Ирина Харланова
Авторская программа «Заниматика» разработанная по Колесниковой Е. В «Математические ступеньки»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Важное значение в познавательном развитии детей имеет формирование элементарных математических представлений. Целью элементарной математики является формирование основ интеллектуальной культуры личности, приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношения предметов и явлений окружающего мира. Формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектах окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Публикация «Авторская программа „Заниматика“ разработанная по Колесниковой Е, В „Математические ступеньки“» размещена в разделах
К четырехлетнему возрасту при успешном освоении программы у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. Изучение математики уже в дошкольном возрасте ведет к развитию логического мышления, ориентирует детей на понимание связей и отношений. Основой познания является сенсорное развитие, приобретаемое посредством опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления-образы предметов, их свойств, отношений.
Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста дает не только непосредственный практический результат (навыки счета, выполнение элементарных математических операций, но и широкий развивающий аспект.
Основой для разработки рабочей программы стали :
• Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
• «Математические ступеньки» Колесниковой Е. В.
• Основная общеобразовательная программа МАДОУ детского сада №56;
• СанПиН 2.4.1.3049 – 13 от 15.05.2013г.
Количество непосредственно образовательной деятельности за год - 32, в неделю – 1 раз во второй половине дня. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 3-4лет - 15минут. Срок реализации с октября по май.
Цель программы : Формировать элементарные математические представления у детей 3-4 лет, прививать интерес к математике, развивать математические способности.
Задачи:
- развить потребность активно мыслить;
- создавать условия не только для получения знаний, умений и навыков, но и развития математических способностей;
- приобретать знания о множестве, числе, величине, пространстве и времени как основах математического развития дошкольников;
- развивать логическое мышление;
- формировать инициативность и самостоятельность;
- обеспечивать вариативность и разнообразие содержания Программы и организационных форм её усвоения;
- учить применять полученные знания в разных видах деятельности (игре, общении и т. д.);
- формировать и развивать приемы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, моделирование, конструктивные умения (плоскостное моделирование);
- формировать простейшие графические умения и навыки;
- обеспечивать повышение компетентности педагогов, родителей в вопросах математического развития ребенка.
Принципы организации работы кружка
1. Принцип системности и регулярности проведения занятий
2. Принцип наглядности (наличие демонстрационного материала) и доступности подаваемого материала для детей данной возрастной категории
3. Принцип подачи материала от «простого к сложному»
4. Принцип преемственности (структура занятий от года к году однотипна, но подаваемый материал задания усложняется, требования к качеству выполнения работы повышается)
5. Принцип равномерного распределения нагрузки, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка, не допуская переутомления.
Методы работы
1. Наглядные,
2. Словесные,
3. Практические,
4. Игровые.
Форма работы кружка: тематическая совместная деятельность детей и педагога
Ожидаемые результаты освоения программы :
Ребенок умеет:
Количество и счет
- сравнить количество предметов, различать, где один предмет, где много, выражать результаты определения в речи;
- устанавливать равенство и неравенство групп предметов;
- понимать и использовать в речи слова: столько-сколько, поровну, больше, меньше;
- понимать значение вопроса «Сколько» и правильно отвечать на него;
- называть числительные по порядку в пределах 5, относить последнее числительное ко всей перечитанной группе предметов;
- согласовывать в роде, числе, падеже числительное с существительным;
- решать логические задачи на основе зрительно-воспринимаемой информации.
Геометрические фигуры
- приемам обследования зрительно-двигательным путем;
- видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.
Величина
- сравнить предметы различных и одинаковых размеров по величине, высоте, ширине, толщине;
- выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.
Ориентировка во времени
- различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь;
- различать и правильно называть времена года: осень, зима, весна, лето.
Ориентировка в пространстве
- различать правую и левую руку, раскладывать и считать счетный материал правой рукой слева направо;
- обозначать словами положение предмета относительно себя: налево, направо, вперед, назад.
Логические задачи
- решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, на анализ и синтез.
Ожидаемые результаты обучения:
Развитие элементарных математических представлений
• Группировать предметы по цвету, форме, величине.
• Составлять группы из однородных предметов и выделять один предмет из группы.
• Находить в окружающей обстановке один и много одинаковых предметов.
• Сравнивать два контрастных по величине предмета, используя приемы наложения, приложения их друг к другу; показывать, какой из предметов длинный — короткий, широкий — узкий, высокий — низкий.
• Различать круг и квадрат, предметы, имеющие углы и круглую форму.
Работа с родителями: родительские собрания, консультации, анкетирование, размещение наглядной информации.
Месяц Тема Задачи
Октябрь
Утро. Большой и маленький. Один и много. Познакомить с частью суток — утро. Учить правильно употреблять этот термин в речи; учить сравнивать знакомые предметы по величине (большой—маленький, учить сравнивать совокупности предметов, различать, где один предмет, а где много.
«Найди такую же фигуру». Знакомство детей с логическими блоками Дьенеша, выделение знакомых признаков (цвет, форма)
«Что забыл нарисовать художник» Тренировать мелкую мускулатуру пальцев, развитее зрительных и пространственных представлений, формировать правильный захват руки. Развивать творческое воображение, речь.
День. Круг. Число 1. Познакомить с числом 1; познакомить с геометрической фигурой — круг;
обводить круг по точкам, понимать, что круги могут быть разного размера;
познакомить с частью суток — день, учить правильно употреблять этот термин в речи.
Ноябрь
Вечер. Высокий — низкий; большой — маленький. Один и много. Познакомить с частью суток — вечер. Учить правильно употреблять этот термин в речи; учить сравнивать знакомые предметы по величине (высокий — низкий, закрепить понятия «большой» и «маленький», умение соотносить предметы по величине; продолжать учить определять, где один предмет, а где много, выражать результаты определения в речи.
«Чудесный мешочек» Упражнять в тактильном восприятии формы.
Закрепление: число 1. Круг. Ночь.
Продолжать учить сравнивать совокупности предметов, различать где один предмет, где много; познакомить с частью суток — ночь. Учить правильно употреблять этот термин в речи; учить видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрической фигуры — круг; упражнять в рисовании предметов округлой формы.
«Что лишнее» Упражнять детей характеризовать фигуры по одному (по размеру) или нескольким признакам (по размеру и цвету или по размеру и форме).
Декабрь
Число 2. Слева, справа, на, под. Толстый, тонкий. Познакомить с числом 2; учить различать и называть пространственные направления от себя: слева, справа, на, под; учить сравнивать знакомые предметы по величине: толстый — тонкий.
«Заселим домики» Учить классифицировать предметы по цвету. Содействовать развитию внимания.
Закрепление: число 2. Треугольник.
Продолжать знакомить с числом 2; познакомить с геометрической фигурой — треугольник; учить обследовать форму осязательно-двигательным путем; учить рисовать треугольники по точкам.
«Второй ряд» Продолжать развивать умение сравнивать предметы по цвету, понимать слова «разные», «одинаковые». Развивать пространственные представления.
Ярварь
Число 3. Большая, поменьше, маленькая. Треугольник. Познакомить с числом 3; учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе предметов; учить сравнивать знакомые предметы по величине (большая, поменьше, маленькая); — учить видеть в форме предметов геометрические фигуры
«Золушка»
(Тарелка с горохом и фасолью. Большая тарелка, маленькая тарелочка.) Учить устанавливать равенство количества предметов (больше, меньше).
Закрепление: число 3. Слева, справа, наверху. Закрепление: большой, поменьше, маленький. Продолжать знакомить с числом 3; учить различать равенство по количеству предметов, выражая результаты определения в речи: поровну, столько же, сколько; продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине, обозначать словами соответствующие параметры (большой, поменьше, маленький); продолжать учить различать и называть пространственные направления от себя (слева, справа, вверху, внизу, посередине);
Февраль
Сравнение чисел 2 и 3. Большой, поменьше, маленький.
Учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражать результаты определения в речи; продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине: большой, поменьше, самый маленький; учить изображать предметы разной величины;
«Угостим зайку»
Учить устанавливать равенство количества предметов.
Число 4. Квадрат. Зима. Познакомить с числом 4; учить называть числительное по порядку, относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; познакомить с геометрической фигурой квадрат; учить обследовать квадрат осязательно-зрительным путем, рисовать квадраты по точкам; различать и называть время года — зима.
Март
Закрепление: число 4. Квадрат.
Продолжать знакомить с числом 4; учить называть числительные по порядку, указывая на предметы, выражать результаты счета в речи; учить относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; учить видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрических фигур;
«Найди и назови» Закреплять умение быстро находить геометрические фигуры определенного цвета, формы.
Сравнение чисел 3 и 4.
Прямоугольник. Учить различать равенство и неравенство групп предметов, выражая результаты определения в речи; учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; учить относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; познакомить с геометрической фигурой прямоугольник; учить обследовать форму осязательно-двигательным и зрительным путем
«Запомни узор» Закреплять умение различать цвет, форму. Развивать у детей наблюдательность, внимание, память.
Апрель
.Число 5. Закрепление: большой, поменьше, самый маленький. Весна. Познакомить с числом 5; продолжать учить называть числительные по порядку, указывая на предметы; продолжать учить относить последнее числительное ко всей пересчитанной группе; различать и называть время года — весна; продолжать учить сравнивать знакомые предметы по величине, определять и соотносить предметы контрастных размеров
«Назови соседей» Закреплять умение описывать геометрическую фигуру определенного цвета, формы.
Закрепление: число 5. Утро, день, вечер, ночь Закреплять навыки счета в пределах пяти; закреплять умение различать и называть части суток: утро, день, вечер, ночь; закрепить умение выделять в предметах признаки сходства и объединять их по этому признаку.
«Собери гусеницу»
(Крышки с цифрами)
Учить расставлять числа в прямом порядке до пяти.
Май
Сравнение чисел 4 и 5. Овал Учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражая результаты сравнения в речи; познакомить с геометрической фигурой — овал; учить обследовать овал осязательно-двигательным путем, рисовать овал по точкам;
Играем с палочками.
Учит составлять геометрические фигуры из палочек. Развитие фантазии, воображения.
Времена года. Закрепление: овал. Закрепление: слева, справа. Закреплять умение различать и называть времена года (осень, зима, весна, лето); учить видеть форму предметов, соотносить ее с названиями геометрических фигур: овал, круг; закреплять умение различать и называть пространственные направления от себя (влево, вправо).
Веселые коробочки Учить объединять предметы по трем признакам (цвет, форма, размер).