Кузнецова Наталья Юрьевна
Опыт работы по программе «Семейное воспитание детей в условиях детского дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы по программе «Семейное воспитание детей в условиях детского дома» «Дорога домой».
(Разновозрастная группа от 3 до 7лет)
Воспитатель :
Кузнецова Наталья Юрьевна
КГКУ «Центр содействия семейному
устройству детей г. Находки»
Приморский край г. Находка
Публикация «Опыт работы по программе „Семейное воспитание детей в условиях детского дома“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Опыт работы, практика
- Темочки
Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, бабушки, дедушки т. д.
Каждый ребенок имеет право на свою семью, где его любят, лелеют, понимают, воспитывают, наставляют на жизненный путь. Вышло так, что я много лет работаю в детском учреждении в Приморском крае г. Находка в «Центре семейному устройству детей» (детский дом, где маленькие ребята не имеют семьи или временно ограничены от нее.
Мои воспитанники дошкольного возраста (от 3 до 7 лет, имеющие каждый свой индивидуальный темперамент, с разным эмоциональным и социальным опытом, полученным раннее. И наша группа является первоначальной ступенькой коллективных отношений совместного проживания в большой и дружной семье для каждого ребенка. Все наши дети испытали раннюю материнскую депривацию, которая наложила свой отпечаток практически на все стороны психического и познавательного развития. Особенно страдает отсутствие умения взаимодействовать с окружающими людьми, задержка формирования психических функций, повышенная агрессивность, расторможенностью в поведении, нежелании принять какие либо моральные нормы.
Цель деятельности воспитателя : Подготовить и адаптировать ребенка к жизни в приемной, замещающей семье.
Задачи:
1. Развитие социальной компетентности воспитанника.
2. Формирование у воспитанников образа будущей семьи, а также представлений о жизни в ней.
3. Формирование представлений о формах взаимодействия с членами будущей семьи.
4. Формирование представлений о социальном окружении, в котором будет проживать ребенок (родственники, соседи).
5. Формирование представлений о семейных традициях и праздниках принимающей семьи.
6. Формирование представлений о доме и предметном окружении, в котором, будет проживать ребенок (комнаты, мебель, домашние животные).
7. Гендерное воспитание мальчиков и девочек в семье. 8. Подготовка к расставанию с детьми в группе.
Именно поэтому семейное воспитание в этом возрасте одна из наиболее актуальных и сложных проблем воспитательного процесса. И мы как никто заинтересованы отдать ребенка в приемную или замещающую семью подготовленного ко всем жизненным ситуациям (общительного, внимательного, образованного, трудолюбивого, интересного для будущих родителей) т. к. наши воспитанники дошкольной группы чаще всех попадают в приемные семьи.
С первых дней проживания ребенка в нашей группе закладывается образ семейных отношений : хоть у нас и «не полная семья»- 2 мамы (воспитатели) и 2 бабушки (помощники воспитателя, но дети чувствуют к себе заботу, внимание, понимание (мы их обучаем, кормим, одеваем, обуваем, играем- одним словом все семейное воспитание происходит у них на глазах с непосредственным их участием в нем). Как и в любой семье радуемся и обсуждаем их успехи, учим любить и уважать окружающих, направляем на понимание выполнения обязанностей (помощи) взрослым, уважения к труду родителей (к нашему труду, няне, повара, т. д., закладываем задатки трудовых отношений.
Большее внимание уделяем созданию условий быта и жизни детей максимально приближенных к домашним. У нас просторная игровая комната с предметно-развивающей средой ( сюжетно-ролевые игры: : «Супермаркет», «Семья», «Больница», «Салон красоты», «Мы-военные», «Архитектурное бюро», «Модельное агентство», «Принимаем гостей») по специфике игровой деятельности мальчиков и девочек, чтобы ребенок легко мог самостоятельно организовать игру и включить в нее сверстников.
Есть уголок с песочной терапией и небольшой бассейн с шариками, уголок с исследовательской деятельностью, с набором для опытов, что позволяет развить фантазию ребёнка, нормализовать психоэмоциональное состояние.
Гостевая комната, где мы принимаем гостей и отмечаем Дни рождения, привлекая детей к традициям, умению быть гостеприимным, знакомим с предметами, необходимыми на кухне (чайная посуда, бытовые электроприборы); обучаем начальным навыкам приготовления простейших блюд (заваривание чая, приготовление салатов, бутербродов, сервировки стола.
Для учебного процесса у нас просторный класс, где есть телевизор и два персональный компьютера, разнообразный дидактический и наглядный материал. К каждому познавательному занятию мы с детьми готовим презентации, подбираем картинки, подписываем свой текст, это отличный способ познакомить с окружающими явлениями и предметами, быстро усвоить информацию.
Наши спальни рассчитаны на двух детей, есть большой шифоньер и софа- диван, дети во время отдыха чувствуют себя комфортно и одновременно учатся самообслуживанию, бытовому труду (соблюдать порядок и чистоту в спальне, аккуратно складывать вещи в шкаф, прививаем культурно – гигиенические навыки, учим заботиться о своем здоровье, помогать друг другу, как это бы делали братья и сёстры в семье ( н-р: генеральная уборка, помоги младшим, как в семье они бы помогали старшим – маме и папе, бабушке и дедушке.
В очень тесном контакте ведем совместную работу с психологом нашего Центра. Составили единый план по «Семейному воспитанию», на основе психологических характеристик детей и рекомендаций психолога, составлены темы познавательных бесед и формы их проведения с более доступной и осознанной информацией для ребенка.
Организовали деятельность детей, дающую выражение чувств к родителям «Мама для мамонтенка»; моделирование реальных ситуаций «Помощницы», «Юбилей мамы», «Папа и сын», к другим членам семьи: игра-инсценировка «Бабушка и внуки», «С дедом на рыбалку»; косвенно воздействуем на содержание детского «образа семьи» через нравственно-этические беседы по семейным фотографиям (берем свой семейный альбом). Совместно с детьми создали свой электронный альбом, где запечатлены самые яркие моменты нашей жизни, это помогает в повышении уровня теоретических знаний у детей о семье, ее функциях, взаимоотношениях в семье, роли отца и матери, о домашнем труде, хозяйстве семьи, ее бюджете.
Воспитывая наших малышей, мы также учитываем отличительные особенности мальчиков и девочек, развиваем у девочек такие черты характера, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола. Помогает нам в этом чтение художественных произведений, просмотр детских фильмов, развивающие мультики о взаимоотношениях между героями разного пола
Придумывание с детьми истории : «Путешествие в страну Мальчиков и Девочек», «Кто я: мальчик или девочка?». Играем в любимый театр с героями «Алладин спасает город», «Принцесса София», обыгрываем сказки. Также подбираем спортивные мероприятия, где настоящие рыцари помогают милым дамам.
Обогащаем, уточняем и корректируем представления детей о семье, семейном укладе, формируем семейные ценности через участие в тематических праздниках, которые готовят воспитатели с музыкальным руководителем: День Знаний, Праздник осени, День Матери, Новогодний и Рождественский праздники, Масленица, Международный женский день, Пасха, День здоровья, День Защитников Отечества, День Победы, День Защиты детей, прогулки, походы, сказки на ночь, подготовка подарков, участие в концертах, совместное проведение со старшими воспитанниками субботних досугов и развлечений для малышей, знание обычаев, традиций, гостеприимства на «День Именинника», этим мы помогаем ребятам осознать, что семейные традиции доставляют радость.
Наших детей мы не ограничиваем общением только с нами и сверстниками, стараемся, чтобы ребята общались со всеми воспитанниками и взрослыми Центра, учились этикету общения, взаимодействию, умели найти подход к людям, были разносторонни и не скучны.
Все наши воспитанники посещают кружки дополнительного образования : спортивная секция, творчество «Умелые ручки», музыкальная студия «Музыкальная капель», цирковая студия «Веселая арена». Выезжают с выступлениями в Дом культуры, детские заведения, Дом инвалидов; участвуют в городских конкурсах «Мы ищем таланты», имеют грамоты и благодарности.
Но в нашей работе есть и трудности, как бы мы не старались, не заботились, оберегали, обучали, воспитывали наших малышей невозможно создать модель полноценной семьи со всем кругом взаимоотношений, пользованием услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи т. д. ; сталкиваемся с проблемой развития навыков ориентировочного поведения, норм поведения в наиболее типичных ситуациях, в наличие разнообразных знаний и впечатлений об окружающей действительности, бедность кругозора.
С целью ознакомления с окружением, организуем экскурсии в аптеку, супермаркет, в продовольственный и промтоварный магазин (покупаем что-нибудь незначительное- главное, чтоб дети видели назначение предприятий и работу людей, на почту (на практике отправляем письма и небольшие бандероли с поделками для краевых конкурсов). Для привития правил поведения в общественном транспорте и общественных местах выезжаем в развлекательный центр, театр, музей, дети учатся быть пассажирами общественного транспорта, культурно развиваться.
Результаты нашей работы по формированию у детей знаний, умений и навыков семейных ценностей, показали, даже самый хороший детский дом, никогда не сможет заменить ребенку родителей, целостность семейной любви и заботы.