Светлана Плотникова
Театр, как форма работы с детми младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Волшебный край!» - так назвал
театр великий русский поэт А. С. Пушкин.
чувства великого поэта разделяют и взрослые
и дети, соприкоснувшиеся с этим
удивительным видом искусства.
Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка.
Публикация «Театр, как форма работы с детми младшего возраста» размещена в разделах
В своей деятельности с малышами я часто применяю элементы русского народного фольклора. Это разыгрывание народных песенок, потешек, небольших сказок. Основа развлечения для детей первой и второй младшей группы – игра. Поэтому в свободной деятельности часто подбирается и обыгрывается сюжет, доступный пониманию детей. Это знакомые сказки, сюжет которых подталкивает детей к участию в действии. С большим интересом дети участвуют в инсценировании. В играх-инсценировках, как в настоящем театральном искусстве, дети с помощью выразительных средств (интонация, мимика, жест, походка) могут перевоплощаться в конкретные образы.
Еще одна форма моей работы с детьми младшего возраста – проведение вечеров-сказок, досугов. Целью их является обогащение дошкольников радостными впечатлениями. Задачи досугов и вечеров – эмоциональное развитие детей, воспитание у них навыков общения со взрослыми и сверстниками.
Детям младшего дошкольного и даже раннего возраста интересны игры с куклами, инсценировки. Детям нравится выражать свои эмоции в образно-двигательных импровизациях под музыку.
Театрализованная деятельность может пронизывать все режимные моменты:
- включаться во все занятия
- в совместной деятельности детей и взрослых в свободное время.
Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу студий и кружков : инсценировки, драматизации, спектакли. Можно внести в содержание праздников и развлечений.
Яркие впечатления, оставленные театрализованной игрой взрослого и ребенка, разовьют дальнейшие творческие качества детей.
«Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам» писал С. Я. Рубинштейн. Такая речь включает в себя интонацию, лексику, мимику и жесты.
Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания как в обычном разговоре, так и не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывает театрализованная деятельность.
Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль ставит маленького актёра перед необходимостью четко, ясно, понятно изъясняться.
К сожалению, в нашем мире, насыщенном информацией и стрессами дети познают культуру речи значительно позднее. Существует много аспектов, но для малышей именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.
Исследование Г. А. Волковой убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи.
Это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая своей отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Так как театрализация тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т. д., необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна.