Надежда Суслова
Проект «Хочу всё знать и измерять»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребёнок дошкольного возраста очень любознателен, задаёт много вопросов, требуя немедленного ответа. В этом возрасте он продолжает быть неутомимым исследователем. Любознательность является формой проявления широкой умственной активности дошкольников.
Я. А,Коменский считал необходимым, чтобы ребёнок почувствовал, что учение – это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не просто по обязанностям.
Публикация «Проект „Хочу всё знать и измерять“» размещена в разделах
В дошкольном возрасте важно развитие познавательной активности, умственных способностей, самостоятельности мышления, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, способности к отвлечению и обобщению, пространственного воображения. У детей должны быть воспитаны устойчивый интерес к знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать.
Возможности маленького ребёнка велики. Исследования, проводившиеся в последние годы в нашей стране и за рубежом, свидетельствуют о том, что путём специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям более старшего возраста. Данные о больших возможностях дошкольников дают основание родителям и педагогам изыскивать новые пути разумного использования этих возможностей, добиваясь более высокого уровня их физического, умственного и эстетического развития, воспитания у них таких нравственных представлений, чувств и привычек, формирование которых ранее осуществлялось на более поздних ступенях развития.
Внутренние действия, которые производят дети, не появляются сами собой. Они формируются на протяжении детства под влиянием взрослых – на основе внешних действий с предметами, поэтому очень важно, чтобы ребёнок в раннем детстве постигал мир предметов, учился использовать их.
Цели проекта :
-формирование у детей исследовательских умений;
-расширение кругозора дошкольников;
-создание мини – музея Кота Учёного.
Задачи:
-формировать умения анализировать и систематизировать полученные знания;
-развивать познавательные способности и познавательную деятельность детей;
-воспитывать доброжелательность, взаимопомощь;
-создать мини-музей Кота Учёного.
Для решения поставленных задач будут использованы методы: наглядный, словесный, игровой; приё мы: рассказ, беседа, описание, указание и объяснение, вопросы детям, ответы детей, образец, показ реальных предметов, картин, мультимедийные презентации, дидактические игры и упражнения, подвижные игры, развлечения, досуги.
Сроки реализации проекта : сентябрь – май.
Ожидаемые результаты
Дошкольники, участвующие в реализации предложенного проекта, должны уметь:
измерять окружающие предметы с помощью разнообразных мерок, включая взвешивание;
знать :
как измеряются и фиксируются более длинные временные отрезки (неделя, месяц, год);
каким образом отсчитывали время наши предки до изобретения первых приборов;
определять и называть измерительные приборы, приспособления, использовать их на практике.
Содержание проекта
• Выделение темы проекта совместно с детьми.
• Сбор информации, экспонатов для оформления мини – музея Кота Учёного.
• Разработка дидактических игр, пособий, развлечений, подбор наглядного материала по теме проекта.
• Составление бесед по темам «Как в старину измеряли время», «как люди научились считать».
• Заучивание стихов, отгадывание загадок о временах года.
• Рассматривание измерительных приборов, знакомство с их предназначением (часы, календари, весы, термометры разных видов, циркуль, линейки и т. п.).
• Знакомство с микроскопом, использование его для наблюдений.
• Запись наблюдений в «Книгу маленьких открытий»
• Проведение опытов «Определение возраста рыбы», «Как работает термометр», «Песочные часы».
• Изготовление математической игры «Волшебный круг».
• Подбор дидактических игр и развлечений.
• Организация экскурсий в мини-музей Кота Учёного.
Обсуждение результата хода проекта. Выяснение причин успеха и неудач
Определение перспектив.
Подготовительная работа
Практическая часть
Заключение
План проекта
месяц тема цели содержание оборудование
сентябрь Вводное занятие Дать представление о музеях, их назначении,
развивать интерес к проектно-исследовательской деятельности Рассказ «Что такое музей» Иллюстрации музеев, первые экспонаты для музея Кота Учёного
октябрь Природные часы
Рассказать, как наши предки определяли время до изобретения первых приборов;
развивать творческую инициативу, интерес
Беседа «Как в старину измеряли время»;
Солнце – первые часы. Когда древний человек стал приручать животных, то определять время помогал ему петух.
Чтение В. Берестов «Часы»
Аппликация солнышка, петуха
октябрь Часы, которые изобрёл человек
Ознакомить детей с историей часов;
провести практическое занятие с песочными, механическими часами;
развивать наблюдательность;
воспитывать трудолюбие
Тысячи лет тому назад людям не нужно было точно измерять время. Им достаточно было вести счёт дням и наблюдать, как происходит смена времён года, чтобы знать, когда сеять, когда убирать урожай. В наши дни время измеряют с высокой точностью.
Беседа «Кто работает рано утром (ночью?»
Опыт «Песочные часы»
Песочные часы, настенные, наручные, будильники, электронные;
книга с иллюстрациями «Учимся понимать время»
ноябрь Календарь
Помочь детям понять, как измеряются более длинные временные отрезки;
сформировать понятие о взаимосвязи календарного и фенологического (природного) времени;
развивать речь, мышление;
воспитывать любовь к родной природе
Календарь – это система счёта больших промежутков времени, а также – справочное издание, содержащее перечень чисел, дней, недели, месяцев года.
Д/игра «Когда так бывает?»
Отгадывание загадок о временах года, рассматривание иллюстраций с изображением времён года.
Чтение Н. Подлесов «Календарь»
Календари настенные, отрывные, карманные, настольные, перекидные, сувенирные
Иллюстрации времён года, спил дерева - своеобразный природный календарь
ноябрь Неделя
Закреплять у детей знание дней недели по порядку и вразброс;
расширять словарный запас
Разучивание стихотворений с названиями дней недели;
Беседа «Твой любимый день недели»
Д/игра «Дни недели»
Цвети – семицветик, обозначающий дни недели
декабрь Месяц, год
Уточнить знания детей о годе, как временном этапе;
продолжать формировать понятие об однонаправленности и необратимости времени;
закреплять знания последовательности месяцев в году, их отношения к конкретной поре года;
развивать внимание. сообразительность
Четыре недели объединяются в месяц, 12 месяцев – в год
Д/игра «Найди пару»
Д/игра «Больше, меньше по продолжительности»
Чтение «Старик – годовик»
Календари. Модель «Смена времён года»,
дерево загадок
декабрь Путешествие в Страну Времени
Закреплять знания детей о периодичности времён года, дней недели;
развивать творчество, фантазию;
воспитывать взаимопомощь
Итоговое занятие- развлечение
Картинки с изображением сезонных изменений в саду;
Волшебники Замри,
Отставай,
Наоборот
январь Температура
Познакомить с термометром, его устройством;
формировать практические навыки;
развивать мышление
Термометр – прибор для измерения температуры (воды, воздуха, тела, наполнен ртутью. Чем сильнее нагревается стеклянная трубка, тем выше поднимается по ней столбик ртути. Уровень столбика ртути показывает температуру.
Опыт «Как работает термометр»
Комнатный, водный, медицинский термометры, модель термометра, материалы для проведения опыта
февраль Что такое микроскоп?
Познакомить детей с микроскопом, его устройством, значением, областями применения;
развивать интерес, наблюдательность;
воспитывать стремление делать открытия
Микроскоп – прибор, позволяющий человеку видеть мельчайшие объекты, увеличивая их во много раз при помощи специальных линз.
Благодаря этому прибору, было сделано много открытий.
Опыт «Определение возраста рыбы»
Микроскоп, материалы для проведения опыта (рыбная чешуя, бумага тёмного цвета, увеличительное стекло).
Книга «Маленьких открытий».
февраль Числа и цифры
Познакомить детей с историей возникновения чисел и цифр;
развивать любознательность, речь;
воспитывать трудолюбие
Числа и цифры были изобретены человеком. Цифры, которыми пользуемся сейчас, были изобретены в Индии, древними математиками, но называются арабскими.
Беседа «Как люди научились считать»
Д/игра «Рассеянный художник»
Иллюстрации по теме, детские эндиклопедии, игровой материал
март Порядковый счёт до 10
Закреплять навыки порядкового счёта в пределах 10;
упражнять в счёте групп предметов, в сравнении чисел;
учить решать задачи на смекалку геометрического содержания;
воспитывать чувство товарищества
Развлечение «Лесной переполох»
Атрибуты для проведения развлечения
март Геометрический конструктор
Познакомить детей с математической игрой «Волшебный круг»;
научить составлять фигуры – силуэты по заданному образцу и самостоятельно;
развивать смекалку, сообразительность
«Волшебный круг» - одна из популярных математических игр по составлению плоскостных силуэтов из геометрических фигур. Круг разрезается на несколько частей, из которых можно сложить сюжетные фигуры.
Конверт с игрой «Волшебный круг» (у каждого ребёнка).
У воспитателя – образцы составления сюжетных фигур.
апрель Весы
Познакомить детей с устройством разных видов весов, их предназначением;
создать условия для самостоятельной деятельности детей по взвешиванию разных предметов, уточнить понятие «равновесие»;
развивать способность к самостоятельным действиям.
Весы – прибор для определения массы предметов, их тяжести.
Весы – это древнейший прибор. Они появились с развитием торговли и науки.
Практическая работа «Что легче, что тяжелее?»
Разнообразные весы, гири, предметы для взвешивания, мешочки с крупой, одинаковые по размеру, но разные по весу
апрель Измеряем длину
Знакомить детей с разнообразными видами линеек, их назначением;
учить пользоваться линейками;
развивать мышление, умение делать определённые выводы;
воспитывать стремление к открытиям нового
Не всегда можно доверять своим глазам, лучше полагаться на измерительные приборы и приспособления. Они прошли испытание временем. Сегодня все страны мира пользуются одинаковыми мерами.
Практическая работа «Каков ваш рост?»
Чтение Г. Остер «38 попугаев».
Набор линеек: школьные, рулетка, портновский сантиметр, медицинский ростомер.
май Итоговое занятие «В гостях у Кота Учёного» Закреплять знания детей о применении человеком измерительных приборов (часы, линейки, весы и др.);
выяснить, какой измерительный прибор они считают самым нужным;
учить делать выводы;
развивать речь, мышление, творческие способности
Праздник, посвящённый открытию мини – музея;
Повторение о предназначении предметов, находящихся в музее, их практическое применение Экспонаты музея
Выводы
Всякая познавательная активность начинается с вопроса, удивления. Педагогический проект «Хочу всё знать и измерять» призван вызвать у детей удивление. А оно в свою очередь, рождает мысль, вызывает у ребёнка вопрос. Педагог показывает предмет так, чтобы ребёнок удивился вдруг открывшейся незнакомой стороне. В любой, казалось бы известной вещи можно найти новые, незнакомые стороны. Это всегда вызывает удивление, побуждает к размышлению. Как в старину измеряли время? Как работает термометр? Сколько лет весам? Как узнать твой рост? и т. п.
Стремление к игре, интерес к игровым ситуациям, увлечённость игровым сюжетом – это закономерное явление, обусловленное психологической потребностью детей. Важно учитывать особенность: игра как метод обучения существенно отличается от игры вообще. Игровая форма деятельности должна сочетаться с познавательным содержанием.
В реализации данного проекта используются игры, направленные на формирование осознания последовательности временных отрезков, закрепление знаний последовательности дней недели, развитие исследовательского интереса, любознательности, мышления, речи («Раньше – позже, «Найди пару», «Что лишнее?» и другие).
Использование дидактических игр, занимательных упражнений, подготовка и проведение опытов, практических работ, досугов и развлечений в ходе реализации проекта, поможет детям в усвоении программного материала, в развитии их познавательной активности, обеспечит участие всех детей в общей работе, что положительно отразится на развитии их умственных способностей, внимания, способствует воспитанию настойчивости, целеустремлённости.