Алла Мочалова
Артикуляционная гимнастика как основа успешной логопедической работы с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
как основа успешной логопедической работы
с детьми дошкольного возраста
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляторного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференциацию движений органов, участвующих в речевом процессе.
Публикация «Артикуляционная гимнастика как основа успешной логопедической работы с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Методикой артикуляционной гимнастикой должны владеть логопеды, воспитатели логопедических групп, а также родители детей, посещающих речевую группу.
Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, поэтому для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи.
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции.
Для артикуляционной гимнастики необходимо иметь зеркало, в котором будет помещаться лицо ребенка и взрослого, который показывает упражнения.
Показ должен быть четким, активным, выразительным
Принципы артикуляционной гимнастики :
- экологичность
- систематичность
- от простого к сложному
- от периферических мышц к кончику языка
- учет индивидуальных и возрастных особенностей
- комплексность
- дозировка
- опора на все виды анализаторов
- целесообразность отбора упражнений
- мотивация
1. Экологичность
Артикуляционная гимнастика должна проводиться в хорошо проветренном помещении.
У ребенка должна быть удобная одежда.
Мебель должна соответствовать росту ребенка. Во время артикуляционной гимнастики ребенок должен сидеть на стульчике с опорой ног на твердую поверхность — пол.
Для артикуляционной гимнастики необходимо иметь зеркало, в котором будет помещаться лицо ребенка и взрослого, который показывает упражнения.
Необходимо следить, чтобы у ребенка была прямая спина, тело было не напряжено, ноги и руки были в спокойном положении. Комната, в которой проводятся занятия, должна быть хорошо освещена.
Под рукой нужно иметь сухие и влажные салфетки, а также чистая вода. Проводить гимнастику желательно не раньше чем через час после еды.
2. Систематичность
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 – 3 раза в день по 3 – 5 минут.
Артикуляционная гимнастика дает результат только в том случае, если упражнения выполняются правильно, точно, с плавными переходами. Если делать ее не отслеживая технику выполнения упражнений, то она не достигает своей цели.
3. От простого к сложному.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Начинать следует с динамических упражнений, постепенно переходя к статическим. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
4. От периферических мышц к кончику языка.
Перед проведением артикуляционной гимнастики рекомендуется сделать разогрев периферических мышц:
1) разогреть руки (потереть ладони друг о друга, сделать пальчиковую гимнастику);
2) плавные наклоны головы вправо, влево; повороты головы вправо, влево; повороты головы с наклоном; вытягивание шеи (тянуться макушкой наверх);
3) упражнения на корень языка;
4) упражнения на жевательные мышцы: открыть - прикрыть - закрыть;
5) упражнения на крыловидные мышцы: «Запилила пила», «Застучал молоток», «Выдвижной ящичек»;
6) упражнение на круговые мышцы рта:
улыбка - кружочек – трубочка;
показать верхние зубы, показать нижние зубы;
спрячь губы, покажи губы; покусаем губы;
надуем шарик, втянем щеки;
фырканье губами (как лошадка);
7) упражнения для мышц языка:
«Печем блинчики» - пошлепывание языка губами, издавая звуки – пя-пя-пя, за тем «Блинчик в покое»;
покусывание высунутого языка;
«Жало» - остренький язычок;
«Часики» - острый язычок двигается вправо, влево от одного уголка рта к другому, губы при этом растянуты в улыбке;
«Вкусное варенье» облизать верхнюю губу;
«Качели» (с высунутым языком и внутри рта);
«Чистим зубки»;
«Маляр» (при повышенном тонусе);
«Горка»;
«Катушка»;
«Буксующая машинка»;
«Щелканье»;
Упражнение на сопротивление языка
8) Упражнение для мягкого неба
(Приложение 2)
5. Учет индивидуальных и возрастных особенностей.
В любом возрасте артикуляционная гимнастика проводится живо, весело, эмоционально, в игре!
С детьми трех лет все упражнения проводятся в форме веселой игры-сказки. Сюжет сказки можно придумать самому и менять, включая в него разные артикуляционные упражнения из комплекса.
К технике выполнения упражнений в этом возрасте не предъявляется больших требований. Главное, чтобы малыши усвоили базовые навыки.
С детьми четырех лет также используются игровые приемы и игровые сюжеты – «сказки Веселого Язычка». Требования к выполнению упражнения повышаются. Дети знакомятся в игровой форме с органами артикуляционного аппарата. Они узнают, что рот – дом для языка. Что в этом доме есть две дверцы – одна из них – губы, а другая - зубы. И учатся выполнять основные комплексы артикуляционных упражнений.
С детьми пяти лет уже артикуляционная гимнастика проводится по-другому. Нужно очень тщательно следить за четкостью и плавностью движений органов артикуляционного аппарата, за правильностью выполнения упражнения во всех его нюансах. Детей учат удерживать положение органов артикуляционного аппарата от 5 до 10 секунд (под счет взрослого). Упражнения проводятся не только в медленном или среднем, но и в быстром темпе, так как движения уже хорошо отработаны и привычны для ребенка.
Отрабатываются все комплексы артикуляционной гимнастики.
С детьми шести лет акцент делается на развитие фонематического слуха. И в артикуляционную гимнастику включаются упражнения на дифференциацию разных звуков.
6. Комплексность
Расстройства речи представляют собой синдром, в структуре которого выделяются сложные связи между речевыми и неречевыми симптомами.
Если коррекционная работа не дает ожидаемого результата, необходимо подключать дополнительных специалистов для комплексного воздействия.
7. Дозировка
Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должно быть строго индивидуально как для каждого ребенка, так и для каждого данного периода работы с ним.
На первых занятиях иногда приходится ограничиваться двукратным выполнением упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем можно доводить количество повторений до 15 –20, а при условии коротких перерывов – и более.
Взрослый должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений.
8. Опора на все виды анализаторов
Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста и в целях повышения интереса к выполнению артикуляционных упражнений, нужно стремиться выполнять их в игровой форме, включая в работу различные анализаторы и используя многообразие вспомогательного материала. На занятиях помимо традиционных форм проведения артикуляционной гимнастики можно использовать интерактивные, новейшие формы, в создании которых участвуют и дети.
Артикуляционные упражнения преподносятся детям в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.
9. Целесообразность отбора упражнений.
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка. При подборе упражнений для артикуляционной гимнастики следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки.
10. Мотивация.
Чем младше ребенок, чем больше нужно использовать игровых приемов, сказочных персонажей.
Атрибуты, помогающие привлечь внимание ребенка к упражнениям:
- муляжи языка, рта. Заменить муляжи можно розовыми рукавичками, носочками;
- ростовые куклы;
- «Волшебный мешочек» с мелкими предметами;
- ширмы, домики;
- карнавальные шапочки, колпачки.
Когда ребенок усвоил выполнение упражнений сидя на стуле, можно подключить движения рук и ног используя музыку и дополнительные предметы, такие как фанатки, ленточки и т. д.
Обязательно говорите ребенку о его достижениях, сравнивая выполнение упражнений раньше и сейчас: что у него уже лучше стало получаться, что пока не получается и над чем дальше будем работать, к чему стремиться.