Алла Валерьевна Лиховидова
Лэпбук как инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Лэпбук как инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
Одним из важнейших направлений в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда ДОУ является взаимодействие с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса, результативности коррекционно-развивающей работы и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и развития собственного ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и интеллектуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую. Всё это не приносит позитивных результатов. Важнейшими предпосылками для повышения эффективности коррекционно-педагогического воздействия на дошкольников, имеющих речевые нарушения, является формирование у родителей мотивированного отношения к коррекционному процессу и активное включение в него. Ведь положительный результат может быть достигнут в единстве образовательного пространства, где родители – не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса. Как же заинтересовать родителей в совместной работе?
Публикация «Лэпбук как инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
В условиях реализации ФГОС учителю-логопеду приходится искать новые формы работы с дошкольниками и их родителями, которые соответствуют требованиям и целям обучения. Выбор методов и приемов определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей, их речевыми и психофизиологическими особенностями. Как же сделать так, чтобы пройденный материал остался в памяти ребенка, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, которые получил на занятиях или дома с родителями по определенной теме, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои познания в данном вопросе? Перед учителем-логопедом стояла задача научить воспитанника и его родителей находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества разнообразных источников. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, эмоционально окрашено. Одним из способов достижения этой цели образования возникла необходимость во внедрении нового пособия ЛЭПБУК.
Не ставя под сомнение эффективность традиционных форм работы с семьей (родительские собрания, беседы, консультации и др., в логопедической практике хорошо зарекомендовала себя такая инновационная форма, как создание ЛЭПБУКА для повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей с ОНР в условиях логопедической группы.
В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов в любой форме и на любую тему.
Лэпбук – это самостоятельно изготовленная папка родителями и ребенком по рекомендациям учителя-логопеда, в котором по возможности, стараниям и желаниям собран дидактический материал по пройденной лексической или фонетической теме. Лэпбук напоминает папку-передвижку из советского прошлого, только более универсален (есть несколько вариантов использования каждой его части, информативен, что способствует развитию творчества, воображения, обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с речевым материалом, является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства. Его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Лэпбук позволяет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем поможет быстро освежить в памяти пройденные темы. А также:
- уточнить имеющийся словарь;
- активизировать и обогатить словарь через обучение различным способам словообразования;
- формировать и расширять значения слов (существительных, глаголов, прилагательных, наречий);
- развивать функцию словоизменения;
- сформировать лексико-грамматическую сторону речи и др.
У детей с ОНР страдает процесс накопления, отбора слов и оперирования ими в речевой деятельности, словарь хаотичен, не организован. Все это ведет к резкому снижению памяти, внимания, восприятия, познавательных процессов. Решение данных проблем – одна из задач использования лэпбука в коррекционно-речевой работе.
Проведённая работа с лэпбуками в группе для детей с ОНР, внесла много положительных моментов в общее и речевое развитие воспитанников:
1. Объединила детей, родителей и детей, педагогов и детей, педагогов и родителей, то есть была социально направлена.
2. Дети (конечно же, вместе с родителями) научились находить информацию самостоятельно, то есть учились учиться.
3. У всех детей развивалось творческое мышление, любознательность, находчивость, воображение, моторика, пространственная ориентировка, что тесно связано с развитием речи.
4. Все игры в лэпбуках способствовали обогащению словарного запаса, расширению представлений детей об окружающем мире, развитию фразовой речи, закреплению поставленных звуков в речи.
Данный материал в виде папок - лэпбуков по развитию всех компонентов речевой системы может быть полезен:
родителям и детям, как отличный способ закрепления пройденного;
воспитанникам в различных игровых ситуациях после изучения лексических тем;
педагогам ДОУ, учителям-логопедам при постановке и автоматизации звуков, развитии функций фонематического анализа и синтеза, слоговой структуры слов, формировании грамматических категорий и развитии связной речи.
Литература
1. Никитенко А. В. Развитие связной диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи посредством словесно-логических игр [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 70-75.
2. Ельцова О. М. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду/ О. М. Ельцова, Н. Н. Горбаческая, А. Н. Терехова – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.-192с
3. Кузеванова О. В. Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О. В. Кузеванова, Т. А. Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6
4. Д. А. Гатовская «Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС», Научный журнал «Молодой учёный» Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015.
5. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Устранение общего недоразвития речи детей дошкольного возраста».
М., АЙРИСС ПРЕСС, 2005
6. С. А. Миронова «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». М. 2007.