Екатерина Зюликова
Программа «Мой родной край» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Оглавление
Оглавление --- 2
Пояснительная записка --- 3
Основные цели программы --- 4
Содержание программы «Мой родной край»--- 5
1 раздел «Дом, в котором я живу» (семья, детский сад)--- 5
2 раздел «Село, в котором я живу»--- 5
3 раздел «Природа родного края» --- 5
4 раздел «Мое многонациональное село» --- 6
Ожидаемый результат реализации программы --- 6
Примерное тематическое планирование --- 7
Взаимодействие с родителями в процессе реализации программы--- 8
Публикация «Программа „Мой родной край“ в старшей группе» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Примерный план взаимодействия с родителями --- 9
Материально-техническое сопровождение и информационные источники--- 10
Приложение 1
• Уровни сформированности знаний о родном крае для детей 5-6 лет --- 12
• Контрольные задания для определения уровня
сформированности знаний о родном крае у детей 5-6 лет--- 13
Приложение 2 Глоссарий ---16
Пояснительная записка
Приоритетным направлением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ №1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года) является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства с учетом этнокультурной ситуации развития детей.
Практика показывает, что изучение родного края имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников. В развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.
Современные дети недостаточно знакомы с народными традициями, с особенностями родного края, своего поселка, страны. Они часто бывают равнодушны к близким людям, к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.
Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, свое село, нам нужно знакомить их и показывать окружающий мир с привлекательной стороны. Но никакие знания педагога не дадут положительного эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой поселок, свой народ и беречь окружающую природу. В воспитании все должно основываться на личном примере взрослых: педагогов и родителей, на партнерском взаимодействии взрослого и ребенка.
Для успешной реализации программы «Мой родной край» необходимо создание таких психолого-педагогических условий, как уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях; использование в деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям; построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей к взрослым и друг к другу.
Задача взрослых – как можно раньше побудить в детях любовь к ближнему, к родному краю, его природе и животному миру, воспитывать уважение к отчему дому, детскому саду, родной улице, поселку.
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по гражданско-патриотическому воспитанию и социально-коммуникативной адаптации детей к будущей жизни в условиях дошкольной образовательной организации. Результатом освоения данной программы является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое наследие своего села, района, области и России в целом.
Программа «Мой родной край» разработана на основе требований ФГОС дошкольного образования к части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом пяти образовательных областей стандарта (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) и предназначена для работы с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.
Цель программы – развитие у дошкольников социально-личностной культуры средствами приобщения их к культурному наследию родного села и рядом прилежащая территории, знакомство с жизнью и бытом народа, характерными нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды, разнообразием природного мира.
Программа направлена на решение таких задач, как объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; как формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
Для реализации программы используются разнообразные формы работы – экскурсии, наблюдения, изучение природных и общественных явлений, чтение художественных произведений поэтов и писателей; посещение выставок, рассматривание картин местных художников, экспонатов местных музеев, встречи и общение с известными людьми и т. д.
В процессе различных видов деятельности у детей возникает потребность участвовать в делах на благо окружающих людей, живой природы, осознавать себя частью малой Родины.
Количество групповой специально организованной совместной деятельности взрослого и дошкольников (занятий) составляет для детей 5-7 лет 50 занятий в год.
Программа реализуется в процессе как специально организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности ребенка. Часть материалов изучается и закрепляется интегрировано в процессе реализации базовой части основой образовательной программы детского сада.
Длительность каждого специально организованного образовательного процесса соответствует требованиям СанПиНа и составляет 25-35 минут для старших дошкольников.
Материалы программы «Мой родной край» изучаются в течение всего дня пребывания ребенка в детском саду: утренний, вечерний отрезки времени — индивидуально; прогулка, вторая половина дня — коллективно. Каждая тема модуля интегрировано проходит в работе с детьми в течение целого дня. В зависимости от сложности материала и формы работы, тема может изучаться от 1 до 3 дней.
Социальные партнеры:
• сельский краеведческий музей
• сельская библиотека
• детская школа искусств
• школа, ДЮСШ,
• администрация сельского поселения
• дом культуры
• музыкальная школа
• ледовая арена «Олимп»
Основные цели программы
Цели:
• формирование у дошкольников чувства любви к родному краю, гражданской позиции жителя своего села, Шербакульского района, Омской области - своей малой Родины;
• элементарное знакомство детей с историей своего села, поселка, с социально-значимыми объектами населенного пункта, приобщение к культуре и традициям своего народа;
• уточнение представления о растительном и животном мире родного края, о спортивных достижениях и видах спорта, приоритетных в селе, районе, области;
• знакомство дошкольников с замечательными людьми сельского труда, творчества и спорта, проживающими в селе;
• обогащение активного и пассивного словаря дошкольников терминами исторического и национального многообразия предметного окружения.
Содержание программы «Мой край родной»
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа, средний возраст (4-5 лет, средняя группа, старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа).
Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.
1 раздел «Дом, в котором я живу» (семья, детский сад).
2 раздел «Село, в котором я живу».
3 раздел «Природа родного края».
4 раздел «Замечательные люди труда, творчества и спорта».
1 раздел «Дом, в котором я живу» (семья, детский сад).
Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. Здесь ребенок должен научиться жить в коллективе, дружить с товарищами, уважать их. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.
Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.
Задачи:
Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.
Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.
Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
Познакомить детей с историей детского сада.
2 раздел «Село, в котором я живу».
Дети получают сведения о родном селе/поселке, об истории его возникновения, его достопримечательностях, промышленности/сельском хозяйстве, видах транспорта, зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, спорта, знаменитых земляках, защитников Отечества.
Цель: формирование представления об исторических корнях малой Родины. Рассказать детям о достопримечательностях, о социально-экономической значимости села, района. Воспитание уважения к людям труда, культуры и спорта, героям Великой Отечественной Войны, к защитникам нашего Отечества.
3 раздел «Природа родного края».
Любовь к родному краю – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада, затем сведения о природе родного края : о водоемах и их обитателях, о растениях и лекарственных травах, о животном мире. У детей необходимо формировать эстетическое восприятие красоты окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно. Основной задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения села, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.
Задачи:
Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.
Расширять представления о природных богатствах села/ поселка: растительном и животном мире; полезных ископаемых.
Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению.
4 раздел «Мое многонациональное село».
Екатеринославский край населяют люди многих национальностей. Это - русские, немцы, казахи, украинцы, и т. д. В этом разделе у детей формируются представления о том, что наше село, наш район и вся Россия – многонациональны, имеют самобытные, равноправные культуры.
У детей формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей малой родине, к своей стране, к ее культуре. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям своего народа. Дети знакомятся с праздниками и обрядами, народно-прикладным искусством. Педагоги формируют у детей общее представление о культуре народов своего села, ее богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость.
Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в селе и культуре, которую они представляют.
Задачи:
Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов района, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.
Ожидаемый результат реализации программы
Наличие у детей знаний об истории возникновения села, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного села, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.
Дети должны знать:
5–6 лет.
Краткие сведения об истории села, области.
Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
Знать герб, флаг Омской области и своего села.
Иметь представление о Президенте, Правительстве России. Знать и уметь рассказать о своих земляках: войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ, ветеранах Афганской войны.
Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде, языке и т. д. ; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т. д.
Иметь представление о достижениях земляков – спортсменов, о произведениях искусства местных поэтов и художников.
Знать и выполнять правила безопасности поведения в природе и на улице села.
Иметь элементарные представления об охране природы, окружающего мира.
Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
https://cloud.mail.ru/public/2Z1b/AAg4k5kTb