Инна Кошеутова
Артикуляционная гимнастика для звуков [Р], [Р’]
▼ Скачать + Заказать документы
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА НА ЗВУКИ Р, Рь
«УЛЫБКА» Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы до счета 5 -10. Затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
«БЛИНЧИК» Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать под счет до 5-10. Следить, чтобы кончик языка не загибался.
Публикация «Артикуляционная гимнастика для звуков [Р], [Р’]» размещена в разделах
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передник краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх - она должна быть неподвижной.
«ЧАШЕЧКА» Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет 5-10. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
«ИНДЮК» Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. Следить, чтобы язык не сужался (язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед, чтобы верхняя губа не натягивалась на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
«ЛОШАДКА» Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный прижат к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не подсаживала язык вверх.
«ГРИБОК» Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать под счет до 5-10. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одно половина не должна провисать, чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.
«ДЯТЕЛ» Рот широко открыт и слегка растянут в улыбке, язычок в форме «чашечки» поднят вверх: боковые края языка прижаты к верхним коренным зубкам, а передний край языка поднят за верхние передние зубы к альвеолам. Ребёнок говорит с придыханием ДД-Д или Т-Т-Т. Язык «прыгает на бугорках». Следить, чтобы работал только кончик языка, а сам язык не прыгал.
«КОМАРИК» Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки за верхними зубами. Пытаться произнести «дзззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд. Помнить, что комар злой, поэтому нажимать языком на бугорки энергично.
«МОТОРЧИК» Выполняя упражнение “Дятел”, проводить прямым указательным пальцем под языком справа – налево (взбалтывать язычок). Следить, чтобы язык был напряженным, боковые края языка прижимались к верхним коренным зубам, по середине языка дует сильный ветерок.
«ФОКУС» Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Внимание! 1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. 2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. 3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.