Лучший педагог года

Аспекты коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у дошкольников с ОНР

Татьяна Архипова
Аспекты коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы

Аспекты коррекционной работы

по преодолению нарушений слоговой структуры слов

у дошкольников с ОНР

Нарушения слоговой структуры слов представляют значительную сложность для логопедической работы. Эти нарушения сохраняются у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологический структурой слова. Дети более старшего дошкольного возраста часто сознательно избегают употребления наиболее трудно произносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих. Недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии и фонематической дислексии, а также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с болезненным переживанием этих явлений. При нормальном речевом развитии и в условиях его патологии становление и функционирование всех компонентов языковой системы – фонетики, лексики и грамматики – органически связано с таким понятием, как слоговая структура слов.

Публикация «Аспекты коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у дошкольников с ОНР» размещена в разделах

Анализируя литературные источники Р. Е. Левиной, А. К. Марковой, Т. А. Ткаченко, Н. С. Четверушкиной, З. Е. Агранович, а также собственный опыт, мы пришли к выводу, что неоправданно связывать вопросы коррекции нарушений слоговой структуры слов только с проблемами формирования звукопроизношения. Именно нарушение слоговой структуры является ключевым симптомом наличия общего недоразвития речи у ребенка. Потому мы предлагаем отвести нарушению слоговой структуры особое место как при обследовании детей с речевой патологией, так и в процессе коррекционного воздействия.

При обследовании слоговой структуры слов у детей логопедической группы мы ориентировались на 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности (классификация А. К. Марковой). Усложнение заключается в наращивании количества в использовании различных типов слогов. В результате обследования чаще всего выявляем наряду с сокращениями числа слогов, их перестановками, искажениями и замещениями нарушение воспроизведения стечений согласных звуков. Данный дефект Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина выделяют как самый распространенный при произношении слов различной слоговой структуры детьми, страдающими ОНР.

При формировании слоговой структуры слов мы предлагаем применять в качестве вспомогательного средства зрительные и жестовые символы гласных и согласных звуков, что способствует более успешному формированию у детей навыков звукового анализа. На каждого ребенка в группе имеется раздаточный материал со зрительными символами звуков по методическим рекомендациям Т. А. Ткаченко. Для проведения углубленной работы по данной теме предметно-развивающая среда в группе была пополнена специальным уголком по исправлению нарушений слоговой структуры слов, где на каждую лексическую тему имеются словарики трудных слов, специальные коррекционные упражнения Н. С. Четверушкиной; многофункциональные игровые пособия: «Замок знаний», «Дом для гнома», «Лесенка Крулехта», «Путешествие по сказкам», «Логопедические бусы», «В стране красивых букв», «Компьютер»; изготовлены атрибуты к новым сюжетно-ролевым играм: «Офис Строй-малыш», «Редакция газеты Слава труду», «Путешествие на морском лайнере».

Основные принципы коррекции слоговой структуры слов, используемые нами в работе :

1. Непременное условие для начала работы по коррекции слоговой структуры слов – наличие фонетико-фонематической базы, то есть определенного уровня развития фонематического восприятия и произносительных навыков. На всех видах занятий, используя различные дидактические игры, постоянно работаем над развитием зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, мышления.

2. В начале обучения ребенку предлагаем упражнения со словами, содержащими только правильно произносимые звуки.

3. По мере усложнения речевого материала для коррекции нарушений слоговой структуры (от слогов к словам, предложениям, затем к стихам и рассказам) расширяем звуковую палитру используемых слов : сначала это звуки раннего онтогенеза, затем свистящие, шипящие, звук «Р» и, наконец, различные их комбинации.

4. На этапе формирования слоговой структуры весь речевой материал ребенок проговаривает отраженно - вслед за взрослым. К работе привлекаем родителей через домашние тетради, где рекомендуем многократное повторение слов и фраз, вызывающих у детей особые затруднения.

5. На этапе закрепления навыков воспроизводим заученные стихи, скороговорки, рассказы.

6. На заключительном этапе навыки точного воспроизведения слоговой структуры слов окончательно автоматизируем в самостоятельной речи (составление предложений, рассказов, диалог на заданную тему и пр.). Стараемся, чтобы дети неоднократно повторяли заученное в различных ситуациях: в своей группе, в группах для младших дошкольников, перед родителями, на утренниках.

7. В случае возникновения у ребенка затруднений слогового состава слово произносим медленно, раздельно по слогам, одновременно производя следующие действия:

• отхлопывание его слоговового контура;

• отстукивание указательным пальцем по краю стола;

• отбивание мячом;

«прошагивание»;

• выкладывание с помощью фишек;

• зарисовывание короткими полосками;

• прокапывание водой из пипетки количества слогов в слове.

Для этих упражнений в уголке для работы над коррекцией слоговой структуры слов имеется разнообразный раздаточный материал.

8. Значение слова уточняется до начала его послогового проговаривания. При многократном повторении в ходе отработки слогового состава слова параллельно закрепляем его значение, для чего слова включаем в различные предложения до полного усвоения его семантики и слогового состава.

В ходе коррекции нарушений слоговой структуры слов мы используем значительное повышение лексической планки: не ограничиваем лексику детей с ОНР обиходно-бытовыми рамками, стараемся использовать слова со сложной слоговой структурой (поверхность, горно-химический комбинат, компьютер, фантастический, но обязательно после овладения детьми произношением слов, входящих с их состав. Эти приемы мы используем на втором году обучения детей с ОНР в логопедической группе.

Вся проводимая в течение двух лет работа по коррекции нарушений слоговой структуры слов дает возможность детям-логопатам успешно усваивать школьную программу по родному языку.

Публикации по теме:

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин»Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин» Цель: Учить детей делить слова на слоги. Материал: Две куклы, картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов. Ход игры: На.

Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры словДидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов учитель-логопед МАДОУ детский сад №15 «Солнышко» Ворошилова.

Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип»Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» (1 тип — двусложные слова) 1. Пальчиковая гимнастика:.

Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова «Грибы» Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова по теме «Грибы». Составила: учитель – логопед Катина Светлана.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игрКоррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр .

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры»Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры» Открытое логопедическое занятие с детьми 6-7 лет по теме “Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Аспекты коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у дошкольников с ОНР
Опубликовано: 20 января 2022 в 19:03
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Аспекты коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у дошкольников с ОНР» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Архипова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД