Грязева Татьяна
Артикуляционная моторика и ее влияние на звукопроизношение у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Детская речь представляет огромный интерес для изучения благодаря своему своеобразию, особенностям начальных этапов формирования, а так же индивидуальным закономерностям развития.
Овладение языком у детей происходит не сразу. Это длительный, многоступенчатый процесс развития языковой способности, который требует времени и усилий как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого. Развитие речи ребенка проходит в 3 этапа. Первый этап длится от рождения до 1 года (доречевой). На этом этапе ребенок гулит и лепечет, так же к этому периоду относится появление «псевдослова». Второй этап проходит в период до двух лет. На этом этапе происходит первичное освоения языка, пополнение пассивного словаря. И третий – этап усвоения грамматики, когда у ребенка начинает складываться более грамотная и правильная речь.
Публикация «Артикуляционная моторика и ее влияние на звукопроизношение у детей с ОНР» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Дифференциация и автоматизация звуков
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
Для того чтобы речь была правильной и четкой, должны быть соблюдены необходимые условия. Важнейшее условие – правильно сформированная артикуляционная моторика. «Артикуляционная моторика – совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата и обеспечивающая одно из условий правильного звукопроизношения» – такое определение дает в своем словаре В. И. Селиверстов. Таким образом, у ребенка должны быть сформированы правильные артикуляционные уклады, чтобы он мог четко произносить звуки.
Звуки родной речи появляются в результате сложного набора движений артикуляционных органов – кинем. Появление новой кинемы дает возможность произношения и освоения звуков, которые не могли быть воспроизведены ранее из-за ее отсутствия. Взрослый человек, речь которого уже сформирована, правильно произносит и изолированные звуки и не ошибается в монологической речи. Это возможно благодаря силе, хорошей подвижности и слаженной работе органов артикуляции. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.
Уже с первых дней ребенок выполняет очень много различных движений: шевелит языком, губами, челюстью. Именно эти движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка, они выполняют функцию гимнастики органов речи.
Для того чтобы речь была четкой, нужны развитые и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция напрямую связана с работой мышц, таких как: жевательные, глотательные, мимические. Голос образуется при участии органов дыхания: гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы.
Если речь ребенка неправильная, страдает не только звукопроизношение, но и все компоненты, то можно говорить об общем недоразвитии речи.
«Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и интеллекте». Дети с ОНР не сразу могут приспособить свою артикуляцию к точному воспроизведению тех или иных звуков речи. В одних случаях они могут заменять сложные звуки более простыми по артикуляции. В других – наблюдается пропуск отдельных звуков или частей слова. Чаще всего ребенок пропускает безударную часть слова или согласный звук в словах со стечением двух или более согласных. Иногда можно наблюдать и лишние звуки в слове (автобусн – автобус, ситой – стой).
Необходимо отметить, что особенности произношения звуков детей с ОНР напрямую зависят от уровня недоразвития речи.
Звуки — это материал, из которого строится человеческая речь, и только когда они произносятся четко и точно, речь становится правильной, а значит может служить средством общения между людьми.
Нарушение звукопроизношения – серьезное препятствие в овладении ребенком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние, самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками. Если дефекты звукопроизношения, на которые влияет артикуляционная моторика, не исправлять, то в начале школьного обучения они почти наверняка скажутся на чтении и письме; в подростковом возрасте могут вызвать болезненные комплексы; позже – ограничить в выборе профессии. Взрослым людям крайне важно правильно произносить все звуки родного языка, ведь от того, насколько красиво и правильно говорит человек, зависит его успешность, его карьера, его место в современном мире. Звукопроизношение, которое нарушено вследствие неправильно сформированной артикуляционной моторики, нередко становится причиной профессиональной нереализованности или невостребованности людей в жизни.
Список использованной литературы:
1. Волкова, Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г. А. Волкова. – СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 1993. – 45 с.
2. Волкова, Л. С. Нарушение голоса и звукопроизносительной стороны речи. / Волкова Л. С. –М., 2003. – 230 с.
3. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / - Р. Е. Левина. - М. : Просвещение, 1967. – 132 с.
4. Селиверстов, В. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / В. И. Селиверстов. — М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. — С. 149—150. — 400 с. — 25000 экз.
5. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Д. Б. Эльконин, 4-е издание, - Москва: Издательский центр «Академия», 2007г. 194 с.