Юлия Романовская
Программа для детей от четырех до семи «Творческая каморка»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторская программа для детей от четырех до семи
«Творческая каморка»
Актуальность использования творческих занятий
Как медиков, так и психологов, волнует прогрессирующее ухудшение здоровья детей. На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4 %. Рождение здорового ребенка стало редкостью, растет число недоношенных детей, число врожденных аномалий, число детей с речевыми расстройствами. Причин роста патологии множество. Это и плохая экология, и несбалансированное питание, информационные и нейропсихические перегрузки, и снижение двигательной активности.
Публикация «Программа для детей от четырех до семи „Творческая каморка“» размещена в разделах
В условиях кризиса, трансформации ценностей, роста интенсивности жизни, повышения требований социума к образованности личности, увеличения количества стрессогенных факторов - гуманистическая педагогика призвана усилить внимание к проблеме психологического комфорта, эмоционального благополучия дошкольника, создания условий для поддержки его психического здоровья. Распространение так называемых болезней цивилизации (основные из которых психосоматические, связанные с длительным эмоциональным напряжением – страхами, нереализованностью, боязни не отвечать требованиям, тоской, обидами, конкурентностью) и увеличение количества невротичных детей актуализирует потребность усилить внимание к такому аспекту психологической деятельности, как сохранение душевного состояния дошкольника через творческий аспект.
Потребность в творческом самовыражении составляет одну из основных потребностей детского организма, являясь условием его нормального
формирования и развития. Во время творческих занятий у ребенка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Творчество при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором, а также средством всестороннего гармонического развития ребенка. Психолог может пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость
На данный момент существует множество нетрадиционных методик,
позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед психологом. Это:
фитотерапия, литеротерапия, шоугун-терапия, аромотерапия, музыкотерапия,
арттерапия, сказкотерапия и др. Но эффективность нововведений зависит от
знания методики, систематичности и рациональности ее использования.
За основу для написаний авторской программы “ Творческая каморка” была взята программа Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой «Креативная терапия».
Новизна программы состоит в том, что творчество используется не как элемент, а как целостная система грамотно подобранных методик.
Занятия по программе “ Творческая каморка” строятся по такому принципу: знакомство с творчеством, пропускается через все каналы восприятия информации, то есть, аудиальную, визуальную, кинестетическую, телесную.
Например, аудиальный канал – детям показывают пиктограммы и картинки. Визуальный канал – слушают музыку, проговаривают воспоминания вслух из своего прошлого опыта, слушают сказочные истории и остальных детей. Кинестетический канал – рисуют, показывают чувства руками, ногами, телодвижением.
Таким образом, программа предполагает развитие творческой личности, способной применить свои знания и умения в различных ситуациях.
Ценность занятий по программе “ Творческая каморка” состоит в том, что благодаря гармоничному развитию, дети расширяют круг осознаваемых чувств, они начинают глубже понимать себя и окружающих людей, им становится легче наладить дружеские отношения внутри коллектива сверстников.
Основываясь на выше сказанное, я считаю, чтобы помочь ребенку выразить себя и научиться управлять собой, необходимо развивать у детей творческую, эмоционально-волевую, коммуникативную и ценностную сферу, через программу “ Творческая каморка”.
Цель программы : развивать творческую, коммуникативную, эмоционально-волевую и ценностную сферы детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих людей;
2. Дать представление о способах выражения собственных чувств, желаний (мимика, жесты, поза, слова);
3. Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.
4. Обогатить ценностную сферу.
5. Формировать коммуникативные навыки.
Принципы:
1. Не навязывайте себя никому, в том числе и детям, с которыми вы хотите заниматься. Если по каким-то причинам детям не понравилось занятие, значит, отложите его до лучших времен, и попробуйте понять, что вы сделали не так.
2. Остановитесь – если не знаете, как воздействовать. В процессе занятий с детьми могут возникнуть трудности, устранить которые сразу не получается.
3. Исключите свои отрицательные эмоции на момент ваших занятий с ними.
4. Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми. Помните, что вы взрослый, потому что ведете занятие, во всем остальном вы такой же участник, как дети. Вы так же ползаете с ними по полу, показываете различные эмоции, рисуете. Вы – образец того свободного творческого поведения, которому невольно подражают и к которому тянутся дети.
5. Не фиксируйте внимание на неудачах, не делайте замечаний, даже если вы искренне желаете в этот момент что-то исправить, кому-то помочь, кого-то больше подбодрить. Избыток вашего внимания или отрицательная оценка способны нарушить эмоциональное благополучие ребенка, а значит – навредить ему.
6. Давайте качественные оценки, если не можете удержаться от них. На занятиях не бывает правильных и неправильных действий, здесь у всех все получается, все проявляют себя, как могут и как хотят, не боясь заслужить порицание, осуждение.
7. Не сравнивайте детей с кем-либо в невыгодном свете, не ставьте никого в пример. Помните, что здесь главное - не результативные достижения, а внутренняя свобода, эмоциональное благополучие.
8. Используйте разные формы несловесной поддержки ребенку – улыбку, поглаживание по голове, обнимание за плечи и т д.
Приемы и средства:
В процессе групповой и индивидуальной работы с детьми используются приемы, содержание которых отвечает задачам программы.
На занятиях работа идет параллельно по четырем основным направлениям, которые предложены Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д.
Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавать свои и чужие достоинства и недостатки.
Инструментальное направление требует формирования у ребенка умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, т. е. формирования личностной рефлексии.
Потребностно-мотивационное направление заключается в формировании умения находить в трудных ситуациях силы внутри себя, принимать ответственность за собственную жизнь, умения делать выбор, в формировании потребности в самоизменении и личностном росте.
Развивающее направление предполагает для дошкольников адекватное ролевое развитие, а также формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения.
Данные направления помогают заложить основу рефлексии и самоизменения, и личностного роста.
Методические средства:
Ролевые игры, которые основываются на понимании себя и других
Психогимнастические игры, основывающиеся на теоретических положениях социально- психологического тренинга.
Релаксационные методы - использование упражнений, основанных на методе активной нервно-мышечной релаксации.
Использование эмоционально-символических методов - групповое обсуждение различных чувств; направленное рисование, т. е. рисование на определенные темы.
Коммуникативные упражнении, при которых происходит тренировка способностей невербального воздействия детей друг на друга.
Игры, направленные на развитие воображения: вербальные игры, невербальные игры, “мысленные картинки”.