Ирина Валаева
Артикуляционная гимнастика и инновационные подходы в ее проведении
▼ Скачать
Артикуляционная гимнастика и инновационные подходы в ее проведении
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Какие органы принимают участие в речи?
Подвижными органами речи являются язык, губы, мягкое небо с маленьким язычком, нижняя челюсть и голосовые связки.
Неподвижными являются верхняя челюсть, зубы, альвеолярная дуга и твердое небо.
Следствием недостаточной подвижность органов артикуляции, нарушение точности, силы и дифференцированности движений этих органов является нарушение звукопроизношения.
Таким образом артикуляционная гимнастика – это гимнастика для всех органов, участвующих в речи.
В зависимости от того, работа каких групп мышц нарушена –нарушено и звукопроизношение. Таким образом артикуляционные упражнения для языка подбираются исходя из нарушенных звуков.
Свистящие – с сь, з,зь
шипящие — Ш, Ж
аффрикаты – Ц, Ч, Щ
сонорные – Л, ЛЬ, Р, РЬ
заднеязычные – К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ
звонкие согласные (работа над фонематическим слухом и голосом)
мягкие согласные – работа над смягчением согласных
При нарушении свистящих звуков С, СЬ, З, ЗЬ – нам нужно нижнее положение кончика языка и желобок по центру языка.
Упражнения: Для губ: «Улыбочка-трубочка»
Для языка: лопаточка, «Непослушный язычок».«Почистим зубки», «Горка»
В качестве инноваций для формирования у детей интереса к арт. гимнастике используют во время гимнастики стихи:
Горка длинная у нас,
Мы прокатимся сейчас,
Ты на горке удержись,
Плавно, медленно катись!
Также для поддержания интереса детей к выполнению артикуляционной гимнастики используются артикуляционные сказки:
Сказка о веселом язычке. Которую можно придумать вместе с детьми. Вовлекая детей в придумывание сказки одновременно решается несколько задач : развитие фантазии, творчества, интерес к арт. гимнастике, а также непосредственное укрепление мышц языка при выполнении упражнений, придуманных детьми по сказке