Бутузова Татьяна Владимировна
Артикуляционная гимнастика и правила ее выполнения
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляционная гимнастика и правила её выполнения
В норме человек произносят различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата : губ, языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам. Для того, чтобы ребенок правильно произносил звуки речи, движения его артикуляционного аппарата должны быть четкими и скоординированными. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов — кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за её отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.
Публикация «Артикуляционная гимнастика и правила ее выполнения» размещена в разделах
Исправлением дефектов звукопроизношения у детей занимается учитель-логопед. Но проведение артикуляционной гимнастики, закрепление в домашних условиях занятий логопеда, могут осуществлять взрослые, находящиеся рядом с ребенком.
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произношения звуков.
Правила проведения артикуляционной гимнастики
1. Артикуляционная гимнастика выполняется ежедневно в медленном темпе по 5-10 минут под счёт 1-10 сидя перед зеркалом.
2. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы, показывает выполнение упражнения.
3. Упражнения делает ребенок, взрослый контролирует выполнение, если у ребенка не получается, ему необходима помочь.
4. При выполнении упражнений необходимо руководствоваться принципом «от простого к сложному», поэтому, целесообразно начинать гимнастику с упражнения для губ.
5. В зависимости от звука, который необходимо «поставить» на данном этапе предлагается комплекс упражнений, на определенную группу звуков.
Для чего нужна артикуляционная гимнастика?
Артикуляционная гимнастика необходимая составляющая любого логопедического занятия, которая решает несколько задач: улучшение кровоснабжения артикуляционных органов и их нервной проводимости, развитие гибкости органов речевого аппарата, развитие мышечной силы органов артикуляции, артикуляционных возможностей, увеличение амплитуды движений, так же уменьшается напряженность артикуляционных органов, начинается формирование артикуляционных укладов звуков речи.
Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические с образными названиями. Статические упражнения: «Лопаточка», «Птенчики», «Чашечка», «Трубочка» - направлены на удержание статической позы в течении 5-10 секунд. Динамические упражнения: «Качели», «Часики», «Лошадка», «Вкусное варенье», «Катушка», «Маляр» - требуют ритмических повторений движений, координации, хорошей переключаемости.
Процесс выполнения артикуляционной гимнастики может стать не только полезным, но и увлекательным!