: радость, грусть, удивление, злость, страх. На данном этапе проводится 3 занятия, на которых дети учатся рассматривать сюжетные картины и отвечать на вопросы по ним, учатся брать на себя роль и действовать в заданной ситуации. Пример подобного занятия смотри ниже.
Занятие 3. Радость, злость, грусть.
1. Рассматривание сюжетных картин по эмоциональным состояниям: радость, грусть, злость. Обсуждение с детьми, показ эмоций на своем лице.
2. Игра - конструктор «Веселые лица»
Детям предлагаются шаблон с лицом и с отдельными частями (глаза, рот, нос, брови, педагог задает вопрос «как можно сделать это личико веселым? грустным? злым?», если дети не могут найти ответ, педагог помогает (выбрать губы, брови и т. п)
3. Педагог: «Ох как весело мы потанцевали, но не всем на этой полянке весело. Подходим к игрушке ежа, он сердитый.
«Злость» (пиктограмма).
«Сердитый еж»
Жил да был сердитый еж,
Всех пугал иголками,
Он ни с кем не дружил,
И сидел под елкою.
Педагог: ребята, а давайте ёжика научим расслабляться.
Аутотренинг: (сидя на ковре)
Если очень рассердился,
На кого-то разозлился,
Ручки сжать, глaза закрыть,
И тихонько говорить:
«Я спокоен, не кричу,
И ногами не стучу.
И не буду я сердиться –
Злость совсем не пригодится!
Дружно до пяти считаем,
Глазки тихо открываем
1,2,3,4,5,
Нужно тихо всем сказать.
Вот пора уже нам встать
Кулачки нам всем разжать, (Разжать кулаки, дунуть.)
Их повыше поднимаем,
Злость мы в небо отпускаем!
(Дети встают)
Показать пиктограмму «Спокойствие».
Педагог: Ребята, посмотрите, а ёжик то у нас успокоился. Теперь мы можем познакомиться с ещё одной эмоцией – «Спокойствие», пиктограммой которой она обозначается.
Педагог:
Ежу спокойно на душе,
Легко ему шагается,
Ему, конечно, хорошо,
Хоть он не улыбается.
Педагог: Ну, вот ёжик успокоился, и благодарит вас за занятие.
IV этап - театрализованная постановка
Цель занятий IV этапа :
• учить детей слушать сказку и отвечать на вопросы;
• учить детей брать на себя роль и уметь проигрывать ее в постановке;
• закреплять умения выражать различные эмоции в соответствии с ролью;
• развивать воображение.
Содержание занятий IV этапа :
Занятия разрабатываются с учетом возрастной категории детей. На четвертом этапе дети с помощью педагога показываю театральную постановку из сказки. На данном этапе проводится 3 занятия, на которых дети выбирают сказку, знакомятся с ней, обсуждают действующие лица, отвечают на вопросы, берут на себя роли, репетируют. Итоговым занятием является сама постановка с участием детей.
Список сказок, стихов и потешек для постановки с детьми 2- 3 лет:
Потешки: «Наши уточки с утра»; «Пошел котик на Торжок»; «Заяц Егорка»; «Наша Маша маленькая»
Сказки. «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Теремок», обр. М. Булатова; «Маша и медведь», обр. М. Булатова. ; Л. Толстой. «Спала кошка на крыше.», «Был у Пети и Миши конь.»; Л. Толстой. «Три медведя»; В. Сутеев. «Кто сказал „мяу"»; В. Бианки. «Лис и мышонок»; Г. Балл. «Желтячок»; Н. Павлова. «Земляничка».
Поэзия. А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка» (из цикла "Игрушки», «Кто как кричит»; В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»; Г. Лагздынь, «Петушок»; С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.); Н. Пикулева. «Лисий хвостик», «Надувала кошка шар.»; Н. Саконская. «Где мой пальчик?».
Список сказок, стихов и потешек для постановки с детьми 3 - 4 лет:
Примерный перечень для чтения и рассказывания детям
Потешки: «Пальчик-мальчик.», «Заинька, попляши.», «Ночь пришла,.», «Сорока, сорока., «Еду-еду к бабе, к деду.», «Тили-бом! Тили-бом.»; «Как у нашего кота.», «Сидит белка на тележке.», «Ай, качи-качи-качи».», «Жили у бабуси.», «Чики-чики-чикалочки.», «Кисонька-мурысенъка.».
Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской; «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок — черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова; «Лиса и заяц», обр. В. Даля; «У страха глаза велики», обр. М. Серовой; «Теремок», обр. Е. Чарушина. ; Н. Носов «Ступеньки»; Д, Хармс. «Храбрый еж»; Л. Толстой. «Птица свила гнездо.»; «Таня знала буквы.»; «У Вари был чиж,.», «Пришла весна.»; В. Бианки. «Купание медвежат»; Ю. Дмитриев. «Синий шалашик»; С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»); В. Сутеев. «Три котенка»; А. Н. Толстой. «Еж», «Лиса», «Петушки».
Поэзия. К. Бальмонт. «Осень»; А. Блок. «Зайчик»; А. Кольцов. «Дуют ветры» (из стихотворения «Русская песня»); А. Плещеев. «Осень наступила», «Весна» (в сокр.); А. Майков. «Колыбельная песня», «Ласточка примчалась.» (из новогреческих песен); А, Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч.», «Свет наш, солнышко!.», «Месяц, месяц.» (из «Сказки о мертвой царевне и. семи богатырях»); С. Черный. «Приставалка», «Про Катюшу»; С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»);
Список использованной литературы
1. М. Лебедева «Эти разные эмоции»
2. И. В. Ковалец «Азбука эмоций»
3. Данилина Т. А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ/Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. -2-е издание. - М. : Айрис-пресс, 2006.-160с.
4. Запорожец А. В. Эмоциональное развитие дошкольника. М. ,1985.
5. Изард К. Э. Психология эмоций /Переведено с англ. СПБ. :1999.-464 с. илл. «Мастера психологии».
6. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М. :АРКТИ,2001.-48с.