Галина Фольмер
Аутизм: что могут сделать родители, чтобы помочь своему ребенку?
▼ Скачать + Заказать документы
Детский аутизм — это врожденное заболевание. Факт его возникновения не может быть следствием таких внешних причин, как, например, социальный или культурный уровень семьи. Детский аутизм или как сейчас еще называют — расстройства аутистического спектра (РАС) сегодня встречается у каждого 88-го ребенка. Решающую роль играет биологический фактор, который определяет рождение такого ребенка. Конечно, есть внешние обстоятельства, которые при прочих равных условиях провоцируют появление симптомов этого расстройства — тяжелая вирусная инфекция, в некоторых случаях даже резкая смена семейной обстановки, например, внезапная разлука с матерью, госпитализация ребенка в больницу и другое. Часто ребенок-аутист – первенец в семье, и родители еще не знают, как должен развиваться ребенок. Впоследствии они вспоминают, что не раз задумывались над тем, почему их ребенок развивался не как другие дети, но все же серьезных отклонений не подозревали. Поэтому этот день — 2 апреля — как раз призывает к тому, чтобы взрослые внимательнее присматривались к ребенку вообще и как можно раньше замечали любые аномалии в его развитии. А уж аутизм это или какое-то другое заболевание – это должен решать врач. Что касается лечения, то полностью излечить его невозможно, и придется принять то, что в течение всей жизни ребенок будет особенным, непохожим на всех других. Не было еще такого случая, чтобы тот самый классический аутизм заканчивался полной адаптацией в социуме, даже если ребенок на каком-то этапе смог овладеть профессией. Хоть и считается, что с возрастом диагноз «аутизм» ребенку пересматривать нельзя, но большинство собственно «аутистических» черт со временем самостоятельно исчезают. И уже в 6-7 лет на первый план выходят другие проблемы, связанные с поведением, недоразвитием абстрактных понятий, недопониманием контекста общения, т. е. чисто интеллектуальные трудности. В дальнейшем родителям нужно будет адаптировать ребенка к жизни с тем, что есть, включая особенные требования к процессу обучения. Дома также следует соблюдать специальную систему правил.
Публикация «Аутизм: что могут сделать родители, чтобы помочь своему ребенку?» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Маме и папе нужно помнить, что ребенок с аутизмом, как и любой другой – это индивидуальность, поэтому обучение нужно строить, учитывая общие рекомендации, а также имея в виду специфические реакции ребенка. Прежде всего, нужно соблюдать режим, поскольку дети-аутисты очень болезненно воспринимают любые действия, которые выходят за рамки привычных. Заниматься с детьми нужно ежедневно, только регулярность может принести результаты. Начинайте с 5 минут, постепенно доведите время занятий до 2-3 часов в день с небольшими перерывами.
Крайне важно научить ребенка слову «стоп», ведь он может не замечать подстерегающих его опасностей – например, может переходить улицу прямо перед машиной или притрагиваться к горячим предметам. Если малыш будет знать слово «стоп», вы можете уберечь его от многих травм. Не стоит избегать общества других детей, ребенок может посещать садик, проводя в группе хотя бы 2-3 часа в день. Очень важно отвлекать малыша от бессмысленных, стереотипных движений, например, с помощью танцев или прыжков на месте. Как можно больше беседуйте с ребенком, даже если он остается безучастным, маме и папе необходимо иметь в виду, что их кроха нуждается в общении даже больше других деток. Не забывайте о том, что любой человек нуждаются в уединении, в том числе и дети с аутизмом. Поэтому нужно сделать для малыша какой-нибудь «тайный» уголок, где ему никто не будет мешать. Дети с аутизмом часто любят кататься на качелях, это увлечение поможет развить вестибулярный аппарат ребенка. Соблюдайте осторожность в общении ребенка с домашними питомцами, поскольку дети-аутисты по отношению к животным могут быть настроены агрессивно. Прежде чем завести домашнего любимца, подарите крохе мягкую игрушку. Желательно посещать с ребенком различные центры для детей-аутистов, чтобы получить информацию о новых методиках лечения болезни и коррекции поведения. Обязательно найдите хорошего врача-психиатра, который будет отслеживать особенности ребенка и динамику развития. Также необходимо правильно подобрать медикаментозную терапию. Часто малыши с аутизмом имеют скрытую пищевую аллергию, исключив из рациона аллерген, вы можете добиться значительных улучшений в поведении ребенка. Также дети с аутизмом могут иметь недостаток цинка и избыток меди, поэтому рекомендуется периодически исследовать кровь ребенка, чтобы определить уровень минералов.
Единого метода лечения аутизма у детей на сегодняшний день нет, большинство методик направлено на улучшение функционирования центральной нервной системы ребенка. Это подразумевает постоянные занятия с малышом, на помощь родителям могут прийти специалисты.
Коррекционная работа с аутичным ребенком требует больших эмоциональных затрат и носит долгосрочный характер. Обязательно нужно относиться к ребенку с предельным вниманием, следить за малейшими проявлениями его внутреннего состояния, за мимикой, за жестами. Ведь иногда только по случайной фразе, даже по единичному возгласу, по мимолетному движению можно догадаться о тех переживаниях, желаниях, страхах, во власти которых находится ребенок. Родители должны понять, насколько трудно их сыну или дочери жить в этом мире. И они должны научиться терпеливо наблюдать за происходящим, замечая и комментируя вслух каждое слово и каждый жест ребенка. Даже если родителям кажется, что малыш никак не реагирует на их старания и на их слова, все равно они должны как можно больше говорить с ним. Облекая в слова все его действия и возможные переживания. Многократное перечитывание одних и тех же произведений и многократные же разъяснения родителей помогают ребенку научится лучше понимать себя и окружающих. И те стереотипы, которые сформировались у него благодаря повторению «обучающего» чтения, снижают тревожность ребенка и повышают его уверенность в себе. Многие родители недооценивают соблюдение режима дня- а это является одним из важнейших условий успешной адаптации ребенка для того, что бы он чувствовал себя в безопасности. Выполняйте в строгой, заведенной раз и навсегда последовательности различные повседневные процедуры: одевание, кормление, приготовление ко сну и т. д. Так же важно учитывать, что изображение режима дня должно висеть в виде пиктограмм; для складывания одежды нужно отвести специальное место для складывания одежды, всегда в одной и той же последовательности в ванной перед зеркалом разложить принадлежности для умывания. Очень полезно для аутичного ребенка создание семейных ритуалов- для обеспечения его спокойствия и уверенности в себе (напр. – прогулка, чаепитие, совместное чтение, массаж- подготовят аутичного ребенка к процедуре укладывания в постель и обеспечат спокойный сон.
Родители аутичного ребенка всегда должны помнить, что аутичный ребенок крайне консервативен, что любое, даже маленькое изменение в режиме, в обстановке, в одежде, может вызвать самоагрессию.
Старайтесь, чтобы ребенок получал яркие впечатления от произведений искусства (музыки, театра и т. д.)
Желаю удачи!