Татьяна Богомолова
Автоматизация произношения звука [р] на материале лексической темы «Одежда»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация произношения звука [Р] на материале лексической темы «Одежда»
Цель – автоматизация произношения звука [р] на материале лексической темы «Одежда».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. активизировать словарь детей по теме «Одежда» ( предметный: платье, сарфан, рубашка, шорты, рукав, воротничок, карман; глагольный: носить, стирать, выбирать, покупать, утюжить, сушить, закрепить обобщающее понятие;
Публикация «Автоматизация произношения звука [р] на материале лексической темы „Одежда“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Одежда, обувь, головные уборы
- Темочки
2. упражнять в образовании имен прилагательных от существительных (шерстяной, шелковый, ситцевый);
3. обогащать словарь детей названиями профессий (модельер, закройщик, швея);
4. уточнить артикуляцию звука Р.
Коррекционно-развивающие:
1. развивать умение определять наличие звука в слове;
2. развивать связную речь методом распространения простого предложения;
3. развивать мелкую моторику;
4. способствовать развитию умственных способностей через двигательные упражнения.
Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к одежде.
Оборудование: дидактическая игра «Шкаф», компьютерная презентация, мяч, карточки «Рубашки для Ромы», перчатки для каждого ребенка.
Ход занятия
Организационный этап (вступительная беседа, сообщение темы)
Л: Сегодня к нам на занятие пришел мальчик Рома. Ему нужно помочь навести порядок в шкафу. А что обычно люди хранят в шкафу?
Д: книги, вещи, одежду.
Л: В этом шкафу лежит одежда. И мы сегодня поговорим об одежде.
Основная часть
Артикуляционная гимнастика.
Упражнения «Маляр», «Лошадка», «Барабанщик».
Уточнение артикуляции звука р.
Роме нравится носить ту одежду, в названиях которых есть первый звук его имени. Назови этот звук?
Д: Рома начинается на звук Р.
Л: Расскажите, как правильно произносить этот звук?
Д: Губы в любом положении, язык поднят в форме чашечки и дрожит в потоке воздуха.
Л: Покажите, как вы произносите звук р.
Д: Р.
Автоматизация произношения звука Р
Л: В шкафу у Ромы есть перчатки, он предлагает вам их надеть и пропеть с ним песенку: ра-ро-ру-ры.
Дети повторяют цепочку, иллюстрируя ручным сопровождением. Ра-открытая ладонь, ро- пальцы в кружок, ру- тятут пальцы вперед, ры – собирают пальцы в кулак.
Л: Молодцы!
Автоматизация звука Р в словах
Л: Поможем Роме сложить вещи в шкаф, нужно найти предметы одежды со звуком Р.
Д: Рубашка, куртка, шарф, шорты, свитер. (Дети берут картинки со словами на столе и нужные убирают в шкаф).
Л: Скажите, какую одежду носят летом?
Д: Сарафан, майку, рубашку, шорты.
Л: Какая одежда подойдет для зимы?
Д: Куртка, свитер, теплые брюки.
Упражнение «Из чего какой»
Л: Одежду изготавливают из разных материалов. Поиграем в игру «Из чего какой». Кому брошу мяч, тот скажет из шерсти одежда …Какая?
Д: шерстяная.
…из шелка какая? – шелковая,
…из ситца какая? – ситцевая,
…из хлопка какая? – хлопковая,
…из джинса какая? – джинсовая.
Упражнение «Подбери действие»
Л: Подумайте, какие действия делают с одеждой.
Д: Носят, стирают, утюжат, укладывают, сушат.
Пальчиковая гимнастика
Л: когда одежда становится грязной, ее нужно стирать. Встаньте рядом со стульчиками, разучим стишок.
Мылом мылю я носки,
Крепко трутся кулачки,
Полоскаю ловко
И повешу на веревку.
Знакомство с профессиями.
Л: Создание одежды – это долгий и трудоемкий процесс. Много людей трудятся, чтобы сшить только одно платье или брюки. На экране вы видите людей разных профессий. Придумывает одежду – модельер, выкраивает детали из ткани – закройщик, а шьет ее – швея. (Дети повторяют названия профессий).
Упражнение в распространении предложений.
Л: Ребята, а вам хочется порадовать Рому и подарить ему какую-нибудь одежду?
Посмотрите на магнитную доску и подумайте, что понравится Роме?
Рубашка или футболка? – Роме понравится рубашка.
Серая или синяя рубашка? – Роме понравится серая рубашка.
Серая рубашка в горошек или в полоску? -Роме понравится серая рубашка в горошек.
Серая рубашка в горошек с черным или зеленым воротником? Роме понравится серая рубашка в горошек с черным воротником.
У вас на столе лежат папки. В них материалы, из которых можно сделать модель такой рубашки из бумаги. Откройте папки и соберите рубашку.
Дети самостоятельно работают.
Л: Чтобы эти рубашки у Ромы и ваша одежда тоже всегда оставались как новые нужно заботиться о ней. Расскажите, а как вы ухаживаете за одеждой?
Д: Нужно аккуратно складывать, стирать, не пачкать, подворачивать рукава, когда моешь руки.
Кинезиологическое упражнение
Л: Предлагаю поиграть: одной рукой изобразим, как вращается барабан стиральной машины, а другой – утюжим белье, хлопок в ладоши, меняем движения для рук на противоположное.
Рефлексия
Как одним словом называется все, что мы носим?
Д: одежда.
Какой звук помог вам выбрать одежду для Ромы?
Д: звук Р.
учитель-логопед
Богомолова Т. Ю.