Елена Казакова
Авторская программа «Азбука культурного поведения»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторская программа «Азбука культурного поведения»
(для детей дошкольного возраста)
Пояснительная записка
Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством культуры.
Публикация «Авторская программа „Азбука культурного поведения“» размещена в разделах
Требования, предъявляемые в настоящее время современным обществом к педагогу, весьма велики. О его профессиональных качествах судят не только по тому, насколько он владеет различными методиками, но и по тому, насколько хорошо он воспитан.
Знание современного этикета расширяет внутренний мир человека, создает для него возможности успешного общения в окружающем мире. Начинать обучение правилам и нормам этикета необходимо в дошкольном возрасте.
Современное понятие слова этикет близко к первоначальному и означает установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений: в обхождении с окружающими, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека.
Воспитатель для дошкольника первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в человеческом социуме. Воспитатель не только формирует культуру поведения дошкольников, но через них способствует, развитию внутренней и внешней культуры родителей своих воспитанников, таким образом, влияя на современное состояние общества.
Первые представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье.
Придя в детский сад, ребенок поступает в мир, в котором соблюдения поведенческих правил необходимо для нормального и приятного существования всего детского коллектива.
Родители и воспитатели обязаны помочь маленькому человеку в познании тайн, человеческих взаимоотношений, в приобретении поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно.
Этикетное поведение формируют постоянно, в реальной жизни и в специально созданных ситуациях, используя для этого различные организационные формы: занятия, игры, беседы, режимные моменты.
Для обучения правилам поведения и воспитания положительных личностных качеств необходимы следующие условия.
1. Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используются обращение по именам, похвала, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей.
2. Пример взрослых. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых, действия которых должны быть направлены на достижение главной цели – создания для развития личности ребенка творческой, доброжелательной дружеской обстановки.
3. Связь с семьей – необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания. Общая цель семьи и детского сада – хорошо воспитанный культурный и образованный человек.
4. Обучение правильному поведению способствует и речевому развитию воспитанника. С этой целью необходимо расширять у ребенка круг этико-поведенческих понятий, что достигается с помощью проведения словарной работы. Например, в речевом запасе дошкольник могут быть понятия, как этикет, уважение, любовь, вежливость, общение и др.
Основные способы педагогического воздействия на детей.
1. Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.
2. Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости приборов.
3. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.
4. Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.
5. Наказание: применяется крайне редко; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.
6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.
7. Разнообразие словесных методов: рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
8. Разъяснение: необходимо не только показать и рассказать но и разъяснить, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
9. Беседа: помогает выяснить уровень знания и понимания детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить с небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.
Программа «Азбука культурного поведения» адресована педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных учреждений, родителям и направлена на решение основных задач воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста.
Цель программы. Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста на основе этикетных правил.
В программе представлены задачи воспитания навыков культурного поведения у детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства, а также тематические планы занятий и организационные формы изучения данных тем.
Задачи
воспитания навыков культуры поведения у детей
Младший дошкольный возраст (3-4 года):
- В совместной деятельности с взрослым, играх-занятиях учить детей элементарным нормам поведения;
- Прививать детям основы таких моральных качеств как доброта, чуткость, милосердие; воспитывать чувство симпатии к сверстникам и взрослым, учить отрицательно, относиться к грубости и жадности;
- Учить вступать в общение с взрослыми, отвечать на вопросы, выполнять просьбы взрослых;
- Приучать следить за своим внешним видом; учить при помощи взрослого приводить себя в порядок, формировать навыки пользования индивидуальными предметами;
- Воспитывать умение получать удовольствие от добрых действий.
- Закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице;
- Продолжать формировать элементарные представления о том, что хорошо, что плохо, учить оценивать хорошие и плохие поступки;
- Учить самостоятельно, использовать в речи «вежливые» слова, говорить приветливо, доброжелательно;
- Учить обращаться к взрослым по имени и отчеству, называть на «Вы»;
- Приучать к совместным действиям со сверстниками, воспитывать умение играть рядом и в подгруппах; учить называть сверстников по именам, иногда используя при этом уменьшительно-ласкательные формы. Приучать детей общаться между собой спокойно, без крика.
- Учить детей обращать внимание на эмоциональное состояние окружающих, проявлять сочувствие, оказывать элементарную помощь;
- Формировать навыки поведения за столом.
Средний дошкольный возраст (4-5 лет):
- Учить управлять своим поведением, оценивать свои поступки и поступки сверстников, определять мотивы поступков;
- Формировать представления о добре, дружбе, справедливости, правдивости, смелости;
- Совершенствовать навыки вежливого обращения детей к взрослым, продолжать работу по формированию доброжелательного отношения между детьми; напомнить о необходимости здороваться, прощаться, называть работников детского сада по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
- Способствовать формированию личного отношения ребенка к соблюдению моральных норм, развитию индивидуальных качеств личности: скромности, отзывчивости, желанию быть справедливым, сильным и смелым, сопереживанию и милосердию; учить испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок;
- Воспитывать у детей опрятность, привычку следить за своим внешним видом; закрепить навыки бережного отношения к вещам;
- Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи, закреплять правила поведения за столом;
- Развивать умение в свободное время занимать себя интересной деятельностью;
- Учить объединять в игре, стремиться к согласованности действий; закреплять правила поведения в среде детей: быть вежливыми, внимательными, делиться игрушками; учить устанавливать связь между поведением в группе сверстников и ответного отношения других детей;
- Учить правилам общения, умению ласково обращаться с младшими, проявлять терпение, ласку; учить замечать состояние и настроение окружающих и правильно реагировать на него.
Старший дошкольный возраст (5-7 лет).
- Закреплять умения быть вежливыми в общении со взрослыми, во время беседы говорить приветливо, внятно, смотреть на собеседника, не прерывать разговор, не перебивать старших; учить способам обращения к незнакомым людям (продавцу, милиционеру и т. д.);
- Продолжать обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости, учить самостоятельно здороваться, прощаться, благодарить, просить извинения, использовать в обращении с близкими ласковые обороты;
- Учить детей выполнять правила культуры поведения в общественных местах (на улице, в транспорте, в кинотеатре);
- Учить детей правилам общения по телефону, написания писем;
- Учить с помощью взрослых и самостоятельно выбирать правильную линию поведения по отношению к людям разного возраста, проявлять уважение к старшим, чуткость к эмоциональному и физическому состоянию старших;
- Учить определять эмоциональные состояния по мимике, жестам, действиям, интонации голоса; закреплять умение учитывать настроение окружающих в общении с ними; учить правильно реагировать на настроение окружающих;
- Воспитывать правила поведения в группе сверстников (быть дружелюбным, чутким, отзывчивым, справедливым); понимание того, что дружеские отношения сверстников к нему зависят от того, как ребенок обращается с другими;
- Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам, учить подавать им стул, оказывать помощь в нужный момент, приглашать на танец и т. д. ;
- Воспитывать у девочек скромность, учить их проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков;
- Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей; развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему.
- Закреплять и углублять представления и практические умения детей в области гигиены (культура еды, умывания, ухода за одеждой); способствовать формированию устойчивых культурно-гигиенических навыков.
- Формировать такие качества личности, как отзывчивость, справедливость и скромность; развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру;
Тематический план
(младший дошкольный возраст)
1. Тема: Знакомство с Феей Вежливости Организационные формы: Тема рассматривается на занятии. Детей знакомят с волшебной Страной Вежливости, с хозяйкой волшебной страны - Феей Вежливости и ее помощниками Гномами, а также с Незнайкой-зазнайкой. Фея Вежливости ставит перед детьми задачу – изучить правила поведения и научить им Незнайку-Зазнайку. На данном занятии можно дать детям знания о том, как правильно общаться со взрослыми. Далее Фея Вежливости со своими героями присутствует на каждом занятии по изучению правил поведения.
2. Тема: Вежливые слова Организационные формы: Данная тема может рассматриваться в различных видах деятельности: на специальных занятиях, в дидактических играх, сюжетно-ролевых играх, беседах. Фея Вежливости знакомит детей с главными словами, которые должен знать каждый воспитанный взрослый и ребенок: «Здравствуйте», «Доброе утро», «До свидания», «Спасибо», «Пожалуйста» и др. детям преподносятся ситуации, в которых применяются данные слова. Для закрепления знаний детей проводятся дидактические игры «Закончи предложение», «Назови словечко», «Как поступить» и др.
3. Тема: Ласковые слова Организационные формы: Тема раскрывается в процессе ежедневных бесед с детьми, нерегламентируемых видах деятельности.
4 Тема: Как вести себя на занятии Организационные формы: Ознакомление детей с правилами поведения на занятиях проходит в форме беседы и ежедневных напоминаниях непосредственно во время занятия. Необходимо выработать у детей стереотип поведения: сидеть спокойно, внимательно слушать объяснение воспитателя, поднимать руку, не выкрикивать, не перебивать товарищей, не мешать работать соседу, оказывать помощь другим детям при необходимости и т. д.
5 Тема: Как вести себя на улице Организационные формы: Знание по данной теме могут преподнесены как на специальных занятиях, так и в нерегламентированных видах деятельности: беседах, дидактических играх, во время прогулок, экскурсий, развлечениях. Дети во время данных видов деятельности узнают о том, что на улице нельзя громко кричать, что нужно быть очень внимательными, вежливыми с прохожими и т. д. Фея Вежливости представляет детям новый персонаж – Светофор Светофорыч, который знакомит детей с элементарными правилами дорожного движения.
6 Тема: За столом Организационные формы: Тема преподносится детям в процессе бесед, приема пищи, сюжетно-ролевых игр типа «Семья», «Столовая» изучаются правила поведения за столом: мыть руки перед едой, сидеть прямо, не класть локти на стол, разговаривать в полголоса, правильно пользоваться столовыми приборами, по окончании еды использовать салфетку. Во время дидактических игр «Что нужно?», «Назови правильно», «Когда это бывает?» закрепляются названия блюд, кухонных принадлежностей, столовых приборов. Кроме того закрепляется знание соответствующих случаю форм речевой вежливости: «Приятного аппетита!», «Спасибо!» и д. р.
7 Тема: Хорошо - плохо Организационные формы: Тема изучается во время специальных занятий, бесед, дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, ознакомления с художественной литературой. Цель данной работы в том, чтобы дать детям основы таких моральных качеств личности как доброта, чуткость, милосердие, научить детей оценивать поступки литературных героев, замечать свои отрицательные поступки и поступки товарищей и исправлять ошибки.
8 Тема: Мамины помощники Организационные формы:Знание по данной теме могут быть преподнесены во время индивидуальных и коллективных бесед с детьми, при рассматривании картин и иллюстраций, во время организации трудовой деятельности, непосредственного участия детей в уборке группы, во время выполнения обязанностей дежурных. Кроме того в процессе ежедневных бесед, напоминаний необходимо научить детей аккуратно складывать свою одежду при раздевании, не разбрасывать игрушки, убирать после занятий за собой карандаши, краски, пластилин и т. д.
9 Тема: Об опрятности и аккуратности Организационные формы: Тема раскрывается во время занятий, бесед, чтения художественной литературы, в игровой и трудовой деятельности. В процессе работы необходимо выработать у детей привычку следить за своим внешним видом, научить пользоваться гигиеническими принадлежностями, следить за вещами, закрепить правило: «Каждой вещи – свое место».
10 Тема: Мы играем дружно Организационные формы: При знакомстве с данной темой можно провести как специальное занятие, так и ограничится беседой или совместной игровой деятельностью с детьми. При этом научить детей играть рядом, не мешать друг другу, объединяться в играх, общаться спокойно, не драться, не отнимать друг у друга игрушки.
11 Тема: Вежливость закон для всех. Организационные формы: Итоговое занятие, на котором обобщаются все знания, которые дети получили в процессе изучения правил культурного поведения. Все обитатели Страны Вежливости присутствуют на данном занятии, где устраивают своеобразный экзамен для Незнайки-Зазнайки и детей. Цели данной темы могут быть также решены в форме развлечения, принимать участие в котором могут дети вместе со своими родителями. Для детей можно изготовить «медали» и вручить за успешное усвоение правил культурного поведения.
Тематический план
(средний дошкольный возраст)
1 Тема: Путешествие в Страну Вежливости. Организационные формы: Первое путешествие детей в Страну Вежливости можно осуществить либо на занятии, либо в форме развлечения. В Стране Вежливости дети встречаются с уже знакомыми полюбившимися героями: Феей Вежливости и гномами. Вместе с детьми Фея вспоминает уже знакомые детям правила культуры поведения – на занятии, на улице, дома, за столом и т. д. В конце занятия Фея ставит детей в известность о том, что в новом учебном году они познакомятся с новыми правилами поведения.
2 Тема: Добро и зло. Организационные формы:Тема изучается в процессе занятий, индивидуальных и коллективных бесед, во время игровой, трудовой деятельности, через ознакомление с художественной литературой. На примерах героев любимых сказок детям объясняются понятия «добро» и «зло». Добрые поступки совершают добрые люди, а зло всегда наказуемо. В процессе изучения данной темы с детьми говорят о дружбе, справедливости, правдивости, смелости.
3 Тема: Вежливые и ласковые слова. Организационные формы:Знание о вежливых и ласковых словах преподносятся в процессе занятий, дидактических игр, сюжетно-ролевых игр, бесед, чтения художественной литературы, ежедневного общения. Детям необходимо дать знания о вежливых, ласковых оборотах речи, о том, что имя человека может иметь уменьшительно-ласкательную форму.
4 Тема: Правила поведения в детском саду. Организационные формы:Правила поведения в детском саду преподносятся во время занятий, бесед, напоминаний, в процессе разбора каких-либо конкретных ситуаций. Дети должны усвоить, что приходя в детский сад они должны здороваться, уходя – прощаться, что в детском саду нужно внимательно слушать и выполнять указания взрослых, нельзя кричать, капризничать, портить имущество (рисовать на стенах, столах, ломать игрушки, рвать цветы и т. д.); всех взрослых в детском саду нужно называть по имени и отчеству, обращаться на Вы, приветствовать всех работников детского сада, доброжелательно общаться со сверстниками и т. п.
5 Тема: Правила поведения на улице. Организационные формы: Правила поведения на улице изучаются во время специальных занятий, дидактических и сюжетно-ролевых игр, на прогулке, экскурсиях. С детьми изучаются способы обращения к прохожим на лице, к продавцу в магазине, к милиционеру и т. д.
6 Тема: Правила поведения за столом. Организационные формы: Данная тема изучается непосредственно во время приема пищи, в процессе бесед, напоминаний. Закрепление происходит в игровой деятельности.
7 Тема: Ласка и внимание – залог взаимопонимания. Организационные формы: Тема преподносится детям в процессе бесед, ознакомления с художественной литературой, во время дидактических и сюжетно-ролевых игр. Дети усваивают ласковые обороты речи, формы уменьшительно-ласкательного обращения к людям.
8 Тема: Что такое настроение? Организационные формы: Тема рассматривается на занятии. Детям необходимо рассказать о том, что такое настроение, что оно бывает различным и зависит от эмоционального и физического состояния человека на данный момент. Детей знакомят с различными эмоциями (радость, печаль, страх, гнев, плачь, удовольствие, раздражительность и т. д.) и их проявлениями в мимике, жестах, интонации голоса, действиях. Знание детей закрепляется в различных формах детской деятельности: играх, беседах, изобразительной деятельности, чтения художественной литературы и ежедневном общении.
9 Тема: Правила общения. Организационные формы: Тема является продолжением тем № 7, 8 и может изучаться в течение длительного времени: на занятиях, в играх, трудовой деятельности, во время бесед, в процессе ежедневного общения. Изучение данной темы можно разделить на несколько блоков – общение со сверстниками, общение со взрослыми, общение с малышами, общение с незнакомыми людьми и т. д. Важно научить детей способом ведения диалога и беседы, закрепить умение вежливо выражать просьбу, согласие либо отказ, учить использовать в речи ласковые обороты, особенно в общении с малышами. Кроме того, необходимо закрепить умение определять эмоциональное и физическое состояние собеседника и, исходя из этого, строить диалог.
10 Тема: Учимся поздравлять и принимать поздравления. Организационные формы: Во время бесед, сюжетно-ролевых игр «Семья», ежедневного общения необходимо научить детей правилам этикета во время поздравлений людей (взрослых, сверстников) с какими-либо важными событиями жизни: подготовка подарка, поздравительных слов, вручение подарка, произнесение поздравлений. Кроме того, нужно научить детей принимать подарки и произносить ответное слово.
11 Тема: Хорошо, что есть друзья. Организационные формы: Говорить с детьми о дружбе, значение дружеских отношений можно на занятиях, во время бесед, при организации дидактических игр, организации сюжетно-ролевых игр. У детей необходимо выработать стереотип дружеского отношения к товарищам: быть внимательным и отзывчивым к сверстникам, делиться игрушками, защищать от несправедливого отношения. Необходимо также развивать в детях чувство сопереживания, милосердия. Хорошо использовать при изучении данной темы примеры из художественной литературы.
12 Тема: Быть опрятным и аккуратным – очень приятно. Организационные формы: Данная тема изучается в процессе ежедневных бесед, рассматривания иллюстраций, выполнения гигиенических процедур, напоминаний, личного примера взрослых.
13 Тема: Каждой вещи – свое место. Организационные формы: Тема является продолжением предыдущей. Сведения детям даются во время бесед, закрепляются в трудовой и игровой деятельности.
14 Тема: Маму просто обожаю и во всем ей помогаю. Организационные формы: Во время изучения данной темы с детьми проводится беседы «Мои домашние поручения», «Как я дома помогаю маме» и д. р. Детей необходимо на примерах из художественных произведений или поступков сверстников подвести к осознанию необходимости оказания посильной помощи взрослым дома, содержания в порядке своих вещей и игрушек, необходимо также выработать умение убирать за собой после игры, занятий игрушки и другие предметы.
15 Тема: Мы – ребята дружные, добрые, послушные. Организационные формы: Данные две темы являются итоговыми. Закрепляются все правила культурного поведения которые дети изучали. Хорошо вместе с детьми составить «Памятку правил культурного поведения». Итогом изучения правил культурного поведения может стать занятия – беседа, развлечения, театрализованное представление, кукольный спектакль и другие формы работы.
16 Тема: Что такое хорошо и что такое плохо? Организационные формы: Итоговое завнятие.
Тематический план
(старший дошкольный возраст)
1. Тема: Что такое этикет? Организационные формы: Изучение данной темы лучше проводить в процессе специального занятия, на котором дети знакомятся с героями Страны Вежливости – Феей Вежливости и ее помощниками - гномами, а также с Незнайкой-Зазанайкой, которому предстоит учиться этикету. На данном занятии детям даются знания о том, что такое этикет и почему знание этикетных правил так необходимо в жизни людей.
2. Тема: Правила поведения в общественных местах. Знания по правилам поведения в общественных местах даются детям на специальных занятиях, во время проведения дидактических и сюжетно-ролевых игр. Закрепление полученных знаний происходит во время экскурсий, прогулок.
Изучение данной темы можно разделить на несколько блоков:
Поведение в детском саду;
Поведение на улице;
Поведение в общественном транспорте;
Поведение в театре (музее, магазине, кафе).
3. Тема: Поведение за столом. Организационные формы: Во время изучения данной темы закрепляются знания детей о правилах поведения за столом, во время приема пищи – сидеть ровно, разговаривать вполголоса, правильно пережевывать пищу, пользоваться столовыми приборами, салфеткой. При этом использовать в речи, соответственные случаю, формы речевой вежливости.
Кроме того детей необходимо научить правилам сервировки стола, необходимо также дать сведения о разнообразии столовых приборов и их назначении.
Знания детей закрепляются во время выполнения обязанностей дежурных, в процессе сюжетно-ролевых игр, экскурсий в кафе и т. п.
4. Тема: Правила общения. Организационные формы: Данная тема изучается в течение длительного времени: на занятиях и в нерегламентированных видах деятельности, во время бесед, в процессе игр и ежедневного общения.
Изучение данной темы желательно разделить на несколько блоков:
Общение со сверстниками;
Общение со взрослыми;
Общение с пожилыми людьми;
Общение с малышами;
Общение с незнакомыми.
Детей необходимо научить правилам ведения диалога, беседы, формам вежливых оборотов речи, умению выражать просьбу, согласие, отказ, использовать в общении ласковые обороты. Детей также необходимо научить определять эмоциональное и физическое состояние собеседника, учитывать данное состояние во время общения. Неоценимую услугу может оказать в изучении данной темы художественная литература, просмотр детских телепередач.
Полученные знания закрепляются в процессе словесных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, непосредственного общения со взрослыми и сверстниками в течение дня.
5. Тема: Вежливые слова. Организационные формы: Знания по данной теме даются детям в процессе игровой, трудовой деятельности, ежедневном общении. Важно показать детям разнообразие вежливых оборотов речи и их применение в различных ситуациях.
6. Тема: Принимаем гостей. Организационные формы: Тема изучается на занятиях, во время бесед, рассматривания картин, чтения художественной литературы, просмотра детских фильмов и их обсуждения. Детей необходимо научить правилам этикета при приеме гостей в доме: приветствие гостей, приглашение, угощение, ведение беседы, времяпровождение.
7. Тема: Учимся поздравлять и принимать поздравления. Организационные формы: Данная тема является продолжением предыдущей. Более подробно детей знакомят с формами различных поздравлений, составлением поздравительной речи, изготовлением и вручением подарков.
При обучении детей составлению поздравлений научите детей приемам ласковых обращений, составлений пожеланий, возможность использования при этом шуточных выражений.
Необходимо также научить детей принимать поздравления, подарки, говорить ответные слова.
8. Тема: Учимся разговаривать по телефону. Организационные формы: Изучению данной темы лучше посвятить специальные занятия, на которых можно практически познакомить детей с правилами ведения телефонных разговоров.
Детей нужно также научить способам экстренной связи со службами 01, 02 ,03 ,04 ,09, показать, что при общении с данными службами нужно быть очень краткими, сообщать только справочные сведения: фамилию, имя, отчество, домашний адрес, причину вызова и т. д.
Закрепление знаний можно проводить в с/р играх, дидактических играх, во время индивидуальной работы с детьми.
9. Тема: Для чего нужны письма. Организационные формы: Изучение данной темы желательно проводить после того, как дети овладели методикой составления рассказов. После этого с детьми следует поговорить о том, что такое письмо, для чего нужны письма, научить правилам их составления: обращение, приветствие, сообщение, пожелание, заключение. Желательно после сообщения детям необходимых сведений знания закрепляются приемом написания писем кому-либо, например, заболевшему товарищу, детям другой группы, другого детского сада.
10. Тема: О чуткости, отзывчивости и милосердии. Организационные формы: В процессе ежедневных бесед, рассматривания иллюстраций, во время чтения художественной литературы, просмотра телепередач детям необходимо объяснить смысл понятий «чуткость», «отзывчивость», «милосердие». Большую роль в данном случае играют такие приемы работы с детьми, как ежедневные напоминания, положительные отзывы на поступки детей, анализ игровых действий, личный пример педагога.
11. Тема: О дружбе и правилах дружной игры. Организационные формы: Говорить с детьми о дружбе, значении дружеских отношений можно на занятиях, во время бесед, при проведении дидактических игр, во время организации сюжетно-ролевых игр. Желательно использовать при этом примеры художественных произведений, кинофильмов, мультфильмов с последующим обсуждением сюжета. У детей необходимо выработать стереотип дружеского отношения к сверстникам: быть внимательным, отзывчивым, делиться какими-либо личными предметами, защищать друзей от несправедливого отношения. Необходимо также развивать в детях чувство сопереживания и милосердия.
12. Тема: Правила гигиены и для чего они нужны. Организационные формы: Знания по данной теме даются детям, как в процессе специальных занятий, так и в процессе бесед, практических действий. При этом необходимо использовать личный пример, положительный пример сверстников, примеры поступков литературных героев. Главное правило, которое должны усвоить дети – «Гигиена – это здоровье, а о здоровье надо заботиться ежедневно».
13. Тема: Правила обращения с личными вещами. Организационные формы: Правилам обращения с вещами детей учат на протяжении всего периода пребывания в детском саду, поэтому у детей уже имеется определенный запас знаний по данной теме. А научить детей следует следующим правилам:
как, где и в каком виде следует хранить вещи (платья, рубашки, брюки, нижнее белье, предметы гигиены);
как стирать свои вещи;
как погладить ту или иную вещь;
некоторые полезные советы по уходу за вещами, книгами, игрушками.
14. Тема: Каждой вещи – свое место. Организационные формы: Данная тема является продолжением предыдущей. Возможно проведение небольшой беседы на тему, а затем уже применять лишь прием напоминания. Главное выработать у детей привычку «Взял, воспользовался – положи на место».
15. Тема: Помогаем дома маме. Организационные формы: Во время изучения данной темы с детьми проводятся беседы «Мои домашние поручения», «Как я помогаю дома маме», «Домашние субботники» и т. д. Детей необходимо на примерах поступков сверстников подвести к осознанию необходимости оказания посильной помощи взрослым дома, содержания в порядке своих вещей и игрушек, необходимо также выработать умение убирать за собой после игры.
16. Тема: Правила дружной работы. Организационные формы: Беседа на данную тему проводится перед организацией коллективного труда, изготовлением коллективных поделок и других работ. Детей необходимо подвести к осознанию того, что дружная, совместная работа приводит к наилучшим результатам, а результат зависит от вклада каждого участника общего дела. Кроме того детей необходимо научить видеть затруднения товарищей и оказания им посильной своевременной помощи. Выучите с детьми девиз «Один за всех и все за одного».
17. Тема: Буду скоромной я и милой, доброй, ласковой, красивой (для девочек). Беседы на данную тему проводятся отдельно для девочек. Необходимо воспитывать в девочках самые лучшие качества личности: скромность, доброту, ласку. Нужно также учить девочек быть красивыми, опрятными, окружающими. Посвятите несколько мгновений обучению детей умению двигаться. Неоценимую услугу отказывают в этом танцы, танцевальные движения, ритмические упражнения. Желательно посвятить несколько бесед одежде, уделяя внимание подбору цвета, разным стилям и соответствие их обстоятельствам, той или иной деятельности. Кроме того девочек необходимо научить уходу за волосами и созданию причесок.
1-2 беседы можно посвятить подбору аксессуаров.
Закрепляются знания детей в игровой и практической деятельности, развлечениях по типу КВН, «А ну-ка, девочки!».
18. Тема: Буду я как папа смелым, сильным, ловким и умелым (для мальчиков). Организационные формы: Это тема - для мальчиков, будущих защитников Отечества. На примере литературных героев необходимо показать мальчикам личностные качества настоящих мужчин, качества, к которым они должны стремиться – сила, смелость, ловкость, умение защитить, прийти на помощь. Задача педагога – показать мальчикам пути достижения цели, одним из которых является физкультура и спорт
.
19. Тема: О поступках плохих и хороших. Организационные формы:Данной теме лучше посвятить занятие, в котором дети будут высказывать свои мысли о плохих и хороших поступках, давать им объяснения, оценку. При этом желательно нацелить детей на то, чтобы они вспомнили знакомых литературных героев, дали оценку их поступкам и личностным качествам.
20. Тема: Обо всем понемногу. Организационные формы: Это, своего рода, занятие – итог. Его можно провести в форме КВН, развлечения, театрализованного представления и других видов деятельности. Главное то, что дети должны показать свои знания, умения, навыки, все то, чему они научились в течение 2-х лет пребывания в детском саду.
Методические рекомендации
по обучению детей правилам культуры поведения
Занятия по основам этикета.
Главным содержанием занятий по основам современного этикета являются поведенческие правила, подкрепленные этическими и эстетическими нормами. В них можно включать беседы, игры, театрализованные представления, праздничные вечера, встречи с интересными людьми, приглашение родителей, экскурсии, посещение театра, музей, кафе, библиотека и т. п. – все это создает условия для наилучшего усвоения принятого в обществе порядка поведения. Практические упражнения, применяемые в процессе занятий, помогают технически отработать тот или иной поведенческий навык, например, уступить место в транспорте, поблагодарить за подарок, встать из-за стола, произнести комплимент и т. п. Игры в процессе занятий дают возможность интересно и показательно обучить детей; они раскрепощают, снимают состояние неловкости и неуверенности в себе. Чтобы каждый ребенок мог активно участвовать в играх и упражнениях, необходимо проводить занятия с небольшой группой (10-12 человек).
Для активизации деятельности детей можно использовать положительные оценки их участия, награждения призами победителей и проигравших. Утешительные призы снижают эмоциональное переживание от проигрыша и настраивают на дальнейшее участие в конкурсах и состязаниях.
Следует активно вводить детское творчество, используя рисунки, поделки, придуманные детьми сказки и рассказы. Для дошкольника немаловажно значение имеет позитивный конец этикетной сказки, когда поссорившиеся герои помирились, неумехи научились что-то делать, незнайка многое узнал и понял, нарушители исправились.
Для усиления эмоциональной направленности занятий используются литературные, музыкальные и живописные произведения.
В конце занятия следует подвести итог. Дети сами могут сделать необходимые выводы, рассказывая о том, что узнали и как относятся к тому или иному поведенческому правилу. Воспитатель еще раз четко указывает на самое главное, что следует усвоить их занятия.
Для закрепления правила можно рекомендовать простейшие домашние задания: придумать сказку, накрыть праздничный стол, сделать и подарить близким подарки.
Игра - средство формирования у дошкольников представлений и понятий современного этикета.
Игра – одно из наиболее эффективных средств формирования поведения детей. Она является одним из способов познания окружающего мира и дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила. Для этих целей используют самые разнообразные виды игр. Например, в подвижных играх, применяемых в основном для решения задач физического воспитания, дети соревнуются: кто быстрее обежит вокруг детского сада, кто дальше бросит мячик. Однако, встречаются ситуации, когда один бежит и падает, другой спешит победить всех, третий тоже хочет быть первым, но останавливается и спешит на помощь упавшему. Важнейший этический аспект лежит в основе поведения этого малыша. В такой ситуации мы еще раз даем понять ребенку: в основе этикетного поведения лежит нравственное начало.
В играх со строительным материалом, когда дети заняты созиданием архитектурных сооружений (домов, мостов и т. п., также присутствует правила поведения. Воспитатель похвалил строителей. Как он это сделал? Какими словами и интонациями? Какое у него при этом было выражение лица? Рады ли все дети, услышав похвалу своему товарищу? Дети наблюдают за воспитателем каждую минуту, даже когда заняты любимым делом и учатся у него определенному поведению.
Огромную роль для формирования культуры поведения играют театрализованные игры. Например, с детьми готовят постановку сказки «Репа». В ходе ее разбора обращают внимание на правила семейного этикета. Вся семья и домашние животные, и даже маленькая мышка поднялись на одно общее дело – помочь деду-кормильцу вытащить репку. В семье каждый имеет значение, каждый играет свою роль. И сама постановка сказки, и выступление с ней перед детьми и родителями внесут осознание многих правил поведения в общественных местах. Затрагивают правила поведения зрителей в театре. Вспоминаются привила гостевого этикета: в гости пришли родители, их надо принять и развлечь.
Традиционные народные игры хороши не только тем, что ребенок воспринимает исконно русскую речь, получает сведения из истории нашего народа. Он также осознает, что современный этикет базируется на народных обычаях и традициях. Например, игра «Бояре, а мы к вам пришли». Красивый русский текст дает детям сведения, что в прошлом были бояре; во все времена люди ходили в гости и принимали гостей с радостью. Дети играют вместе и дружно, стремятся к победе своей команды, но не обижают и представителей другой. Можно выбирать друга; тогда воспитатель обращает внимание на дружеские отношения между ребятами.
В свободное время проводят сюжетно-ролевые игры. Выбрав, к примеру, профессию врача, обговаривают с детьми правила поведения в поликлинике, в кабинете доктора, в аптеке и т. п. Атрибуты к игре можно сделать самим, и тогда все раз убедятся, что можно сделать поделки и отлично ими играть. Если же поделки принесет воспитательница, то дети поймут: во-первых, она хочет порадовать своих воспитанников, во-вторых, она прекрасная рукодельница и все умеет делать.
Дидактические игры, главная цель которых – развитие ребенка. Они очень хороши при отработке правил и норм этикета. Задания могут быть самые разнообразные: подбери из карточек цветовую гамму своего костюма; составь по картинкам костюм для прогулки, посещения театра, встречи гостей; разложи на полотне карточки с посудой и столовыми приборами для сервировки чайного, обеденного, праздничного стола; выбери на карточках подарок маме, другу, бабушке. Эти игры можно сделать самим, обязательно вкладывая в комплект игры записи о ее содержании, целях и задачах. Это свидетельствуют об осознанном создании и применении игры, а также облегчает другим возможность ее использования.
Большой интерес у дошкольников вызывают настольно-печатные игры. Например, игра-лото «Как мы одеваемся» поможет отработать навыки детей в культуре внешнего вида игра «Настольный телефон», в которой на полотне будут двигаться фишки, а участники отвечать на вопросы, связанные с этикетом телефонного разговора, укрепит приобретенные знания о правилах телефонного общения.
Творческий подход к делу и фантазия воспитателя помогут в разнообразии игровой деятельности детей, в ходе которой они осваивают мир. Роль воспитателя в самой игре может быть различна. В одном случае он подскажет ее сюжет, в другом – будет играть в ней ведущую роль, в третьем – принесет необходимый для нее материал, в четвертом – станет наблюдать за детьми и делать педагогические заметки. Воспитатель и дети – соавторы любой игры. Нельзя забывать о детской самодеятельности и инициативе, надо только направлять их для обучения правильному поведению.
Взаимодействие воспитателя и родителей в воспитании этикетного поведения.
Воспитание поведенческой культуры предполагает совместную работу воспитателя и родителей. Родители, а также бабушки и дедушки могут принимать участие в занятиях, например по темам «Столовый этикет», «Посещение театра или кафе», «Прием гостей» и т. д. Они не только наблюдают за своими детьми, но помогают воспитателю, вооружаются теми правилами, которыми овладевают дети.
Организуя специальные родительские консультации или собрания на этикетные темы, помните, что взрослого человека надо учить осторожно и навязчиво. Цель воспитателя – довести до сознания родителей важность формирования у детей этикетного поведения и необходимость специальных занятий для этого; добиться, чтобы им самим хотелось участвовать в этой работе дома и в дошкольном учреждении; расширить их знания по содержанию современного этикета. Для освоения взрослыми поведенческого порядка, принятого в обществе, порекомендуйте им специальную литературу. Кроме этого, по желанию родителей, можно организовать «Школу молодой семьи» или «Школу этикета», занятия которой будут посещать желающие родители. (Приложение № 1). По окончании данной школы родителям можно выдать дипломы или свидетельства, присвоить звание «Самый культурный родитель» и т. д.
На родительских собраниях важно соблюдать уважение к личности ребенка и его родителя. Нежелательно говорить плохо о ребенке, тем более в присутствии посторонних для него людей. На собраниях лучше давать позитивные оценки, создавая общий положительный настрой, а негативы разбирать при индивидуальной беседе.
Данные формы работы с дошкольниками наиболее эффективны в воспитании культуры поведения. Однако обучение детей правилам современного этикета происходит не только на специально организованных занятиях, но и во всех режимных моментах жизни детского сада: приветствие во время сбора детей и прощание в конце дня, поведение за столом, прогулка по улице, встреча с артистами кукольного театра, праздничное веселье, игры на свежем воздухе и в группе, участие в различных занятиях. Воспитатель, начиная работу, в группе, совместно с детьми формирует определенный поведенческий порядок: внимательно слушать воспитателя и ребят, не перебивать, не мешать другим, не отвлекаться, отвечать четко и понятно, не смеяться над неудачами других, не бояться ошибаться и т. п.
Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого человека, связана с поведенческими правилами, и от правильности поведения зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми.
Литература
1. «Азбука нравственного воспитания». / пособие для учителя /
Под редакцией Каирова И. А. 3 издание. Москва: «Просвещение», 1979 год.
2. Аркше Е. А. «Ребенок в дошкольные годы». Москва: «Просвещение», 1968 год.
3. Богданова О. С., Калинина О. Д. «Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками». Москва: «Просвещение», 1982 год
4. Буре Р. С., Островская Л. Ф. «Воспитатель и дети». Москва: «Просвещение», 1985 год.
5. Дейл Карнеги. «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». Москва: «Знание», 1991 год.
6. Крупская Н. К. «О дошкольном воспитании». Москва: «Просвещение», 1973 год.
Кузнецова Л. В «Гармоничное развитие личности младшего школьника». Москва: «Просвещение», 1988 год.
7. Лавров А. С., Лаврова О. А. «Воспитание чувств».Москва: «Знание», 1968 год.
8. Нечаев, Маркова «Нравственное воспитание в детском саду». Москва:Просвещение», 1987 год.
9. Николаева Т. Н., Илларионов С. И. «Этикет и мы». Издательство: «Советский спорт», 1993 год
10. «Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания». Москва: «Педагогика», 1979 год.
11. «Нравственное воспитание в процессе ознакомления с окружающим миром». Под редакцией Виноградова. Москва: «Просвещение», 1989 год.
12. Островская Л. Ф. «Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников».Москва: «Просвещение», 1987 год.
13. Петерина С. В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста». Москва: «Просвещение», 1986 год.
14. Сафьянов В. И. «Этика общения». Москва: «Знание», 1991 год.
15. Свадковский И. Ф. «Нравственное воспитание». Москва: «Педагогика», 1977 год.
16. Сергеева Д. В. «Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности». Москва: «Просвещение», 1987 год.
17. Титаренко А. И. «Нравственные основы общения». Москва: «Знание» 1979 год
18. «Этические беседы с подростками».Москва: «Просвещение», 1987 год
19. Ягодинский В. Н. «Как себя вести». Москва: «Знание», 1991 год.