Татьяна Порывкина
Оздоровительная игра «Кубик йога»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использование игрового стретчинга в оздоровительной гимнастике после сна»
«До тех пор, пока позвоночник гибкий – человек молод, но как только исчезнет гибкость – человек стареет»
Индийские йоги
Введение
Проблема здоровья подрастающего поколения дошкольников — одна из важнейших в жизни современного общества. Как добиться того, чтобы ребенок был здоров, что нужно делать для этого, какие меры принять?
В решении этого вопроса педагоги должны привлекать детей к активному образу, жизни, помогать развивать у них позитивное отношение к здоровой жизни.
Темочки:
Ребенок в дошкольном возрасте должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движениях, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни.
В настоящее время для развития интереса к спорту появилось много новых методик проведения физкультурных занятий. наше внимание привлекла методика игрового стретчинга. Занятия физкультурой можно превратить в увлекательную игру-сказку, где дети становятся персонажами. Ведь игра — ведущий вид деятельности дошкольника.
Что такое стретчинг?
Стретчинг (от английского «stretching» — растягивание) — это особые упражнения, направленные на развитие гибкости всего тела.
Stretch означает – поддерживать мышцу в состоянии растяжения, в течение от 10 до 30 секунд.
Игровой стретчинг - это специально подобранные упражнения на растяжку мышц,проводимые с детьми в игровой форме.
В течение нескольких лет работы, проводя мониторинг развития физической подготовленности детей подготовительных групп, заметили небольшой процент развития такого качества как гибкость.
Например: в 2016-2017 г. г. высокий уровень развития гибкости не превысил и 9%, а низкий уровень понизился всего на 4 %.
Так как в программе ДОУ по физическому воспитанию предложено мало упражнений на гибкость, решили провести эксперимент, используя игровой стретчинг в оздоровительной гимнастике после сна. В результате мониторинга развития гибкости у дошкольников 2017-2018 г. г., проследили эффективность таких упражнений. Высокий уровень развития гибкости увеличился на 17%, а низкий уровень уменьшился на 19%
Целью нашего эксперимента стало сохранение и укрепление здоровья воспитанников через инновационную технологию «игрового стретчинга».
Задачи:
1. Оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия).
2. Совершенствовать физические способности: гибкость, выносливость, скоростные, силовые и координационные способности, развивать мышечную силу, подвижность в различных суставах.
3. Развивать психические функции: внимание, память, воображение, умственные способности.
4. Развивать и функционально совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистую и нервную системы организма.
5. Создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей.
6. Воспитывать умение эмоционального выражения, закрепощенности и творчества в движениях.
7. Создавать условия для благотворного влияния музыки на психосоматическую сферу ребенка
Основные принципы организации гимнастики
• Принцип научности.
• Принцип систематичности - Регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений, усложнения техники их выполнения.
• Принцип постепенности - Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности детей.
• Принцип индивидуальности - Учет особенностей возраста, состояния здоровья каждого ребенка.
• Принцип наглядности — Показ физических упражнений, образный рассказ.
• Принцип сознательности и активности предполагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, понимание пользы выполнения упражнения, потребность их выполнять.
«Оздоровительная гимнастика после дневного сна с использованием игрового стретчинга»
Гимнастика проводится 2 раза в неделю после сна в сопровождении определенных музыкальных отрывков.
Оздоровительная гимнастика проходит в виде игры-сказки. Дети изображают различные предметы и животных, придумывают сюжет сказки и выполняют упражнения.
Длительность гимнастики: 15-20 минут
Структура оздоровительной гимнастики
Как в любом физкультурном занятии выделяются три части: вводная, основная и заключительная.
В каждой части оздоровительной гимнастики звучит отличительная музыка.
Музыка – один из главных возбудителей эмоций человека, под ее влиянием активизируются физиологические и психологические функции человека:
1. Вводная часть: осуществляется организация детей, сосредоточение их внимания, установка на эмоциональный и психологический настрой. В первой части ставиться задача подготовить организм ребёнка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в последующей части занятия.
Гимнастика начинается с приветствия: «Физкульт! Привет!»
Выполняется комплекс упражнений, направленных на профилактику плоскостопия:
В первой части гимнастики выполняется ходьба на носках, пятках, на внешней стороны стопы, в приседе, полу приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам.
Бег – лёгкий, ритмичный, Прыжковые движения –различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп, поскоки.
Длительность вводной части: 3-5 мин.
2. Основная часть гимнастики выполняется под спокойную, мелодичную, классическую музыку и инструментальную музыку, которая играет фоном.
Проводится комплекс упражнений игрового стретчинга.
Каждый сюжетный комплекс выполняется от 2 недель до месяца.
На 1 – знакомство детей с новыми движениями, закрепление уже известных. На 2 – совершенствование и точность выполнения упражнений.
На 3 - на основе предложенных упражнений предлагается вариант сказки.
На 4 - зная все упражнения, дети сочинят свою сказку.
Длительность основной части: 10-13 мин.
Этими упражнениями можно начинать заниматься с ребенком уже с 3-4 лет. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз (в зависимости от возраста). Разучивая новые упражнения, дети выполняют их на вдохе и выдохе. Каждое упражнение игрового стретчинга имеет свое название и воздействует на определенные группы мышц.
Комплекс упражнений игрового стретчинга оздоровительной гимнастики воздействует на разные группы мышц.
Например:
1. «Деревце» - упражнение на растягивание позвоночника вверх;
2. «Солнышко» - упражнение на боковое растягивание;
3. «Гора» - упражнение на формирование правильной осанки и укрепление мышц спины и живота;
4. «Мельница» - упражнение на скручивание;
5. «Коробочка» - упражнение на растягивание в наклоне назад.
3. Заключительная часть гимнастики: восстановление организма после физических нагрузок.
Пальчиковая и дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика служит для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук.
В конце гимнастики традиционно проговариваем слова: «Здоровье в порядке? Спасибо зарядке!» В завершении гимнастики традиционные аплодисменты!
Продолжительность: 1-2 мин.
Оздоровительная гимнастика после сна один раз в неделю не принесет эффекта!
Упражнения на растяжку полезно выполнять не менее 2-3 раз в неделю. Выполнение упражнений на растяжку улучшают осанку, мышцы уплотняются и становятся сильнее.
В своей работе использовалось методическое пособие Е. В. Сулим «Занятия по физкультуре в детском саду. Игровой стретчинг для дошкольников» - Москва,: ТЦ Сфера, 2017 год.