Получи документы

Ава-терапия, формирование навыков и коррекция проблемного поведения детей с аутизмом

Екатерина Курманова
Ава-терапия, формирование навыков и коррекция проблемного поведения детей с аутизмом
▼ Скачать +Заказ

АBA-терапия – это прежде всего прикладная наука, в центре внимания которой, как мы видим уже из названия, находится поведение человека. Прикладной анализ поведения имеет множество применений, но большая часть АBA-специалистов работают в области формирования навыков и коррекции проблемного поведения людей с аутизмом.

В чем главный принцип работы в АBA-терапии?

Публикация «Ава-терапия, формирование навыков и коррекция проблемного поведения детей с аутизмом» размещена в разделах

Мы сосредоточены на том, что ребенок он делает и чего он не делает, то есть на его поведении, которое мы можем наблюдать. Что он делает такого, что мешает ему пойти в детский сад? Например, пинает сверстников ногами. Это мешает ему находиться в детском саду.

Или чего ребенок не умеет делать для того, чтобы с удовольствием гулять на площадке? Например, не может ждать своей очереди на горке, толкает других детей. Это мешает прогулке и приносит дополнительные огорчения родителям ребенка.

Итак, АBA-терапия – это обучение навыкам, относящихся к множеству областей: поведение в обществе, коммуникация с другими людьми, навыки самообслуживания, учебное поведение, навыки, необходимые для самостоятельной жизни, вплоть до навыков поиска работы и небольшого ремонта в квартире.

ABA терапия представляет собой смесь психологических и образовательных методов, которые подбираются в соответствии с потребностями каждого отдельного ребёнка, чтобы изменить его поведение. Целью терапии является расширение речевых навыков, игры, социализации и уменьшение нежелательного поведения.

ABA терапия помогает установить лучший контакт глаз, способствует обучению, развитию речи детей с аутизмом и спонтанной имитации. Наконец дети приобретают способность и желание учиться. У многих детей уменьшается или проходит полностью самоагрессия, самостимуляция (стереотипии) и ритуальность в поведении.

Аутизм

Что мы обязательно учитываем?

Мы обязательно работаем с запросом семьи, нам очень важно, чтобы жизнь и ребенка и его семьи становилась лучше.

Какое количество терапевтических часов даст наиболее желаемый результат?

Ранее Ловаас (1987, пионер ПАП в обучении детей с РАС, оперируя данными, утверждал: марафон в сорок часов в неделю в течение двух лет однозначно результативнее того же вмешательства, ограничивающегося десятью часами. Более того, около половины участников из выборки Ловааса сравнялись с нормотипичными сверстниками в части общения, интеллектуального развития и самообслуживания. В эти сорок часов входили непосредственно занятия в структурированной среде под наблюдением обученного персонала. В остальное время приветствовалось участие родителей.

На практике мы понимаем, что даже 20 часов в неделю заниматься в клинике ребенок, как правило, не имеет возможности. Поэтому мы интегрируем основы прикладного анализа поведения практически в каждое занятие по нейрокоррекции, комплексной лого-дефектологической коррекции, адаптивной физической культуры.

Очевидно, что ребенку с РАС необходима не только коррекция поведения (что является целью АВА-терапии, но и развитие речи, бытовых навыков, развитие когнитивных функций и моторики. При развитии же моторного контроля по последним научным данным у детей снижается количество стереотипных движений, таким образом, мы видим, что все функции ребенка взаимосвязаны, и необходимо работать не только с поведением, а с поведением в комплексе со всеми другими нарушенными функциями. Поведение же, прежде всего, корректируется при помощи обучения основам АВА-терапии родителями.

Необходимость того или иного формата вмешательства определяется задачами. Затруднено ли развитие, в принципе? Отстает ли ребенок в конкретной области? Или родителей беспокоит какие-то точечные проблемы?

Комплексная терапия

Мы имеем дело с обширным набором сложных целей (научиться говорить, в том числе) и характерна для вмешательства на ранних этапах развития ребенка. Здесь определенно действует зависимость: чем раньше, тем лучше. Этот вариант предполагает от 25 до 40 часов занятий еженедельно в рамках общего комплекса программа занятий для ребенка. Факторы, влияющие на интенсивность и длительность вмешательства

1) Исходные данные ребенка, выявляемые в ходе наблюдения и тестирования. Среди них: уровень текущего развития, степень сотрудничества со взрослым, наличие преград для обучения, скорость и прочность освоения новых навыков, утомляемость, умение адаптироваться к изменениям и другие. Например, учебная нагрузка для ребенка двух лет будет отличаться от таковой для пятилетнего ученика.

2) Поставленные задачи. Одно дело научить ребенка почти с нуля свободно общаться с окружающими, другое формулировать свои просьбы более вежливо. Например, в исследовании 2017 года авторы (Linstead, Dixon et al.) выяснили, что речевые и академические навыки наиболее чувствительны к количеству часов и требуют соответствующих временных вложений.

3) Профессионализм команды, от которого напрямую зависит правильность подбора целей и методов, соответствующие согласованные изменения в среде, своевременность коррекции программы и проведения работы над закреплением и обобщением навыков

4) Ресурсы и готовность семьи активно включиться в процесс и его поддерживать. Это, пожалуй, определяющее условие, при недостаточности которого сложно наладить продуктивную командную работу.

Как проводится диагностика и занятия?

Для определения уровня развития ребенка с целью дальнейшей коррекции поведения и развития навыков проводится комплексная лого-дефектологическая диагностика, в результате которой дается письменное заключения, и специалист, который использует методы АВА-терапии, понимает цели и задачи коррекции. Проводя первично комплексную диагностику, мы сразу определяем функциональные возможности ребенка и можем определить не только маршрут занятий по коррекции поведения, но и логопедический и дефектологический маршрут.

В нашей практике бывает так, что все другие специалисты на нейропсихологической или дефектологической диагностике выявляют нарушения поведения у ребенка, которые на данном этапе не дадут эффективно проводить работу по развитию речи или когнитивных функций. Если это нарушение связано только с нежелательным поведением, нет диагноза аутизм, и нет необходимости длительных занятий именно методами АВА, то по решению консилиума специалистов программа, обычно рассчитанная на 3-6 месяцев, может не составляться, дополнительная диагностика не проводится. С данной проблемой специалист работает на основании проведенных диагностик по индивидуальной программе коррекции поведения. Параллельно с этими занятиями могут начинаться занятия логопедом, дефектологом, ЛФК и АФК, эрготерапией, нейропсихологом, с учетом рекомендаций АВА-специалиста.

В этом случае отчеты, предусмотренные требованиями классической АВА-терапии не составляются, так как не проводилась диагностика, и занятия носят комплексный характер (применяются методы не только АВА, но и другие психологические и дефектологические методики, подбираемые каждому ребенку индивидуально).

Занятия по коррекции поведения помогут детям :

снизить частоту проявления нежелательного поведения

улучшить познавательные способности и мышление

научиться опорным навыкам, без которых невозможен дальнейший процесс обучения ( к ним относятся: имитация, инициатива, саморегуляция, расширение списка мотивационных стимулов (за что ребёнок будет готов выполнять задания)

развить интерес к новым игрушкам и взаимодействию со взрослым.

сформировать базовые навыки для обучения

скорректировать нежелательное поведение

быстрее осваивать новые навыки.

В комплекс занятий с детьми аутизмом также входят занятия ЛФК, логопедическая и нейропсихологическая коррекция, а также вспомогательные процедуры ТКМП, БАК, занятия на тренажерах с биологической обратной связью.

Публикации по теме:

Формы и методы работы с детьми и формирование элементарных навыков безопасного поведения на воде в зимний период «Формы и методы работы с детьми и формирование элементарных навыков безопасного поведения на воде в зимний период» Задача взрослых состоит.

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей с ОВЗ Работая в детском доме-интернате для умственно отсталых детей понимаешь, что овладение культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания.

Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Шепель М. В., Смирнова О. М. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Формирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогахФормирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах Формирование у школьников навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах реализуется путем решения следующих задач: • усвоение.

Картотека «Игры с правилами по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для детей 5–8 лет» 1.«Постовой – регулировщик» Задачи: закреплять у детей знания правил дорожного движения; учить пояснять ситуацию, в которой применяется.

Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Игровая терапия поможет детям лучше понять окружающий мир,прочувствовать отношения между взрослыми и сверстниками,увидеть мир совершенно.

Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы ПРОГРАММА Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения младших подростков в условиях общеобразовательной школы Программа рассчитана.

Воспитание у детей навыков безопасного поведения на дорогеВоспитание у детей навыков безопасного поведения на дороге То, что среди всех участников дорожного движения самый подвижный и непредсказуемый – это ребёнок, является неоспоримым фактом. Привить детям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ава-терапия, формирование навыков и коррекция проблемного поведения детей с аутизмом
Опубликовано: 11 марта 2024 в 15:36
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ава-терапия, формирование навыков и коррекция проблемного поведения детей с аутизмом» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Курманова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД