ирина лысенко
Программа кружка экспериментально-исследовательской деятельности в ДОУ (ст. и подг. группы) «Хочу все знать» на 2017–2019 гг
▼ Скачать + Заказать документы
Разработчики: Лысенко Ирина Владимировна, воспитатель в. кв. кат. ; Карпекина Юлия Олеговна, воспитатель перв. кв. кат. МКДОУ д/с №430, г. Новосибирск
Дети любят искать, сами находить.
В этом их сила».
А. Энштейн.
«Самое лучшее открытие то, которое
ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон.
1. Пояснительная записка Современных детей окружают процессы информатизации и компьютеризации. Ребенок постоянно находится в мире поиска. Детское экспериментирование является эффективным средством интеллектуального, познавательного развития дошколь-ников. Оно способствует развитию у дошкольников таких качеств, как самостоятель-ность, творческая и познавательная активность, самореализация и помогает в дальней-шем успешному обучению в школе. Чем разнообразнее и интенсивнее будет поисковая деятельность, тем быстрее и полноценнее он будет развиваться.
Публикация «Программа кружка экспериментально-исследовательской деятельности в ДОУ (ст, и подг, группы) „Хочу все знать“ на 2017–2019 гг» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Программа кружка «Хочу всё знать» разработана для развития интеллектуальных способностей детей и направлена на развитие познавательно-исследовательской деятельности детей через занимательные опыты и эксперименты. Программа разработана с учетом образовательных потребностей и особенностей развития детей группы и соответствует требованиям ФГОС ДО. Задача программы состоит в том, чтобы организовать посильную экспериментальную деятельность, способствующую формированию естественнонаучных представлений дошкольников.
Практический материал программы представлен с учётом условий нашего детского сада.
Основой для разработки программы кружка является ФГОС ДО, а также ряд парциальных программ и методических пособий:
• «Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ» Н. В. Нищевой;
• «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Г. П. Тугушевой и А. Е Чистяковой;
• «Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории» М. П. Костюченко, Н. Р. Камаловой;
• «Неизведанное рядом» О. В. Дыбиной;
Новизна данной программы заключается в том, что она дает дополнительные возможности знакомства ребёнка с окружающим миром через:
• поэтапное развитие умственных способностей старших дошкольников путем формирования у детей навыков экспериментальных действий и обучения методам самостоятельного сбора и обработки информации;
• применение экспериментирования как творческого метода познания закономерностей и явлений окружающего мира (знания, добытые самостоятельно путем исследования, всегда более осознанные и прочные);
• создание развивающей предметно-пространственной среды;
• совместную практическую деятельность воспитателя и детей.
Цель работы кружка:• расширять знания детей об окружающем мире посредством экспериментальной деятельности;
• способствовать развитию у детей 5 – 7 лет познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:1. Расширять представления дошкольников об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
2. Развивать у дошкольников умение пользоваться приборами- помощниками при проведении игр -экспериментов.
3. Побуждать к соблюдению правил техники безопасности при проведении экспериментов.
3. Способствовать развитию у детей коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Программа рассчитана на два года обучения и реализуется на базе МКДОУ д/с № 430. Тематика перспективного планирования предполагает использование одной темы для старшей и подготовительной группы (с усложнением выполняемых задач). В старшей группе проходят демонстрационные опыты, в подготовительной - опыты - эксперименты под руководством воспитателя. Занятия проводятся в группе.
Кол-во занятий: в неделю -1 (2-ая половина дня)
в месяц – 4
в год – 28
Форма работы: – подгрупповая
Длительность занятий: 20-25мин. Для детей 5-6лет
25-30мин. Для детей 6-7лет
Структура занятия: 1. Постановка проблемной задачи.
2. Прогнозирование результата.
3. Уточнение правил безопасности.
4. Распределение детей на подгруппы (в старшем дошкольном возрасте - выбор лидера).
5. Выполнение эксперимента под руководством воспитателя.
6. Наблюдение результатов эксперимента.
7. Фиксирование результата эксперимента.
8. Формулировка выводов.
В работе используются методы:
• создание проблемных ситуаций;
• наблюдения;
• экспериментирование.
Немаловажная роль в освоении дошкольниками данной программы –
использование игровой технологии. Она побуждает, стимулирует детей к познавательной деятельности, развивает потребность к самовыражению, самоутверждению, саморегуляции и самореализации.
Важно помнить, что в проведении исследовательской деятельности воспитатель для детей - партнер, проявляющий живой интерес к познаваемому объекту.
2. Планируемые результаты:• Умение детей видеть проблему (вести самостоятельный поиск доступных предметов).
• Ставить вопросы познавательного характера.
• Выдвигать гипотезы.
• Давать определение понятиям (пытаться устанавливать причинно-следственные связи).
• Классифицировать, наблюдать.
• Экспериментировать со знакомыми и новыми предметами и сравнивать их (проводить эксперименты).
• Совершать первые элементарные обобщения своего практического опыта и исследований (делать умозаключения и выводы).
• Структурировать материал.
• Готовить мини-тексты собственных докладов(6-7лет).
• Объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
3. Перспективно - тематическое планирование работы кружка
«Хочу все знать» Сентябрь. «Знакомство с детской лабораторией»
(центр экспериментирования).
2-ая неделя: «Экскурсия в детскую лабораторию»
Уточнить представление о том, кто такие ученые, познакомить с понятиями «наука» (познание, «гипотеза» (предположение, о способе познания мира – эксперименте (опыте, о назначении детской лаборатории. Дать представления о культуре поведения в детской лаборатории.
3-я неделя: «Приборы для опытов»
• Познакомить детей с приборами для наблюдения и опытов - микроскоп, лупа, подзорная труба, бинокль, телескоп.
• Познакомить с правилами пользования приборами – помощниками.
Октябрь. «ВОЗДУХ»1-ая неделя: «Упругость воздуха»
(Вертушка)
Выявить, что воздух обладает упругостью через показ вертушки в действии и обсуждения и выяснения причины: почему она вертится?
• Дать детям понять, как может использоваться сила воздуха (движение)
2-ая неделя: «Изменение состава воздуха»
(Свеча в банке) Е. Марудова, стр. 101)
• Показать детям изменение состава воздуха (кислорода становится меньше).
• Дать представления о том, что для горения нужен кислород.
• Рассказать о тушении пожара разными способами.
Вывод: для горения нужен кислород, который при этом превращается в другой газ, иначе без кислорода огонь гаснет.
3-я неделя: «Изменение объема воздуха при охлаждении и
Нагревании».
*Дать детям представления о том, что воздух при охлаждении сужается,
а при нагревании расширяется.
(Большие и маленькие)- воздух имеет объем, который зависит от
температуры. Опыт с горячей и со льдом поможет детям сделать вывод:
объем воздуха зависит от температуры. При нагревании объем воздуха
увеличивается, а при охлаждении - объем воздуха уменьшается.
4-ая неделя: «Атмосферное давление»
(Сухим из воды)
• Дать детям представления о существовании атмосферного давления.
• Показать, что воздух при остывании сжимается (занимает меньший объем).
Ноябрь. «Магниты»1-ая неделя: «Действие магнитных сил»
(Волшебные магниты)
• Дать детям представления о магнитах и их свойствах - притяжение и отталкивание.
• Объяснить действие магнитных сил.
• Вывод: магниты могут притянуться или оттолкнуться в зависимости от того, какими сторонами подносить их друг к другу. Поэтому в разных случаях магниты могут действовать по - разному.
• 2-ая неделя: «Проявление магнитных сил»
(Магнит рисует)
Дать детям возможность использовать полученные знания для создания картины. (Е. Марудова, стр. 104)
Вывод: Магнитные силы проходят через многие материалы.
3-я неделя: «Проявление магнитных сил»
(Магнетизм в нашей жизни).
• Закрепить знания детей о магнитах.
• Объяснить действие магнитных сил.
• Показать, как человек может сам стать магнитом.
4-ая неделя: «Земля – магнит»
(Земля – магнит)
• Дать детям представление о том, что наша Земля – это магнит.
• Выявить действие магнитных сил Земли.
(см. описание Е. В. Марудова, стр. 105)
Декабрь. «Звук»1-ая неделя: «Распространение звука»
(Как быстрее)
• Дать детям представление о передаче звука на расстоянии, распространении через жидкие и твердые тела.
2-ая неделя: «Распространение звука через воздух и воду»
(Звуки в воде).
*Дать детям представление об особенностях передачи звука через
твердые и жидкие тела.
Опыты помогут выявить особенности передачи звука на расстоянии.
Звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела.
(Опыт с камнем, брошенном в емкость с водой)
3-ья неделя: «Низкие и высокие звуки»
(Поющая струна)
*Дать детям представления о частоте звука.
• Объяснить причину происхождения низких и высоких звуков
Проводимый опыт (натяжение проволоки) поможет детям выявить
происхождение низких и высоких звуков, высота которых зависит
от натяжения проволоки, чем сильнее она натянута, тем выше звук.
4-ая неделя: «Восприятие звука человеком и животным»
(Почему глупый мышонок не услышал щуку)
• Дать детям представление о строении слухового аппарата у человека.
• Дать представления об отличиях в восприятии звуков человеком и животными.
Опыт проводится при помощи тонкой и плотной бумаги. Дети делают вывод: тонкая бумага быстрее улавливает звуковые колебания
Январь. «Вода»3-ая неделя: «Как зависит замерзание жидкости от ее плотности»
(Замерзание жидкости, см. опыт: Е. Марудова, стр,95.)
*Познакомить детей со свойствами воды (не имеет запаха, вкуса, формы, прозрачная, с различными жидкостями.
• Выявить различия в процессе замерзания различных жидкостей.
• Результат: жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не
замерзают вообще.
Вывод: чем больше плотность жидкости, тем ниже температура замерзания.
4-ая неделя: «Объем жидкости»
(Что изменилось)
• Познакомить детей с понятием «объем».
• Выяснить причины изменения объема жидкости при замерзании.
Вывод: Вода сама по себе не имеет объема. Она принимает форму того сосуда, в который помещена, а при замерзании жидкость расширяется, что приводит к изменению объема.
Февраль. «Вода»- продолжение1-ая неделя: «Замерзание воды на разной глубине»
(Защитные свойства снега)
Познакомить детей со свойствами снега и льда.
Опыт проводится с тремя емкостями воды. Вода в разных ситуациях
ведет себя по- разному.
Вывод: снег сохраняет тепло, а холод приводит воду при замерзании к
Расширению и бутылка лопается.
2-ая неделя: «Сила воды»
Вода может перемещаться.
* Познакомить детей с понятием «движение воды».
*Доказать, что вода движется по различным причинам.
Проводимый опыт дает возможность сделать вывод: не только ветер,
наклонная поверхность заставляют воду двигаться. Но есть разные
причины приводящие воду в движение.
3-ья неделя: «Фильтрование воды»
(Как очистить воду)
Познакомить детей с разными способами очистки воды.
В ходе опыта дети учатся проводить очистку воды. Лучше всего
воду очищает бумажный фильтр.
Вывод: любой бумажный пакет может служить фильтром для
воды.
4-ая неделя: "Вода-растворитель"
(Через опыты подвести детей к пониманию того, что в воде одни вещества растворяются, а другие - нет.)
*Познакомить детей с веществами растворимыми в воде.
*Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с
Различными материалами (соль, сахар, мыло, песок, мел, глина)
Март. «Теплота»1-ая неделя: «Нормы поведения с огнем»
(Горячо – холодно)
• Дать детям представления о зависимости температуры огня от его близости (теплоты).
• Рассказать о свойствах огня, правилах поведения с огнем.
2-ая неделя: «Изменение веществ под воздействием температуры»
(Волшебные превращения)
Дать детям объяснение изменению состояния веществ от изменений
Температуры.
Вывод: дети наблюдают переход веществ из одного состояния в другое:
Из жидкого - в твердое, газообразное, пар.
3-ья неделя: «Теплопроводность материалов»
(Не обожгись)
Дать детям представления о том, что предметы, сделанные из разных
материалов, нагреваются по-разному.
Вывод: разные материалы имеют разную теплопроводность.
4-ая неделя: «Теплопроводность материалов»
(Как не обжечься? Е. Марудова, стр. 94)
*Показать детям на опыте, что предметы из разных материалов нагреваются по - разному (теплопроводность материалов).
В результате экспериментирования дети выясняют и объясняют
происшедшие изменения и делают вывод: у разных материалов
разная тепло проводимость.
Апрель. «Вес»1-ая неделя: «Притяжение Земли»
(Как увидеть притяжение)
• Познакомить детей с понятиями «притяжение» и «вес».
• Объяснить взаимосвязь земного притяжения и веса предмета
Через опыты дети учатся понимать взаимосвязь земного притяжения и веса предмета. Используя разный материал, подвешенный на нитку и весов, дети делают вывод: предметы притягивает Земля, а удерживает их от падения нить. По силе натяжения нити определяется сила притяжения.
2-ая неделя: «Что такое невесомость»
(Что легче)
• Познакомить детей с понятием «невесомость».
• Выявить случаи проявления невесомости (частичной потери веса) на Земле.
3-ья неделя: «Вода в условиях невесомости»
(Дождинки)
• Продолжать знакомить детей с понятием «невесомость».
• Дать детям представление о том, как выглядит вода в условиях
невесомости.
В результате проводимого опыта дети получат представление о том,
как ведет себя вода в невесомости. Она сохраняет свою форму -
шар, и ее можно "поймать" в ведро.
4-ая неделя: «Сила притяжения»
(Волшебные пробки)
• Закреплять знания детей о притяжении и весе.
• Выяснить, как действует сила притяжения.
Опыт поможет детям выяснить как действует сила притяжения.
При помощи 2-х пробок и емкости с водой дети смогут сделать
вывод: предметы в воде могут притягиваться друг к другу.
Май. Самостоятельная исследовательская и опытническая
деятельность детей. • Игры и опыты с водой и воздухом.
• Игры и опыты с песком, почвой, глиной и камнями.
4. Библиографический список 1. Нищева Н. В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ.
СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей
среднего и старшего дошкольного возраста. СПб. :ДЕТСТВО-ПРЕСС,2016
3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром
(экспериментирование, СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС 2016.
4. Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников
через экспериментальную деятельность. СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС 2013.
5. Дмитриева Е. А., Зайцева О. Ю., Калиниченко С. А. Детское
Экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими
дошкольниками: Метод. пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2016
(Библиотека Воспитателя).
6. Костюченко М. П., Камалова Н. Р. Деятельность дошкольников в детской
Экспериментальной лаборатории. – Волгоград: Учитель, 2012.
7. Батова И. С. Опыты и эксперименты с веществами и материалами
(технологические карты).- Волгоград: Учитель, 2017.
8. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность
Дошкольников. М., Изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.