Уварова Дарья Александровна
Использования дидактических игр при формировании элементарных математических представлений детей младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
«Использования дидактических игр при формировании элементарных математических представлений детей младшей группы»
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Актуальность
Публикация «Использования дидактических игр при формировании элементарных математических представлений детей младшей группы» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому достигнут, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.
Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс
решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
Цель: повышение своего уровня профессионализма и компетентности, использования дидактических игр при формировании элементарных математических представлений детей младшей группы.
Задачи:
• составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
• использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста;
• изучить методическую литературу, другие источники и повысить свой уровень знаний по данной теме;
• составить картотеку развивающих игр по математике для детей младшего дошкольного возраста;
• использовать развивающие игры по формированию элементарных математических представлений на занятиях, прогулках, во время совместной и самостоятельной деятельности;
Срок реализации: 1 год (сентябрь 2021- май 2022 учебный год)
Планируемые результаты освоения программы
Ожидаемые результаты:
1. создать благоприятную развивающую среду для развития интереса у детей к математике.
2. Подбор произведений, иллюстраций (создание книжного уголка).
3. Создание дидактических и развивающих игр.
4. Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по системе работы.
5. Совместное творчество педагогов и родителей.
Содержание работы по самообразованию саморазвитию:
Этапы развития Содержание работы Срок
1 Этап- установочный
- выявление проблемы
-теоретическое изучение вопроса.
-изучение научно-методической литературы.
-изучение опыта работы педагогов 1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015).
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3.«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» - инновационная программа дошкольного образования (под редакцией Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой)
4. Профессиональный стандарт педагога ДОУ.
5 И. А. Помораева. В. А. Позина «Формирование элементарных представлений» 3-4 года.
6. Источники из интернета.
- подготовка консультаций для воспитателей.
- дополнение развивающей среды.
- разработка перспективного плана.
-подготовка консультаций для родителей.
- изготовление пособий.
- привлечение родителей к совместной работе. Сентябрь 2021
2 этап – практический
Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей младшего дошкольного возраст;
Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития)
сентябрь 2021г. - май 2022г.
3 этап – обобщающий 2022 год
Выступление с докладом об опыте работы по теме самообразования на педсовете;
-Оформление результатов работы по теме самообразования (презентация)
-Публикация в интернете работ для распространения педагогического опыта;
Перспективный план работы:
Сентябрь 2021-май 2022 г
Перспективное планирование в младшей группе
Формы работы Месяц
С детьми С родителями
1 Дидактическая игра на усвоение понятия «цвета» : «Сделаем кукле бусы».
Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях. Анкетирование (Познакомить индивидуально родителей с проблемами фэмп группы (по результатам диагностики)
Сентябрь
2 Дидактическая игра по развитию представлений о величинах : «Украсим коврик», Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер. Памятка «Что должен знать и уметь ребенок по ФЭМП для 3-4 лет» Октябрь
3 «Разложи по коробочкам». Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру.
Памятка «Математика - это интересно» Ноябрь
4 Дидактическая игра «Что лишнее?». Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов.
Консультация: «Игры на запоминание цифр» декабрь
5 Дидактическая игра по развитию количественных представлений : «Угости зайчат». Знакомство с понятиями «один», «много».
Консультация: «Математика вокруг нас». Январь
6 Дидактическая игра по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов : «Бабочки и цветы». Сравнение групп предметов по количеству (столько же, больше, меньше).
Консультация: «Дидактические игры по дороге в детский сад».
Февраль
7 Дидактическая игра : «Подбери дорожки к домикам. Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже).
Консультация на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста». Март
8 Дидактическая игра : «Геометрическое лото». Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал. Рекомендации: «Формируем пространственные представления». Апрель
9 Дидактическая игра на расположение в пространстве: «Магазин игрушек».
Формирование пространственных представлений : на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед и др.
Мастер - класс «Дидактическая игра своими руками» Май
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
* Консультации на темы: «Игры на запоминание цифр», «математика вокруг нас», «дидактические игры по дороге в детский сад», «роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста».
* Памятки: «Что должен знать и уметь ребенок по ФЭМП для 3-4 лет», «Памятка «Математика - это интересно»».
* Рекомендации: «Формируем пространственные представления», «как научить детей определять свойства предметов».
* Пополнение методической литературы
* Фоотчёт
* Выступление на педсовете
*Публикация в интернет ресурсах
*Мастер класс на тему «Использования дидактических игр при формировании элементарных математических представлений детей младшей группы».
Перспектива
В перспективе планирую продолжить работу по самообразованию, а так же продолжить рост собственного профессионального мастерства.
Литература:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации»
2. И. А. Помораева. В. А. Позина «Формирование элементарных представлений» детей 3-4 года.
3.«От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой М. : Мозаика-синтез, 2016.