Галина Булычева
Обучение по адаптированной общеобразовательной программе с созданием условий для детей с ограниченными возможностями
▼ Скачать + Заказать документы
Авторская методическая разработка
Обучение по адаптированной общеобразовательной программе с созданием условий для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психологического развития.
Булычева Галина Ивановна
Учитель – дефектолог
ГБДОУ детский сад № 68
I. Пояснительная записка.
1. Актуальность программы.
Темочки:
Задания представленные в данной программе направлены на развитие познавательных процессов детей, а так же для развития воли, эмоций, формирование характера, что в дальнейшем влияет на всю дошкольную и школьную деятельность. Не менее важным является необходимость развития и совершенствования всех психических процессов. Данные задания сгруппированы с учётом их основной направленности.
2. Цель и задачи программы.
Цель программы – коррекция задержки психического развития, направленная на формирование познавательных процессов, необходимых для дальнейшей адаптации ребёнка в самостоятельной жизни. Для улучшения результата необходимо учитывать индивидуальные способности ребёнка.
Задачи данной программы :
- развитие речи на основе ознакомления с окружающим;
- сенсорное восприятие, развитие элементарных математических представлений;
- развитие психических процессов;
- развитие мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, абстракция);
- коррекция эмоционально-личностных проблем;
- развитие моторики.
3. Адресат.
Занятия проводятся с детьми, имеющими различные формы задержки психического развития:
- неуспевающие дети
- малоспособные дети
- дети с нарушением анализаторов
- дети с ММД
- дети с поздними травмами
- дети с ревматическим поражением ЦНС
- дети с эпилепсией
- дети с лёгкой степенью дебильности
- дети с шизофреническим синдромом.
4. Форма проведения занятий.
Занятия проводятся в форме подгрупповых и индивидуальных занятий.
Продолжительность занятия 30-40 минут, в зависимости от индивидуальных способностей ребёнка.
Курс занятий рассчитан на один учебный год.
5. Содержание курса коррекционно-развивающих занятий.
Занятия осуществляются по тематическому принципу и предусматривают развитие неречевых психических процессов, общей и мелкой моторики, а так же развитие речи на основе ознакомления с окружающим В ходе занятия решаются общеразвивающие и коррекционные задачи, идёт развитие двигательной, конструктивной и мыслительной деятельности.
6. Основные разделы:
1) Развитие психических процессов
2) Развитие познавательных процессов
3) Сенсорное восприятие. Счёт.
4) Развитие моторики
5) Развитие речи на основе ознакомления с окружающим
II Тематический план.
Тематический план прилагается.
Сетка занятий на сентябрь
IV неделя
Лексическая тема: «Осень»
1 занятие 2 занятие
Развитие мыслительной деятельности и конструктивный праксис 1. Сообщить сведения о живой и неживой природе
2. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Цель: учить исключать предмет из ряда, объяснять свой выбор.
Материал: предметные картинки
3. Дидактическая игра «Сложи картинку».
Цель: учить составлять целое из частей
Материал: разрезные картинки
1. Анализирующее наблюдение осени.
Цель: учить детей анализировать, рассуждать об осени.
Материал: конспект занятия, сюжетная картина «Осень»
2. Дидактическая игра «Бывает – не бывает».
Цель: развитие вербально-логического мышления
Материал: лексическая тема «Осень»
3. Выложить из палочек цифру «1».
Материал: счётные палочки
Коррекция психических процессов 1. Игра в мяч «Лови – не лови» (живое – неживое).
Цель: развитие концентрации и распределения внимания
Материал: список слов.
2. Дидактическая игра «Чего не стало?» (3-4 предмета).
Цель: развитие произвольного внимания и зрительной памяти.
Материал: предметные картинки по лексической теме
1. Заучивание по мнемотаблице стихотворения М. Авдеева «Разноцветный парк»
Цель: развитие слуховой памяти.
Материал: мнемотаблица
2. Мнемотаблица «Осень» (из 4(6) клеток).
Цель: развитие процесса запоминания
Материал: мнемотаблица
РЭМП и сенсорная коррекция 1. Учить сравнивать группы предметов (до 5) путём наложения. Уточнить понятия: больше, меньше, столько же, поровну.
Материал: карточки из пособия «Малыши считают», счётный раздаточный материал.
2. Дидактическая игра «Что где?».
Цель: уточнить пространственные понятия: спереди, сзади.
Материал: игрушки
3. Дидактические игры: «Раскрась все кружки», «Найди предметы, имеющие круглую форму».
Цель: закрепить представление о геометрической фигуре «круг»
Материал: карточки с заданиями, различные предметы.
1. Дидактическая игра «Сделай так, как я скажу».
Цель: восприятие числа «1» с помощью различных анализаторов.
Материал: колокольчик, карандаши
2. Обводка цифры «1» по контуру
Материал: трафареты цифр
3. Дидактическая игра «Бусы».
Цель: закрепить представление о цветах (желтом, красном, синем, зеленом, уточнить пространственные представления (перед, после, за)
Материал: дидактическая игра