Кобякова Ольга
Ассоциативные карты в работе педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Современность диктует новые скорости жизни: быстро сменяющиеся события создают столь же стремительно сменяющиеся проблемы и задачи, в том числе и психологические. На их решение отводится совсем немного времени. И тогда на помощь могут прийти ассоциации. Почему же именно этот механизм оказывается часто наиболее продуктивным, давайте разберемся.
Ассоциация (лат. assotiatio — соединение, взаимосвязь) в психологии и философии — закономерно возникающая связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отраженными в сознании индивида и закрепленными в его памяти. Идеи о взаимосвязи предметов в воображении развились еще в античной философии (Аристотель, Платон, но сам термин «ассоциация» был введен в 1698 году Джоном Локком для обозначения взаимосвязи между представлениями, вызванными случайным стечением обстоятельств.
Публикация «Ассоциативные карты в работе педагога-психолога» размещена в разделах
Физиологической основой ассоциации является кратковременная нервная связь, а фундамент этого психологического явления покоится на условных рефлексах. В основе ассоциации лежит кратковременная условная генерация психических связей, отвечающих за предметное сходство. Например, мы видим предмет, подсознание его анализирует, а воображение синтезирует нечто подобное (в целом анализирует предмет, обстоятельства) [1].
Известный русский ученый И. М. Сеченов посвятил много времени изучению ассоциаций и объяснению их физиологической природы. Он определял ассоциацию как «непрерывное ощущение», возникающее вследствие последовательного ряда условных рефлексов: «Ассоциация есть, как сказано, непрерывный ряд касаний конца предыдущего рефлекса с началом последующего. Конец рефлекса есть всегда движение, а необходимый спутник последнего есть мышечное ощущение. Следовательно, если смотреть на ассоциацию только в отношении ряда центральных деятельностей, то она есть непрерывное ощущение. В самом деле, в каждых двух соседних рефлексах средние члены их, т. е. ощущения (зрительное, слуховое и пр.) отделены друг от друга только движением, а последнее в свою очередь сопровождается ощущением. Следовательно, ассоциация есть столько же цельное ощущение, как и любое чисто зрительное, чисто слуховое, только тянется обыкновенно дольше, да характер ее беспрерывно меняется» [7].
Все это приводит нас к пониманию, что ассоциации — серьезный и удобный механизм в работе психолога. И, наверное, один из самых популярных в нашей деятельности. Психологи используют его в рамках консультирования, в беседе, для установления контакта, при работе с рисуночными тестами и арт-терапевтическими методиками. Используют, работая с текстами. В драматерапии. В песочной терапии. Многие пользуются ассоциативными картами в свой работе и со взрослыми, и с детьми.
Ассоциативные карты (АК, известные также как проективные, ассоциативно-метафорические, терапевтические, являются качественным, удобным проективным дидактическим материалом, используемым в групповой и индивидуальной работе с детьми и взрослыми. Диапазон применения ассоциативных карт огромен. Обычно это не методика работы, а средство взаимодействия с ребенком, выборы которого чаще всего нельзя оценивать.
Применение ассоциативных карт предоставляет ребенку возможность метафорического моделирования реальности в игровой форме; создания общего пространства при обсуждении той или иной ситуации из жизни. АК стимулируют мышление, снижают защиты и помогают создать безопасную обстановку для самораскрытия, помогают «растопить лед» на начальных стадиях работы. При этом становятся доступными такие процессы восприятия, которые протекают за пределами сознания. АК помогают вывести на поверхность глубинные переживания и тем самым способствуют самопознанию. Метафоричность АК позволяет ребенку воспринимать проблемы на расстоянии и символично. Работа с любой метафорой представляет собой поиск ресурса, предполагает опору на него в самом человеке.
Для каждого психолога очень важным шагом является установление первоначального контакта. Здесь будут уместны метафоры, рисунки, игры. И карточки на этом этапе являются «палочками-выручалочками». Их внешний вид сразу притягивает детей, действует успокаивающе на тревожных клиентов, создает безопасное пространство. Дети, увидев карточки, сразу задают вопрос: «О! А во что мы будем играть?» Даже если дети молчат, напряжены, то, увидев карточки, сразу начинают их рассматривать, перебирать. Или, как часто бывает, ребенок приходит к психологу не по своей воле, а по рекомендации педагога. Как правило, со своими защитами, отрицаниями. В таких случаях зрительная метафора помогает осторожно войти в проблемное поле в игровой форме. Ведь картинки — это что-то несерьезное, нестрашное, можно расслабиться, поиграть, поговорить и обнаружить что-то.
Во время консультаций бывает сложно «раскрыть» ребенка для разговора о первопричинах его ситуации, особенно если речь идет о тяжелых событиях, депрессиях или, например, травматических и посттравматических расстройствах.
Ассоциативные карты — это проективная методика, которая помогает быстро «извлечь» истинную проблему из бессознательного и работать непосредственно с ней. Карты могут помочь взглянуть на ситуацию со стороны, чтобы разобраться в отношениях с близкими людьми, конфликтами в школе [4]. Ассоциативные карты — это набор картинок на небольших карточках, очень похожих на игральные карты. С той лишь разницей, что это — профессиональная методика решения проблем.
Почему были созданы наборы ассоциативных карт (колоды? Потому что работа с АК уникальна. Есть возможность обратиться к подсознанию, провести диагностику и терапию в короткие сроки. Прежде всего, потому, что современные дети, особенно младшие школьники и младшие подростки, по разным причинам лишены воображения. В некоторых случаях оно еще не сформировалась, у некоторых блокировано использованием гаджетов. Надо отметить, что работа с рисуночными тестами как диагностическим ассоциативным материалом более затратна по времени, которого зачастую педагогу-психологу не хватает. Также мы часто сталкиваемся и с неумением детей рисовать, и с их нежеланием это делать.
Изучение существующих наборов МАК для детей показало, что, с одной стороны, они дороги (авторство всех — Израиль, с другой — не отвечают запросам педагога-психолога, работающего в России. Использование МАК для взрослых в работе с детьми осложнено скудостью воображения школьников и широким полем метафорического толкования. Поэтому в 70% случаев попытки использовать уже существующие наборы карт с детьми этого возраста не увенчались успехом.
В работе с младшими школьниками с психологическими рисками и психологическими травмами я использую три набора авторских ассоциативных карт : «Настроение», «Детство» и «СОГ (Страхи. Обиды. Герои)».
Набор «Настроение» состоит из 36 картинок (карт). Этот набор создавался первым с целью изучения настроения, психоэмоционального состояния детей. Он дает возможность не только диагностировать психоэмоциональное состояние младшего школьника, но и корректировать его. Картинки в наборе односложны и, как правило, бессюжетны. На них изображены предметы и объекты живой и неживой природы, которые могут вызывать ассоциации не только у детей.
Цветовая гамма, сочетание цветов тоже дают возможность проводить параллель с настроением. Набор содержит картинки, ассоциирующиеся с позитивными и негативными эмоциями.