Юлия Войтенко
Программа по лепке для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №96 г. Иркутска»
Авторская программа по лепке для детей средней группы
в образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».
Выполнила: воспитатель средней
группы №11 «Колокольчик»
МБДОУ№96 Войтенко Ю. С.
2023г
I. Целевой раздел
Пояснительная записка
Публикация «Программа по лепке для детей средней группы» размещена в разделах
Авторская программа по лепке для детей средней группы составлена в соответствии с ФГОС ДО, с основной образовательной программой дошкольного образования МДОУ «Детский сад №96 г. Иркутска» по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».
Образовательная деятельность в программе основывается на партнерских отношениях взрослого и ребенка, рациональном, научно обоснованном построении образовательного процесса и предметно-пространственной среды, реальном взаимодействии семьи и детского сада и ряде других взаимосвязанных методов, позволяющих воплотить идеи Федерального государственного образовательного стандарта на практике.
Программа рассчитана на проведение непрерывной образовательной деятельностей 8 часов в год (2раза в месяц). Длительность одного НОД - 20 минут.
Сопутствующие формы образовательной деятельности:
• Совместная деятельность педагога с детьми – беседы общие и индивидуальные, рассматривание различных иллюстраций, макетов, муляжей.
• Групповая и индивидуальная работа.
• Выставки работ.
Цель программы :
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, развитие эстетических чувств, творческих способностей, интереса к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Задачи программы :
• Продолжать развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, образное эстетическое восприятие, образные представления,желание экспериментировать,
• Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.
• Продолжать развивать коллективное творчество.
• Продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенствовать умение лепить из глины, пластилина, солёного теста.
• Закреплять приемы лепки,
• Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета.
• Учить приемам вдавливания для получения полой формы.
• Познакомить с приемами использования стеков.
• Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.
• Закреплять приемы аккуратной лепки.
Новизна и актуальность:
Новизна программы заключается в том, что в основу положено использование разнообразных нетрадиционных техник, что позволяет ребенку в увлекательной форме развивать и совершенствовать свои способности, обеспечивает ситуацию успеха в разных видах деятельности, требующих проявления творческих способностей.
Отличительная особенность программы заключается в том, что программа учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности каждого ребенка. Программой предусмотрено применение информационно-коммуникативных технологий. Для дошкольников первична не информация, а отношение к ней, поэтому программа предполагает использование методов, способных сделать процесс и способ познания привлекательным, способным вызывать радость и положительные эмоции, изменить структуру мироощущения посредством проблемного подхода и поисково-исследовательской деятельности, позволяющей выразить эмоции и другие содержания психики.
В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.
Приринципы организации художественно-эстетическй деятельности
• принцип научной обоснованности и практической применимости;
• критерии полноты, необходимости и достаточности;
• принцип единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
• принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• комплексно - тематический принцип построения образовательного процесса;
• предусматривание решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со специ• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
фикой дошкольного образования;
• принцип построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
Современные образовательные технологии
• Личностно-ориентированная технология
• Информационно-комуникационные технологии
• Технологии проектной деятельности
• Технология исследовательской деятельности
• Игровая технология
• Технологии предметно – развивающей среды
Планируемые результаты освоения программы детьми компонента образовательной деятельности
К концу года дети знают:
• особенности материалов для лепки;
• основные формы и величины предметов.
К концу года дети умеют:
• передавать в лепке предметы цилиндрической, круглой, овальной формы;
• сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки;
• вдавливать середины шара, цилиндра для получения полой формы.
• создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную
композицию.
II Содержательный раздел
Тематический план работы с детьми
№
Тема НОД Количество
НОД В том числе
практических НОД
Сентябрь "Ветка рябины", "Осенняя листва" 2 2
Октябрь "Осенний натюрморт", " Бусы, браслеты для игрушек" 2 2
Ноябрь "Палка, палка, огречик. ", "Макет площадки" 2 2
Декабрь "Открытка для мамочки", "Сувенир к НГ (бык)" 2 2
Январь "Зимняя сказка", "Снегирь" 2 2
Февраль "Мы слепили снеговиков", "Открытка для папы" 2 2
Март "Для любимой мамочки слепим мы подарочек","Любимый мульт герой"(смешарики)" 2 2
Апрель "Дымковская игрушка","Верба" 2 2
Май " Голубь мира","Рыбка" 2 2
Июнь "Одуванчики", " ромашки" 2 2
Июль "Улитка", "гусеница" 2 2
Август "Зайчики выскочили на полянку, чтобы пощипать зеленую травку","Птички прилетели на кормушку и клюют зернышки" 2 2
Итого 24 24
Взаимодействие с родителями
Основные цели и задачи:
• изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
• знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
III Организационный отдел
Общий объём учебной нагрузки
Максимально допустимый объем нагрузки в первой половине дня для детей в возрасте 4 – 5 лет продолжительность НОД не более 20 минут. Итого 8 часов НОД в год.
Методы, приёмы и формы организации образовательного процесса
При обучении используются основные методы организации и осуществления учебнопознавательной работы, такие как словесные (беседа, рассказ, ситуативный разговор, наглядные, практические, методы проблемного обучения (при выполнении практических работ, объяснительноиллюстративный. Выбор методов (способов) обучения зависит от психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи. Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения технологии выполнения заданий, изделий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы. Важными условиями творческого самовыражения учащихся выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора. Учащимся предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная). Дидактические игры, пальчиковые игры, игровое упражнение, решение проблемных ситуаций, создание предметов для личного пользования, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др., узоров в работах народных мастеров и произведениях декоративно-прикладного искусства, иллюстраций, произведений искусства, репродукций с произведений живописи и книжной графики, организация выставок работ народных мастеров и произведений декоративно-прикладного искусства.
Предметно развивающая среда
Лепка является частью всей воспитательно-образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми другими ее направлениями: ознакомлением с окружающим миром, социальными явлениями, природой во всем ее многообразии; ознакомлением с разными видами искусства, как классического, современного, так и народного, включая литературу, а так же разнообразными видами деятельности детей.
Для развития детского творчества большое значение имеет эстетическое оформление занятий, продуманный подбор материалов для занятий, наглядных пособий, картин, игрушек, предметов и т. п.
Особое значение имеет эмоциональное благополучие детей в процессе занятий, создаваемое интересным для них содержанием, доброжелательным отношением педагогов к каждому ребенку, формированием у него уверенности в своих возможностях, уважительным отношением взрослых к результатам детской художественной деятельности, использованием их работ в оформлении групповой и других помещений детского учреждения, воспитанием у детей положительного доброжелательного отношения друг к другу и т. п.
В основе развития любых способностей детей дошкольного возраста лежит опыт непосредственного познания предметов и явлений. Необходимо развивать все виды восприятия, включать в процесс освоения формы и величины предметов, их частей, поочередные движения кистей обеих рук (или пальцев, чтобы образ движения рук закреплялся и на его основе ребенок впоследствии создавал изображения; формировались обобщенные способы действия и черты творчества. Этот опыт следует постоянно обогащать, развивать, формируя образные представления об уже знакомых предметах.
На всех занятиях важно развивать активность и самостоятельность детей. Следует побуждать воспитанников вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт ребят, что похожее они уже, лепили, как они это делали; вызывать ребенка для показа остальным, как можно изобразить тот или иной предмет.
Произведения живописи (репродукции) : натюрморты и его виды, пейзаж и его виды, открытки, музыкальные произведения, произведения народного искусства народная игрушка «Дымковская барышня», народная игрушка «Дымковский петушок», народная игрушка «Дымковские кони». Цветная бумага и картон, белый картон, альбом для рисования, бархатная бумага, пластилин, глина, стеки, фартуки для детей, доски для лепки. Стразы, бусины, перья, ватные палочки для творчества, природные материалы (шишки, веточки, иголки, листочки,камешки, песок разной фракции).
Учебно – наглядные пособия:
1. Веточка рябины
2. Репродукции осенних пейзажей
3. Муляжи овощей
4. Веточка вербы
5. Игрушечная птичка
6. Игрушечные зайцы (большой и маленький)
7. Дымковские игрушки
8. Репродукции зимних пейзажей
9. Открытки с изображением роз.
10. Игрушечные птички.
11. Мультфильм "Смешарики"
Реализация компонента МДОУ
При составлении рабочей программы учитывался компонент МДОУ в соответствии с направлением работы по воспитанию у детей потребности у детей в здоровом образе жизни. В НОД включены физкультминутки, гимнастика для снятия зрительного напряжения и пальчиковая гимнастика.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей
«Социально-коммуникативное развитие»
формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности;
формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности.
«Речевое развитие»
использование музыкальных и художественных произведений для обогащения содержания области «Художественно – эстетическое развитие».
«Познавательное развитие» формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире;
развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми); использование художественных произведений для формирования целостной картины мира.
Заключение
Нетрадиционная лепка - как один из видов изобразительной деятельности несёт огромные возможности для развития личности ребёнка. Задача педагога, зная и грамотно используя эти возможности, построить учебный процесс с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей.
Творческое начало заложено в каждом ребенке, и важно искать способы его раскрытия. Важным моментом поддержания интереса ребенка к занятиям является также его творческая активность. Ребенка должен увлекать сам процесс овладения тем или иным навыком. Поэтому перед ним надо ставить посильные, ясные цели и задачи, обязательно фиксировать достигнутое, а затем предлагать новые задачи.
Реализация программы показала, что занятия лепкой помогают раскрыть творческий потенциал ребенка, его индивидуальные способности, способствуют всестороннему развитию личности, благотворно влияют на его психику. Дети начинают стремиться к познанию самих себя и окружающего их мира.
Список используемой литературы литературы
для педагога
1. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Животные и птицы. - М. : Издательство «Скрипторий
2003», 2017. – 88 с.
2. Антипова М. А., Рубцова Е. С. Соленое тесто. Украшения и подарки. Лучшая книга для
начинающих. – Ростов н/ Д: Владис: М. : РИПОЛ классик, 2000. – 448 с.
3. Зимина Н. В. Шедевры из соленого теста. – М. : ООО ТД «Издательство Мир книги», 2010. –
192 с.
4. Воробьева И. С. 50 идей как удержать ребенка на месте. М. : Олма пресс 2007. – 336 с.
5. Давыдова Г. Н. «Пластилинография» Детский дизайн. - М. : Издательство «Скрипторий 2003»,
2007. – 88 с.
6. Уруитаева О. С. Психология дошкольника. – М. : Мозайка-синтез 2012. – 159 с.
7. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста.
Учебное пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2008. – 80 с.
Список литературы для учащихся и их родителей
1. Марья Новацкая. Пластилиновый зоопарк. Как слепить любую зверюшку за 15 минут. – СПб.
Питер, 2013. – 64 с.
2. Антонова М. Р. «Лепим, клеим, вырезаем…». - М. : Эксмо, 2006 г. – 128 с.
Интернет-ресурсы
1. https://students-library.com/library/read/53950-sposoby-i-priemy-lepki-raznyh-predmetov-vzavisimosti-ot-osobennostej-razvitia-detej
2. https://moluch.ru/archive/181/46645/